УДК 37

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ортикбаев Д.О.1, Уста-Азизова Д.А.2
1Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт, Узбекистан, студент 6 курса
2Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт, Узбекистан, руководитель, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Все более широкое распространение в учебном процессе получают различного рода деловые игры. Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре закладываются основы учебной деятельности. В игре формируется эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка своих возможностей, что создает благоприятные условия для умения соотносить желания с реальными возможностями.

Ключевые слова: деловая игра, методы, процесс обучения, студенты, формы


ORGANIZATION AND TECHNOLOGY OF TRAINING ACTIVITIES

Ortikbaev D.O.1, Usta-Azizova D.A.2
1Tashkent Pediatric Medical Institute, Uzbekistan, 6th course student
2Tashkent Pediatric Medical Institute, Uzbekistan, scientific supervisor, Ph.D., Associate Professor

Abstract
More wide distribution in an educational process is got different family business games. Exactly a game causes quality changes in the psyche of child. Bases of educational activity are mortgaged in a game. Emotional stability, adequate self-appraisal of the possibilities, is formed in a game, that creates favourable terms for ability to correlate desires with the real possibilities.

Keywords: business game, forms, methods, process of educating, students


Библиографическая ссылка на статью:
Ортикбаев Д.О., Уста-Азизова Д.А. Организация и технология учебной деятельности // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2270 (дата обращения: 27.09.2024).

В последнее время в системе образования требуются значительные изменения как в содержании обучения, так и во всем учебном процессе. Это закономерно обуславливает необходимость изменения в методах и формах организации процесса обучения. Поэтому внедрение в школу творческих методов обучения считается актуальной задачей. Процесс творчества включает в себя, прежде всего, открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.

В педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода деловые игры. Уже в 1932 году в Ленинграде М.М.Бирштейн впервые использовала в обучении игровой метод (деловую игру).[1] Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными.

На 1991 год в мире использовалось более 2000 деловых игр из них только в бывшем СССР и США – свыше 1200. Распространяются и внедряются деловые игры в Англии, Канаде, Японии, Франции, Германии, Польше, Чехии, Словакии и др.

Особенно широко деловые игры стали использоваться в последние годы. В настоящее время в мире используется более 2000 видов и разновидностей деловых игр. Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре закладываются основы учебной деятельности. В игре формируется эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка своих возможностей, что создает благоприятные условия для умения соотносить желания с реальными возможностями.

Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших учащихся. Студент часто сталкиваться с необходимостью решения проблемы, составления ситуационных задач и принятия решений. Здесь необходимо развития у студентов способности к коллективным действиям. Интерактивные методы, деловые игры зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а качество, к сожалению страдает.  Материал, плохо усвоенный учащимися, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Как найти решение проблемы? На помощь педагогам должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных, используемых на занятиях методов обучения.

Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

В использовании деловой игры можно отметить преимущества и недостатки.

Графический органайзер «Т—схема»

Преимущества

Недостатки

высокая мотивация высокая трудоемкость к занятию для преподавателя, он должен быть внимательным в течение всего хода игры
эмоциональная насыщенность процесса обучения большая напряженность для преподавателя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске
подготовка к профессиональной деятельности неготовность студентов к работе с использованием деловой игры
формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания трудности с заменой преподавателя, который проводил игру
после игровое обсуждение способствует закреплению знаний если студенты не поняли тему, они не смогут активно участвовать в деловой игре

Деловые игры дают возможность для студентов более широко проанализировать существующие условия, реально представить последствия принимаемых решений, создают вероятность принятия альтернативного решения в будущей профессиональной деятельности. В деловой игре студент имеет неполную, но достоверную информацию, это увеличивает доверие к имеющимся итогам и инициирует общее направление принятия ответственности. Рассматривая преимущества, определяют успешность использования этого метода в процессе обучения. Деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы. Познавательная эффективность, осуществляемая в процессе игры путем знакомства студентов с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, с функциями своей будущей профессиональной деятельности на личном примере.[2]

В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:

1. Учебная сфера: учебный метод применяется в учебной программе для обучения, повышения квалификации.

2. Исследовательская сфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т.д.

3. Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования.

Качество знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести деловую игру. Если преподаватель не вызывает доверия у студентов своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами, игра не будет иметь запланированного результата, или даже может иметь противоположный результат. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Она должна включать в себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике.

Таким образом, для повышения познавательной активности студентов, преподавателю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей преподавательской деятельности.


[1] Комплексная деловая игра. Под ред. Абрамова И.Г. и др. // «Мысль» М., 1991

[2] Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: – 2000 – cтр.92


Библиографический список
  1. Каримов И.А. Наша главная цель – воспитать подрастающее поколение физически и духовно совершенным// Мирная жизнь и безопасность страны зависят от единства и твердой воли нашего народа. – Ташкент: Ўзбекистон, 2004. – Т.12. – С.100-121.
  2. Комплексная деловая игра. Под ред. Абрамова И.Г. и др. // «Мысль» М., 1991
  3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: – 2000. – 416 с.
  4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Издательство «Питер», 2000. 304 с.
  5. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. 432 с.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.


Все статьи автора «Уста-Азизова Дильноза Ахраровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: