Компьютерная деловая игра (КДИ) — это учебно-тренинговая компьютерная система, основанная на игровой математической модели, описывающей хозяйственно-управленческий процесс, приближенный к реальной ситуации по определенным правилам и задачам. Данный метод обучения позволяет отрабатывать навыки и умения принятия разных управленческих решений для комплексного анализа в изменяющейся ситуации, выдвигая имитационно-практические задачи. Решая задания с помощью компьютеров, участники игры оценивают исходные данные, которые характеризуют различную профессиональную обстановку, находят рациональный вариант ответа на поставленную перед ними задачу, согласуют мнение со своими “коллегами” и вырабатывают вместе общее решение. А так же данный метод существенно повышает заинтересованность студентов в изучении теоретического материала [4, 5].
Для достоверности эффективности использования компьютерных деловых игр в обучении студентов дисциплине «Транспорт леса», ниже рассмотрим тему практического занятия: Лесная биржа. Цель КДИ: оптимальное распределение лесоматериалов на рынке.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
1) составление плана доставки лесоматериалов;
2) разработка математической модели распределения лесоматериалов между нижними складами;
3) имитационное моделирование посредством генерации различных планов транспортировки лесоматериалов.
Порядок проведения занятия
Характеристика игровой модели
Рисунок 1 – Игровая модель КДИ
Введение (этап помогает участникам понять цели игры и основные правила ее проведения). В данное время широко применяются методы оптимизации, которые приносят существенную экономическую выгоду, позволяют принимать разнообразные управленческие решения в условиях риска и неопределенности [6].
Условие задачи. Пусть имеются верхние склады A1, A2,…, An, с запасом лесоматериалов в количестве a1, a2,…,an единиц, соответственно, которые необходимо доставить нижним складам B1,B2,…, Bm, заказавшим b1,b2, …, bmединиц лесоматериалов. Также известны все тарифы перевозок cij (стоимость перевозок единицы лесоматериалов) от верхнего склада Ai к нижнему складу Bj( ). Составить план перевозок, при котором общая стоимость всех перевозок будет минимальной [8].
Таблица 1 – Стоимостная матрица
Заказы |
b1 |
b2 |
… |
bm |
||||
Запасы |
||||||||
A1 |
a1 |
c11 |
c12 |
… |
c1m |
|||
A2 |
a2 |
c21 |
c22 |
… |
c2m |
|||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
|||
An |
an |
cn1 |
cn2 |
… |
cnm |
|||
Обозначим суммарный запас груза у всех поставщиков символом a , а суммарную потребность в грузе у всех потребителей – символом b, т.е.
Если a = b, то задача называется закрытой, а если a не равно b – открытой.
Общий случай математической модели транспортной задачи:
Разделение игроков: участники игры делятся на 2-3 группы. Желательно, чтобы участники группы были равны: по социальному статусу, по интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы [1].
Каждому участнику раздаются пронумерованные двусторонние карточки разного цвета с указанными объемами производства и потребления. «Продавцам» раздаются карточки зеленого цвета, «покупателям» – красного.
Наличие и специфика необходимого материала: для проведения данной КДИ необходимо следующее техническое оснащение: проектор, экран, ноутбук, персональные компьютеры, подключенные к сети Internet, индивидуальные двусторонние карточки зеленого и красного цвета, индивидуальные протоколы работы участников лесной биржи.
Изучение ситуации КДИ: участники получают следующую необходимую информацию от ведущего (преподавателя):
Таблица 2 – Стоимостная матрица вариантов спроса и предложения
Стоимость доставки круглых лесоматериалов между вариантами, руб./куб.м. км |
||||||||
Нечетные номера списка |
1 |
3 |
5 |
7 |
9 |
11 |
13 |
|
Четные номера списка |
Объем, куб.м. |
980 |
2180 |
1930 |
1270 |
3750 |
2250 |
1860 |
8 |
1860 |
6 |
4 |
4 |
5 |
9 |
3 |
6 |
10 |
2250 |
6 |
6 |
6 |
10 |
6 |
2 |
8 |
12 |
3750 |
4 |
2 |
8 |
6 |
2 |
2 |
5 |
14 |
1270 |
6 |
3 |
3 |
10 |
10 |
1 |
10 |
16 |
1930 |
3 |
3 |
8 |
4 |
7 |
4 |
3 |
18 |
2180 |
4 |
1 |
10 |
2 |
9 |
4 |
8 |
20 |
980 |
1 |
10 |
8 |
2 |
2 |
1 |
7 |
Обсуждение ситуации: на данном этапе задача ведущего – управлять работой групп, помогать отстающим группам, консультировать участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Важным моментом является фактор времени, необходимо чтобы в каждой группе был ответственный за хронометраж (расчетное время обсуждения – 40 мин). [3].
В процессе обсуждений покупатели и продавцы рассаживаются в аудитории пропорционально стоимости доставки 1 куб. м., при этом расстояние друг от друга в 1 шаг эквивалентно 1 руб.
Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, оформление результатов с обоснованием варианта ответа): после изучения ситуации начинается процесс игры, заключающийся в перераспределении между участниками биржи круглых лесоматериалов.
В процессе игры решается вопрос «кому?» и «сколько?» лесоматериалов нужно доставить. Продажи и покупки фиксируются в индивидуальном протоколе до полного удовлетворения потребностей всех участников игры лесной биржи.
После распределения древесины путем переговоров проводится сравнительный анализ с решением данной задачи путем оптимизации математической модели при помощи табличного процессора Excel [9].
Рабочий лист Excel с введенными исходными данными для решения транспортной задачи показан на рисунке 2.
Рисунок 2 – Фрагмент рабочего окна Excel с матрицами
стоимости и распределения
Затем настраиваем программу «Поиск решения» как показано на рис. 3
Рисунок 3 – Фрагмент рабочего окна Excel с окном поиска решения
В окне “Поиск решения” кликните курсором на кнопку “Выполнить”. Повторным запуском оптимизатора убеждаемся, что решение не меняется.
Рисунок 4 – Фрагмент рабочего окна Excel с результатами решения
Подведение итогов КДИ: проводится анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений, оценивается эффективность работы каждого участника коллектива группы. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте наблюдают эффективность разных стратегий принятия решений [7].
Разбор оптимального варианта решения: после анализа деятельности групп важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения сгенерированного в оптимизаторе Excel, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения.
Общая дискуссия: целью является закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем [2].
При прохождении КДИ «Лесная биржа» участники игры (студенты) знакомятся с применением элементов транспортной задачи в условиях имитационно-практической игры, управляя самостоятельно процессом распределения средств и материалов, учатся работать в коллективе и составлять документацию, что поможет в дальнейшей профессиональной деятельности. КДИ охватывают важнейшие виды деятельности, развивают профессиональные умения и компетенции. На основе КДИ студенты-игроки учатся использовать ранее приобретенные теоретические знания вусловиях имитационной ситуации, дискуссировать, узнают о новых технологиях в своей отрасли [10].
В результате применения указанной КДИ достигаются следующие цели:
1) составление плана доставки лесоматериалов;
2) разработка математической модели распределения лесоматериалов между нижними складами;
3) имитационное моделирование посредством генерации различных планов транспортировки лесоматериалов.
Библиографический список
- Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры – Рига: АВОТС, 1989 – 304 с.
- Березина С.В., Лисецкого К.С. Технология формирования социальных навыков. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. – 224 с.
- Зарукина Е.В. Деловые игры: методические рекомендации по разработке и оформлению / Е.В. Зарукина. – СПб: СПб ГИЭУ, 2011. – 17 с.
- Компьютерная деловая игра http://smages.com/blog/stati/2585/ (17.11.2011)
- Курьянов Н.А. Активные методы обучения. Электронный доступ: http://vuzmen.com/book/1970-aktivnye-metody-obucheniya-kuryanov-na.html
- Образцов П.И. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения / П.И. Образцов, А.И. Ахулкова, О.Ф. Черниченко. – Орел, 2005. – 61 с.
- Санникова Н.П. Роль деловых игр в создании компетентностно-ориентированной образовательной среды в социально-педагогическом колледже. Электронный доступ: http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1081
- Самаров К.Л. Математика. Транспортная задача: учебно-методическое пособие. М. : ООО Резольвента, 2009 – 23 с.
- Сичная О.В. Решение транспортных задач с помощью Microsoft Excel. Электронный доступ: http://www.rusnauka.com/9_DN_2010/Matemathics/61416.doc.htm
- Ушницкий А.А., Григорьев М.Ф., Григорьева А.И.О некоторых особенностях применения и эффективности деловой игры для обучения студентов лесного направления в аграрном вузе. Гуманитарные научные исследования № 4 (32) Апрель 2014. Научно-практический журнал. – М. : «Международный научно-инновационный центр», 2014. – [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6435 (дата обращения: 07.04.2014).