Ювенальная юстиция как социальный институт стал развиваться более века назад. Конец XIX — начало XX в. ознаменованы тем, что произошел небывалый рост детской преступности. Это являлось первым толчком для применения правосудия в отношении несовершеннолетних лиц. Такой специализированный суд впервые появился в штате Иллинойс (США) в 1899 г. Для рассмотрения дел о несовершеннолетних было введено новое понятие «виновный», «правонарушитель» (англ. delinquent), отличающееся от понятия «преступник» (англ. criminal). Кроме того, нашел закрепление статус несовершеннолетнего правонарушителя, который стал субъектом ювенальной юстиции. Далее пошло быстрое распространение ювенальных судов, как по Америке; так и за ее пределами. К 1931 г. ювенальный суд существовал уже в 30 странах.
К настоящему времени в мире сложилось несколько моделей ювенальной юстиции; англо-американская, континентальная, скандинавская [1].
Англо-американская модель (Великобритания, США) исходит из идеи, что лучший способ сократить уровень преступности — это не дать подростку «оказаться в беде», предупредить проблемы, которые способствуют криминализации поведения подростка. Например, недостаток образования, проблемы в семье, наличие среди членов семьи преступников, нарко- и алкоголезависимых лиц. Как способы профилактики действуют: программа инклюзии молодежи (YIP) для лиц от 8 до 17 лет, которая дает молодому человеку возможность повысить образовательный уровень, получить новые умения и навыки, помочь с выбором профессии; концепция примирения подростка с жертвой, возмещения ущерба, механизмы «восстановительного правосудия», «семенные конференции», предполагающие совместное обсуждение членами семей несовершеннолетних преступников и их жертв вопроса об адекватной форме заглаживания вины, возмещения причиненного вреда.
По континентальной модели (Франция, Канада) уголовная ответственность наступает в 13 лет. Важным аспектом этой системы является то, что судья «ведет» подростка с самого первого случая возникновения сложной ситуации. Поэтому судья всегда хорошо знаком с историей подростка и его семьи, знает, как можно помочь данной семье или подростку. При такой системе судья совмещает функции «официального правосудия» и, частично, социального работника. Более эффективными оказываются способы профилактического воздействия на ребенка, которыми располагает судья. Кроме того, к несовершеннолетним применяются внесудебные меры; направление несовершеннолетнего (с его согласия) для участия в социальной программе или в социальную службу по месту жительства, официальное предупреждение.
В скандинавской модели (Швеция, Финляндия) обособленных ювенальных судов не существует. Подростки до 15 лет не подлежат уголовной ответственности, а преступления молодых люден с 15 до 18 лет рассматривают обычные суды, руководствуясь при этом смягченным законодательством. Лиц, не достигших 18 лет, нельзя направлять в тюрьмы, их помещают в закрытый воспитательный дом. Суть ювенальной юстиции здесь заключается в очень сильной роли социального работника и его активном участии в ходе расследования и суда над несовершеннолетним. Кроме того, работа по предупреждению преступлений среди детей и подростков ведется не только силами школ, социальных служб, но и полиции. Большие знания о жизни детей и подростков, а также постоянный контакт с ними имеют и другие организации, например клубы, жилые микрорайоны, спортивные клубы. Поэтому эти организации участвуют в общей деятельности по предупреждению преступлений по месту жительства.
В отдельных государствах ювенальная юстиция является частью ювенальной системы органов и общественных организаций, занимающихся вопросами семьи и прав детей (например, США, Россия, Канада, Франция).
В России предпосылки становления и развития института ювенальной юстиции обусловлены следующими обстоятельствами:
- ослабление устоев семьи;
- снижение ответственности родителей за воспитание и образование детей;
- увеличение количества родителей, жестоко обращающихся с детьми и не выполняющих свои обязанности по заботе о детях и их воспитании;
- снижение воспитательных функций школы;
- распространение в детской и подростковой среде аддиктивных форм поведения (алкоголизм, наркомания), низкий уровень реализации мер профилактики в работе с несовершеннолетними, употребляющими психоактивные вещества;
- увеличение числа детей, совершивших социально опасные деяния, не достигших возраста уголовной ответственности.
В этой связи, учитывая исторические предпосылки, а также реалии настоящего времени, актуальным стало реформирование системы правосудия над несовершеннолетними в контексте развития ювенальной юстиции и ювенального судебного процесса в направлении организации взаимодействия с социальными службами как на этане следствия, судебного разбирательства, так и исполнения наказания.
Библиографический список
- Пронин А. А. Ювенальное право. — Ростов н/Д., 2011.