УДК 376.58

МОДЕЛИ ИНСТИТУТА ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Гамаюнова Александра Витальевна
Алтайский Государственный Университет

Аннотация
Данная статья содержит исторические моменты и особенности развития ювенальной юстиции в европейских странах. Приведены модели ювенальной юстиции. Рассмотрены исторические предпосылки становления института ювенальной юстиции в России.

Ключевые слова: исторический аспект, модель, несовершеннолетние, ювенальная юстиция


MODEL INSTITUTE OF JUVENILE JUSTICE

Gamayunova Alexandra Vitalievna
Altai State University

Abstract
This article contains historical moments and especially the development of juvenile justice in the European countries. The models of juvenile justice. Examined the historical background of the institute of juvenile justice in Russia.

Библиографическая ссылка на статью:
Гамаюнова А.В. Модели института ювенальной юстиции // Современная педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2442 (дата обращения: 14.09.2024).

Ювенальная юстиция как социальный институт стал разви­ваться более века назад. Конец XIX — начало XX в. ознамено­ваны тем, что произошел небывалый рост детской преступности. Это являлось первым толчком для применения правосудия в от­ношении несовершеннолетних лиц. Такой специализированный суд впервые появился в штате Иллинойс (США) в 1899 г. Для рассмотрения дел о несовершеннолетних было введено но­вое понятие «виновный», «правонарушитель» (англ. delinquent), отличающееся от понятия «преступник» (англ. criminal). Кроме того, нашел закрепление статус несовершеннолетнего правонарушителя, который стал субъектом ювенальной юстиции. Далее пошло быстрое распространение ювенальных судов, как по Аме­рике; так и за ее пределами. К 1931 г. ювенальный суд существовал уже в 30 странах.

К настоящему времени в мире сложилось несколько моделей ювенальной юстиции; англо-американская, континентальная, скандинавская [1].

Англо-американская модель (Великобритания, США) исходит из идеи, что лучший способ сократить уровень преступности — это не дать подростку «оказаться в беде», предупредить пробле­мы, которые способствуют криминализации поведения подростка. Например, недостаток образования, проблемы в семье, наличие среди членов семьи преступников, нарко- и алкоголезависимых лиц. Как способы профилактики действуют: программа инклю­зии молодежи (YIP) для лиц от 8 до 17 лет, которая дает моло­дому человеку возможность повысить образовательный уровень, получить новые умения и навыки, помочь с выбором профес­сии; концепция примирения подростка с жертвой, возмещения ущерба, механизмы «восстановительного правосудия», «семен­ные конференции», предполагающие совместное обсуждение членами семей несовершеннолетних преступников и их жертв вопроса об адекватной форме заглаживания вины, возмещения причиненного вреда.

По континентальной модели (Франция, Канада) уголовная ответственность наступает в 13 лет. Важным аспектом этой си­стемы является то, что судья «ведет» подростка с самого первого случая возникновения сложной ситуации. Поэтому судья всегда хорошо знаком с историей подростка и его семьи, знает, как мож­но помочь данной семье или подростку. При такой системе судья совмещает функции «официального правосудия» и, частично, со­циального работника. Более эффективными оказываются способы профилактического воздействия на ребенка, которыми располага­ет судья. Кроме того, к несовершеннолетним применяются внесу­дебные меры; направление несовершеннолетнего (с его согласия) для участия в социальной программе или в социальную службу по месту жительства, официальное предупреждение.

В скандинавской модели (Швеция, Финляндия) обособленных ювенальных судов не существует. Подростки до 15 лет не подлежат уголовной ответственности, а преступления молодых люден с 15 до 18 лет рассматривают обычные суды, руководствуясь при этом смягченным законодательством. Лиц, не достигших 18 лет, нельзя направлять в тюрьмы, их помещают в закрытый воспитательный дом. Суть ювенальной юстиции здесь заключа­ется в очень сильной роли социального работника и его активном участии в ходе расследования и суда над несовершеннолетним. Кроме того, работа по предупреждению преступлений среди де­тей и подростков ведется не только силами школ, социальных служб, но и полиции. Большие знания о жизни детей и подрост­ков, а также постоянный контакт с ними имеют и другие органи­зации, например клубы, жилые микрорайоны, спортивные клубы. Поэтому эти организации участвуют в общей деятельности по пре­дупреждению преступлений по месту жительства.

В отдельных государствах ювенальная юстиция является ча­стью ювенальной системы органов и общественных организаций, занимающихся вопросами семьи и прав детей (например, США, Россия, Канада, Франция).

В России предпосылки становления и развития института юве­нальной юстиции обусловлены следующими обстоятельствами:

-  ослабление устоев семьи;

-  снижение ответственности родителей за воспитание и обра­зование детей;

- увеличение количества родителей, жестоко обращающих­ся с детьми и не выполняющих свои обязанности по заботе о детях и их воспитании;

-   снижение воспитательных функций школы;

- распространение в детской и подростковой среде аддиктивных форм поведения (алкоголизм, наркомания), низкий уровень реализации мер профилактики в работе с несовер­шеннолетними, употребляющими психоактивные вещества;

- увеличение числа детей, совершивших социально опасные деяния, не достигших возраста уголовной ответственности.

В этой связи, учитывая исторические предпосылки, а также реалии настоящего времени, актуальным стало реформирова­ние системы правосудия над несовершеннолетними в контексте развития ювенальной юстиции и ювенального судебного процес­са в направлении организации взаимодействия с социальными службами как на этане следствия, судебного разбирательства, так и исполнения наказания.


Библиографический список
  1. Пронин А. А. Ювенальное право. — Ростов н/Д., 2011.


Все статьи автора «Гамаюнова Александра Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: