На развитие речи дошкольников семья оказывает огромное влияние. Правильному развитию речи ребенка в семье помогает знание родителями и эффективное применение ими методических приемов, которые были предоставлены родителям логопедами, воспитателями речевых групп ДОУ, а также полученная информация из источников по педагогическому самообразованию.
Основными задачами по обучению рассказыванию старших дошкольников с ОНР выступили:
- развитие у детей коммуникативных навыков;
- формирование у дошкольников умения правильно строить программированные связные монологические высказывания и др.
Нами были разработаны циклы родительских собраний на следующие темы: «Преодоление ОНР у старших дошкольников при помощи семейных взаимоотношений», «Методика обучения рассказыванию старших дошкольников с ОНР», «Активизирующие приемы, способствующие развитию у детей с ОНР психических процессов», «Формирование навыков развернутых высказываний детьми с ОНР в условиях семьи» и др.
В ходе работе мы проводили мастер-класс для родителей с использованием различных игр по закреплению форм множественного числа, а также для уточнения форм родительного, дательного и винительного падежа, например: «Один – много», «Лови и называй», «Измени слово», «Угадай, чьи это хвосты», «Гости», «Кто самый наблюдательный», «Помоги животным найти свой домик» и др.
Родители учили детей рассказыванию по алгоритму, предложенному логопедом. Алгоритм включал в себя следующие ступени:
- составление творческого и рассказа-описания по восприятию предложенной наглядности;
- составление ребенком текста на основе прослушанного и проанализированного произведения.
В процессе работы дошкольники с ОНР учились составлять рассказы с опорой на речевой образец и постепенно переходить от высказываний с опорой на наглядность по собственному замыслу. Родители проводили занятия дома с детьми. Подготовительная работа с родителями стала основой обучения старших дошкольников с ОНР. Цель занятий с родителями – обучение умения достигнуть уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний [1].
Лексико – грамматический базис, структурное развитие речи, работа по закреплению изученного материала составляла одну из концепций, применяемую нами для решения задачи влияния семейных взаимоотношений для преодоления ОНР у старших дошкольников.
Мы разработали план подготовительного этапа:
- развитие целенаправленного восприятия речи родителей и внимание к речи окружающих;
- обучение детей умению использовать фразы как речевые единицы при ответах на поставленные вопросы;
- формирование умения мысленно проанализировать и представить в виде речевого ответа внутреннюю оценку простого действия, которое ребенок видит на картинке;
- ребенок должен усвоить образно-выразительные средства родного языка, которые помогут ему в преодолении ОНР.
В процессе непосредственной образовательной деятельности в ДОУ мы проводили с дошкольниками с ОНР речевые игры и упражнения на составление высказываний по демонстрированным действиям, ситуационным и сюжетным картинкам.
Таким образом, данный этап обучения позволил работать с детьми в семье и ДОУ по развитию у старших дошкольников с ОНР лексических и грамматических знаний, активному употреблению словаря, который послужил основой связных высказываний. Это позволило развивать монологические связные высказывания (укрупненные речевые единицы).
Родители использовали дома следующие виды занятий с картинным материалом:
- составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам со знакомым содержанием;
- анализ серии сюжетных картин;
- составление связного монологического высказывания по сюжетной картине.
В ходе работы с детьми родителями примялись следующие игровые упражнения: «Кто больше увидит», «Кто лучше запомнит», «Кто самый внимательный» и др. Также они проводили занятия с дошкольниками по составлению рассказов по одной и серии сюжетных картин с некоторым усложнением.
Таким образом, единство требований, предъявляемых к старшим дошкольникам с ОНР, в ДОУ и в семье является важным условием эффективного воспитания детей. Родители должны знать алгоритм методических занятий ребенка с ОНР по развитию речи.
Библиографический список
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. М., 2006.