УДК 81'366.587

КАТЕГОРИЯ ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ

Суворова Надежда Викторовна
Северо-Кавказский федеральный университет
магистрант

Аннотация
Данная статья посвящена анализу учебников по русскому языку для общеобразовательных школ на предмет раскрытия в них темы «Вид глагола», корректности практических заданий по теме; влияние категории предельность/непредельность глаголов на категорию вид глагола, составление видовых пар с опорой на природу глагольного действия.

Ключевые слова: аспектология, вид глагола, видовые глагольные пары, глагольное действие., категория предельности/непредельности глаголов, поле аспектуальности


СATEGORY VERBAL KIND AWARE OF GRAMMAR SCHOOL

Suvorova Nadezhda Viktorovna
The North Caucasus Federal University
student

Abstract
This article is devoted to the analysis of textbooks for Russian language schools on the subject of the disclosure of the subjects in the "View the verb" correctness practical tasks relating to; impact category ultimacy / unsaturation of verbs in the form of the verb category, drawing pairs of species relying on the nature of the verbal action.

Библиографическая ссылка на статью:
Суворова Н.В. Категория глагольного вида в курсе школьной грамматики // Современная педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2378 (дата обращения: 13.07.2023).

Особое внимание аспектологов, начиная с середины XX века, привлекает проблема категория вида и влияние на видовую парность глаголов их лексического значения. Как доминанта анализа эта тема представлена уже в известной статье Ю.С. Маслова в 1948 г. (1, 21). В настоящее время данная проблематика занимает одно из центральных мест в «актуальном поле» славянской аспектологии. Речь идет о связях семантики вида и средств ее выражения со значениями глагольных лексем, с аспектуальными классами глагольной лексики, с префиксальным и суффиксальным словообразованием, а также с лексическими элементами контекста (2).

Вслед за А.В. Бондарко (2) мы рассматриваем аспектуальность как функционально-семантическое поле (далее – ФСП), представляющее билатеральное пространство, план содержания которого объединяют взаимодействующие языковые средства (морфологические, словообразовательные, синтаксические, лексические), связанные с выражением характера протекания действия во времени.

Поле аспектуальности – типичный пример ФСП, представляющего собой моноцентрический тип структуры. Грамматическим центром ФСП аспектуальности является категория вида глагола.

Вид (в международной терминологии – аспект) — грамматическая категория глагола, обобщённо указывающая, как протекает во времени или как распределяется во времени (3) обозначенное глаголом действие.

Цель настоящей работы – анализ заданий из школьных учебников по русскому языку на предмет соответствия представленного в них теоретического и практического материала по теме «Вид глагола» современным научным представлениям.

Изучение вида глагола, его грамматических категорий в школе начинается с 5 класса. Мы обратились к ведущим школьным учебникам по русскому языку для 5-6 классов. Сравнительный анализ теоретического материала и практических заданий  показал, что теоретический материал дает достаточный для ученика средней школы уровень знаний по глаголу, точнее по интересующей нас категории вида глагола. Но практические задания, имеющие своей целью научить составлять видовые пары глагола, составлены не всегда корректно: теоретического материала для выполнения практических заданий бывает недостаточно, в примерах может не учитываться сама природа глагольного действия.

Обратимся для примера к учебнику русского языка Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В., А.Г. Нарушевича (4). Тема – «Глагол. Совершенный и несовершенный вид глагола». Теоретический материал по глагольному виду дан следующий: «Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?» и указывают на действие, имеющее предел, результат: увидеть, понять, закрыть, решить. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?» и обозначают длительное, повторяющееся действие: видеть, понимать, закрывать, решать. Глаголы, которые имеют одинаковые лексические значения и различаются только значением вида, составляют видовую пару: варить – сварить, показать – показывать. Глаголы с разными лексическими значениями видовую пару не образуют: варить – переварить» (4, 99). На основе этих теоретических данных ученик должен выполнить следующее задание: Запишите видовые пары. Задание: 1) Определить способ образования видовой пары в каждом ряду слов. 2) Какая морфема придает глаголу оттенок значения однократности, мгновенности действия? 1) Двигать – двинуть. Толкать, швырять, стрелять, крутить, дергать 2) Делать – сделать. Писать, красить, учить, читать 3) Отбросить – отбрасывать. Записать, заморозить, просмотреть, прочитать, дать, запеть.

Начнем наш анализ с самой формулировки задания в данном упражнении, в котором ученику сообщается, что перед ним видовые пары. Обратимся к «Русской грамматике 1980». Глаголы русского языка в своем большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары. Видовая пара — это пара лексически тождественных глаголов совершенного и несовершенного вида, различающихся между собой только грамматической семантикой вида: делать — сделать, переписать — переписывать. Объединение глаголов в видовые пары — системная категориальная черта вида (5, 583). Категория вида охватывает все глаголы, но не все глаголы формируют видовые пары. В первой части практического задания представлены глаголы, называющее не направленные на завершение занятия, времяпрепровождение, конкретные физические действия, т.е. глаголы несоотносительные по виду. Несоотносительные глаголы несовершенного вида принадлежат к лексико­грамматическому разряду непредельных глаголов. Значение непредельности препятствует формированию видовой пары: здесь не может быть указания на достижение той критической точки, которая исчерпывает действие. Иными словами, действие, называемое этими глаголами, не может иметь предела (5, 584). Таким образом, глаголы двигать, толкать, швырять, стрелять, крутить, дергать не имеют видовой пары. К ним также относятся глаголы учить, читать из второй части практического задания.

В то же время глаголы делать, писать, красить образуют видовые пары (делать – сделать – доводить – довести действие до результата). Глаголы записать, заморозить, запеть при помощи суффиксов -ива-/-ыва-/-ва- образуют соотносительные глаголы несовершенного вида с тем же префиксом, т.е. имеют видовую пару. Беспрефиксный глагол совершенного вида дать с помощью суффикса имперфективации ­ва- образует видовую пару с глаголом несовершенного вида давать.

Обратимся к учебнику русского языка Львова С.И., Львов В.В.. Русский язык. 5 класс (6). Теория данного учебника такова: Глаголы несовершенного вида обозначают продолжительные или повторяющиеся действия. Глаголы совершенного вида обозначают действия, имеющие предел, результат. Что делать? Решать, строить, пищать, ударять. Что сделать? Решить, построить, запищать, ударить.

Однокоренные глаголы часто образуют видовые пары: решать (несов.в.) – решить (сов.в.); делать (несов.в.) – сделать (сов.в.). Глаголы одной видовой пары могут различаться: 1) суффиксами: кричать (несов.в.) – крикнуть (сов.в.), уговорить (сов.в.) – уговаривать (несов.в.); 2) приставками: читать (несов.в.) – прочитать (сов.в.), расти (несов.в.) – вырасти (сов.в.); 3) ударением: срезать (несов.в.) – срезать (сов.в.). Иногда видовая пара образуется двумя глаголами с разными корнями: брать (несов.в.) – взять (сов.в.), класть (несов.в.) – положить (сов.в.), говорить (несов.в.) – сказать (сов.в.).

А теперь приступим к рассмотрению практических заданий. Упражнение 679. Запишите видовые пары. Покажите, какими морфемами различаются глаголы каждой пары.

1.Пищать (несов.в.) – пискнуть (сов.в.); свистеть, толкать, касаться, прыгать. 2. Ехать (несов.в.) – приехать (сов.в.), клеить, лететь, бежать. 3. Петь (несов.в.) – запеть (сов.в.), скрипеть, крепить. 4. Цвести (несов.в.) – отцвести (сов.в.), звенеть, греметь.

В теоретической части данного учебника по русскому языку недостаточно полно раскрыто понятие видовой глагольной пары. Для более адекватного понимания учащимися видовой глагольной пары возможно такое определение: «Видовая пара – пара лексически тождественных глаголов совершенного и несовершенного вида, различающихся между собой только грамматической семантикой вида».

В примерах, представленных в теоретической части, допущена ошибка с глаголом кричать, который не имеет видовой пары, а образованный от него способом суффиксации глагол крикнуть является одноактным действием.

В упражнении 679 в части первой формирование видовой пары от глаголов пищать, свистеть, толкать, касаться, прыгать невозможно из-за непредельности этих многоактновых глаголов.

Глаголы однонаправленного движения ехать и лететь префиксальной видовой пары не образуют. Глагол движения бежать образует видовую пару бегать и в ряду с глаголами, образующими видовую пару путем префиксации, неуместен. Глагол цвести несоотносительный глагол несовершенного вида. Означающий природный физический процесс. Глаголы звенеть и греметь со значением активно производимого звучания и говорения не имеют видовой пары и являются несоотносительными глаголами несовершенного вида.

Для задания данного упражнения возможно использование таких глаголов: 1) кипеть – вскипеть, слепнуть – ослепнуть, мокнуть – промокнуть, готовить – приготовить; 2) Солить – засолить, мерзнуть – замерзнуть, планировать – запланировать, мужать – возмужать; 3) сыреть – отсыреть, редактировать – отредактировать, чинить – очинить; 4) отдалить – отдалять, откусить – откусывать, освоить – осваивать, сдобрить – сдабривать.

В данной статье мы привели лишь два примера неполного соответствия материала учебников теоретическим данным академических грамматик. Мы видим, что теоретического материала школьных учебников недостаточно для полного раскрытия темы «Вид глагола», поэтому ученик не может правильно выполнить практические задания, тем более что в самих упражнениях содержатся некоторые упрощения относительно точности видовых пар и даже некорректность в объединении в видовую пару глаголов, которые такой парой не являются.

Естественно, что при составлении заданий авторы учебников принимали в расчет сложность исходного теоретического материала, ограниченность времени на изучение темы, тем не менее, как нам представляется, необходимо дополнить школьный материал по теме «вид глагола» для более осмысленного усвоения материала. Следует ввести понятия «одновидовые глаголы» и «двувидовые глаголы», более подробно представить категорию предельности/непредельности глагола, так как данная категория касается самой природы протекания действия во времени. Не владея этими элементарными теоретическими знаниями, ученик средней школы не сможет правильно выполнить упражнения, понять саму тему.


Библиографический список
  1. Маслов Ю. С. Очерки по аспектологии/Ю. С. Маслов. Л.: изд-во Ленинградского университета, 1984.
  2. Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики (на материале русского языка). М., 2002.
  3. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. 7-е изд. М., 1956.
  4. Русская грамматика. В II т. Т. I. М.: Наука, 1980.
  5. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч.2. – М.: Мнемозина, 2012.
  6. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., А.Г. Нарушевич. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2012.


Все статьи автора «SuvorovaNV»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: