Нужно найти такой способ изложения истории науки,
который показал бы процесс мышления, приведший к открытию.
Альберт Эйнштейн[1]
Введение
На современном образовательном пространстве России явно обозначилась тенденция изменений в понимании сущности профессионального образования. Если раньше под профессиональным образованием понимался процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, необходимых для выработки профессиональных умений и навыков, то теперь речь идёт, прежде всего, о саморазвитии, самоорганизации личности [2]. Сегодня всем очевидно, что в новом столетии и новом тысячелетии человечество столкнется с серьезными социальными проблемами, вызванными повсеместной перестройкой политических структур, глобальной экономической интеграцией, зарождением информационно ориентированной экономики, а также дисгармонией между бурным социальным развитием и окружающей средой, порождающей, среди прочего, все усиливающееся истощение природных ресурсов [3]. Факты современной жизни 21 века свидетельствуют о том, что сегодня необходимо готовить специалистов, обладающих мышлением: с одной стороны – алгоритмическим, обеспечивающим осознанное осуществление деятельности по заранее разработанному плану; а с другой стороны – творческим, с опорой на интуицию и способность предвидеть, анализировать нестандартную ситуацию, принимая решение с учетом последствий, рисков и в условиях ограниченного времени [4].
В 90-е гг ХХ в в России произошли грандиозные и далеко неоднозначные изменения в экономике, политике, образовании, науке. Наука и образование деполитизировались [5]. Из учебных планов учреждений профессионального образования исчезли дисциплины с марксистско-ленинской идеологией, а взамен появились новые дисциплины – в частности в учебных планах технических специальностей вузов появилась дисциплина «История науки и техники». Период преподавания истории науки и техники в российских вузах насчитывает 10-20 лет, и сегодня в открытой печати крайне мало публикаций с изложением опыта обучения студентов по этой дисциплине.
Актуальность данной статьи определяется противоречием между необходимостью качественного преподавания дисциплины «История науки и техники» в соответствии с образовательными стандартами и тем, что ещё не сложились в полной мере оптимальные технологии обучения по истории науки и техники для студентов различных направлений и профилей подготовки. В данной статье рассматриваются средства и технология обучения по истории науки и техники студентов Машиностроительного института Российского государственного профессионально-педагогического университета, будущих преподавателей системы среднего и дополнительного профессионального образования.
Почему сегодня актуально изучать историю науки и техники?
Человечество вступило в эпоху, которую ещё несколько десятилетий назад футурологи назвали «постиндустриальное общество»: революционные открытия в естествознании (биология, генетика, физика, математика и др.), новые материалы и технологии их получения, новые технологии и средства телекоммуникаций и т.д. и т.д. и т.д. Становится очевидным, что процесс развития современной цивилизации вплоть до наших дней в огромной степени является процессом все более глубинного проникновения науки в общество, что и приводит к радикальному влиянию науки на цивилизацию [3]. В повседневную жизнь каждого из нас вошли результаты научно-технического прогресса, круто изменившие взаимоотношения в системах «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-общество». Достижения науки и техники перестали быть для обычного человека чем-то далеким и отвлеченным. В центре возникших неразрывных связей положительных и отрицательных последствий развития науки и техники встал человек.
Сегодня объектами научно-технических исследований и разработок становятся глобальные природные и искусственные системы, неотъемлемым компонентом которых является человек. В результате деятельности человека окружающая его среда постоянно меняется, что усложняет задачу изучения её особенностей и закономерностей с целью более оптимального управления гармоничным взаимодействием человека и окружающего его мира. Но у человеческой цивилизации уже есть опыт прохождения сложных этапов различных информационных, научных, технологических и других революций. Этот опыт нужно изучать, систематизировать и применять. Участившиеся в последние годы техногенные и природные катастрофы «способствовали» осознанию обществом важности изучения истории науки и техники. Давно пришла пора признать, что не только техника или природа виноваты, роль человека, его характер, воспитание, образование и отношение к делу имеют далеко не последнее значение в катастрофах [4]. Любой выпускник (а инженер – прежде всего) 21 века должен в полной мере понимать объективные закономерности развития науки и техники, прогнозировать и понимать последствия своей профессиональной деятельности, принимать оптимальные для блага человечества решения. Поэтому дисциплина « История науки и техники» является важным аспектом подготовки современного специалиста в системе университетского образования, что нашло отражение в формулировках общекультурных компетенций федеральных государственных образовательных стандартов, практически, по всем технико-технологическим направлениям подготовки.
Особенности дисциплины «История науки и техники»
Выше уже отмечалось, что в современных условиях изменяющихся социальных приоритетов науки и техники важно готовить специалистов, способных решать не только конкретные научные и инженерные задачи, но и иметь широкий взгляд на свою специальность и ее место в общественной структуре. Отсутствие полноценной гуманитарной подготовки – одна из основных причин низкого уровня научно- технического и инженерного мышления молодых специалистов. Однако следует подчеркнуть, что преподавание философии и истории науки и техники должно вестись по-разному для представителей социально-гуманитарных и естественных наук и различных групп инженеров и техников[6]. Преподаватели технических дисциплин часто высказывают мнения о том, что преподавание гуманитарных дисциплин, оторванное от профиля вуза или направления подготовки, недостаточно эффективно.
В структуре исторического знания история науки и техники появилась лишь в конце XIX века. В 1892 году во Франции появляется первая самостоятельная кафедра истории науки. С этого времени начинается период более или менее ускоренного развития истории науки и техники в качестве самостоятельной научной дисциплины, которое привело в середине XX века к превращению этой молодой науки в одну из важнейших отраслей исторического знания [7, с.3]. Теоретическое осмысление истории техники сейчас только начинается и отстает от аналогичных процессов в истории науки на 30 лет. Какие-либо серьезные наработки в анализе истории науки и техники как связанного процесса практически отсутствует [8]. Сегодня актуально изучать историю науки и техники потому, что своим предметом история науки и техники имеет не просто реконструкцию прошлого научного знания, а исследует процесс развития науки с целью выявления тех глубинных тенденций и закономерных связей, которые определяют содержание и направление этого процесса [7, с.3-4]. В связи с тем, что история науки и техники, как учебная дисциплина, находится в стадии становления, важно четко и ясно представлять, что знания в данной области позволяют выявить законы и закономерности развития науки и техники в целом. Изучение истории науки и техники позволяет выявить приемы научного познания и научного творческого мышления. Осмысляя данный курс, студент “проживает” всю историю развития науки и техники, формирует свое научное миропонимание, воспитываясь и обучаясь на опыте прошлого[9].
Дисциплина «История науки и техники» – комплексная дисциплина, которая объединяет достижения отдельных естественнонаучных и технических направлений, логически и методически связана с другими дисциплинами всех циклов образовательных программ университетов. Этот предмет в большей степени ориентирован на изучение студентами технических специальностей, которые традиционно «не уважают» гуманитарные дисциплины. Вместе с тем, охватывая множество различных научных дисциплин, история науки нуждается в поддержке не только со стороны естественно-научных, технических, инженерных, математических и медицинских кругов, но и со стороны гуманитарных и социальных наук[3].
В рамках ФГОС дисциплина “История науки и техники” участвует в формировании общекультурных компетенций. Изучение истории науки и техники имеет следующие основные цели [10]:
- постоянное повышение качества общекультурного и научно-технического потенциала общества;
- интеграция естественнонаучной, технической и гуманитарной форм единого по своей природе знания.
Задачами истории науки и техники являются [10]:
- поиск, систематизация, анализ и обобщение историко-научных и историко-технических фактов, анализ их роли в культурно-историческом развитии;
- выявление и обоснование законов и закономерностей научно-технического развития, рассмотрение вопросов приоритета различных новшеств;
- исследование особенностей развития науки и техники в отдельные периоды, в отдельных регионах и странах;
- прогнозирование перспектив развития науки и техники для человека и общества.
Независимо от направления и профили подготовки можно выделить следующие методологические принципы построения дисциплины – “Наука – техника – общество”. Особенностью история вообще, и история науки и техники в частности, является то, что она принадлежит к дисциплинам, в которых устная речь преподавателя преобладает (на занятиях более, чем на 80% – монологическая речь преподавателя). К сожалению, это не соответствует реалиям профессионального образования 21 века. Вот почему в преподавании этой дисциплины очень актуально использовать такие средства и технологии, которые современным студентам интереснее, чем просто традиционный монолог преподавателя, и которые для студентов являются более привычными и естественными средствами получения информации. Речь идёт о мультимедиа технологиях (видео, анимации, презентации, компьютерные тесты и т.д.), использование которых помогает как обучаемому, так и преподавателю, реализовать структурированный процесс проведения занятия.
«История науки и техники» в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ)
Сегодня российские профессионально-педагогические вузы приступили к подготовке нового специалиста – бакалавра профессионального обучения, который рассматривается как ключевой фактор качественной подготовки рабочих кадров нового поколения для машиностроительных предприятий. Профессиональная компетентность бакалавра (ранее – педагога) профессионального обучения представляет собой полиаспектную характеристику специалиста бинарной квалификации, ядром которого является интегрально-технологический компонент[11, с.3]. В соответствии с Федеральным Государственным стандартом [12] по направлению 051000 – Профессиональное обучение (по отраслям) – бакалавр профессионального обучения должен быть способен использовать самые передовые отраслевые знания и технологии в процессе обучения рабочей профессии. Обучение бакалавра профессионального обучения предполагает серьёзную технико-технолого-экономическую и психолого-методико-педагогическую подготовку.
Работа бакалавра профессионального обучения отличается его взаимодействием с современным «интеллектуальным» оборудованием, компьютерными системами и технологиями, с одной стороны, и с людьми (студентами и слушателями системы профессионального образования) – с другой. В таком контексте очень важное значение в подготовке бакалавра профессионального обучения имеет дисциплина «История науки и техники». 34%
В отличие от других университетов, где были созданы кафедры истории науки и техники (например, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н.Ельцина, [5]), и дисциплину «История науки и техники» читают преподаватели с базовым образованием «историк, преподаватель истории», в Машиностроительном институте РГППУ дисциплину «История науки и техники» читают преподаватели выпускающих кафедр Машиностроительного факультета с базовым инженерно-педагогическим образованием. При таком подходе дисциплина «История науки и техники» рассматривается не как ещё одна дисциплина гуманитарного цикла, ориентированная преимущественно на формирование общекультурных компетенций (так сказать «ещё одна история»), а и как введение в дисциплины профиля и профилизации профессиональной подготовки. Преподаватель выпускающей кафедры, ведущий дисциплину «История науки и техники», прекрасно осведомлен об изучаемых далее студентами технико-технологических дисциплинах, сам имеет непосредственное отношение к этим дисциплинам, руководству выпускными квалификационными работами, научно-исследовательской работой студентов кафедры и читает историю науки и техники как очень важное промежуточное звено между «Введением в специальность», дисциплинами общенаучного цикла и дисциплинами профессионального цикла. К сожалению, преподаватели-историки, практически, не интересуются тем, как дальше формируемые ими общекультурные компетенции интегрируется с профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями профильной подготовки студента. Это очень важное принципиальное отличие в предлагаемом подходе к чтению дисциплины «Истории науки и техники».
Кафедра технологии машиностроения и методики профессионального обучения Машиностроительного института РГППУ ведёт дисциплину «История науки и техники» в течение десяти лет. В настоящее время в рамках подготовки бакалавров профессионального обучения дисциплина изучается в 4-м семестре, общий объём 108 часов, лекции 20 часов, практические занятия 20 часов, самостоятельная работа 68 часов, промежуточная аттестация – зачёт.
Использование теории и практики педагогического проектирования, анализ педагогических технологий высшей школы позволили автору данной статьи разработать технологию обучения по дисциплине «История науки и техники», интегрирующую разные технологии (технологию полного усвоения, личностно-ориентированные технологии, адаптивные технологии и т.д), а также мультимедийные средства обучения и контроля. Системообразующей основой предложенной образовательной технологии является модульно-рейтинговая технология, поэтому особое место отводится мониторингу обучаемости студентов, как в начале, так и в течение всего процесса обучения по дисциплине.
Структура дисциплины представляет собой систему взаимосвязанных модулей, для каждого из которых четко формулируются цели и задачи обучения, выбирается модель содержания и усвоения учебного материала, формулируются требования к уровню усвоения знаний, умений, навыков, подбираются методы и средства обучения и контроля знаний. По теме каждого модуля проводится одно лекционное и одно практическое занятие. Все инструктивные материалы по структуре и содержанию дисциплины, модулей, технологиям и средствам обучения, условиям успешного прохождения дисциплины студент получает на самом первом занятии в письменном виде.
Тематика модулей дисциплины «История науки и техники»:
Модуль 1 – Общие сведения о науке.
Модуль 2 – Общие сведения о технике и технологии
Модуль 3 – Знания и технико-технологические достижения человека эпохи палеолита
Модуль 4 – Неолитическая революция. Становление систем научно-технических знаний первых цивилизаций
Модуль 5 – Развитие науки и техники в античном мире
Модуль 6 – Наука, техника и технологии средних веков
Модуль 7 – Наука, техника и технологии эпохи мануфактурного труда
Модуль 8 – Развитие науки и техники в эпоху промышленной революции
Модуль 9 – Научно-техническая революция ХХ в.
Модуль 10 – Перспективы и последствия развития науки и техники для человека
Особенности предлагаемой автором статьи технологии обучения следующие:
1. Входной контроль: на первом занятии по дисциплине проводится входной контроль (в виде компьютерного тестирования) знаний по основам истории науки и техники, которые студент приобрёл ранее при обучении в школе или самостоятельно читая научно-популярную литературу. Не смотря на то, что почти 60% студентов Машиностроительного факультета МаИ РГППУ имеют склонность к типу профессии «человек-техника» (для исследований внутренней склонности студентов к выбранной профессии автором статьи использовался Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова [13]) и пришли учиться на технические специальности более или менее осознанно и мотивировано, глубоким знанием истории научных открытий и технических изобретений, имён всемирно известных учёных и изобретателей будущие бакалавры похвастаться не могут. Этот печальный факт подчёркивает важность изучения истории науки и техники студентами технических специальностей. По результатам входного тестирования, которые анализируются компьютерной тестовой программой, производится коррекция тем исследовательских работ студентов по истории науки и техники.
2. Лекции: каждый модуль имеет методическое обеспечение для преподавателя (в виде презентационных материалов для лекций, методических указаний для практических занятий) и самостоятельной работы студента (электронные методические материалы, вопросы для самоподготовки к занятиям).
Методическим обеспечением лекции является презентация, которая, по сути, представляет собой систему управления вниманием и усвоением. Грамотно созданная презентация сочетает в себе достоинства традиционных (структурированные определения, даты и т.д.) и инновационных средств обучения (анимация изображений, возможность встраивания видео и аудио файлов, возможность реализации разных сценариев показа одних и тех же слайдов и др.). Для преподавателя презентации упрощают процесс структурирования и организации занятия. Возможность цветового оформления презентации позволяет «цветом» создавать «опорные знаки» читаемой лекции, расставлять логическое и содержательное ударение в учебном материале, максимально визуализировать изучаемые научные открытия и технические изобретения. В рассматриваемой технологии все лекции по истории науки и техники имеют презентационное обеспечение.
Очень важным средством обучения по истории науки и техники являются учебные видео фильмы. В педагогике давно известно, что без ощущений, без живого созерцания познание невозможно, ведь не всё познаётся абстрактным логическим мышлением. Но, к сожалению, сегодня учебных (научно-редактируемых) фильмов по истории науки и техники почти не снимают. Единственный выход в данной ситуации – создание цифровых копий качественных телевизионных научно-популярных фильмов и использование их по различным изучаемым темам и вопросам истории науки и техники.
По данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации [14]. Сегодня в литературе по образовательным технологиям считается общепризнанным мнение, что компьютерные средства и технологии помогают обучаемому лучше усваивать учебный материал. Исследования автора статьи показали, что почти 60% студентов Машиностроительного факультета МаИ РГППУ имеют аудиальный ведущий тип восприятия информации и только 15% студентов имеют визуальный ведущий тип восприятия информации (исследования проводились по методике [15]). Поэтому в рассматриваемой технологии на лекциях используется объяснительно-иллюстративный метод обучения (с презентациями и видео роликами) и частично-поисковый метод, позволяющий студентам коллективно находить ответы на вопросы, связанные уже с профильными дисциплинами и обычно не рассматривающиеся в учебниках по истории науки и техники. Например, на лекциях со студентами кафедры технологии машиностроения на базе знаний по дисциплинам «Материаловедение» и «Теория резания металлов» в ходе эвристической беседы студенты находят ответы на вопросы: «Какие группы материалов и методы их обработки были известны человеку эпохи неолитической революции? Какую форму могли иметь материалообрабатывающие инструменты эпохи неолита? Что общего у инструментов эпохи неолита и современных инструментов?». А вот воспринимать проблемную лекцию с неизбежно высоким уровнем теоретических обобщений в большинстве своём студенты не готовы.
3. Практические занятия: при изучении истории науки и техники практические занятия особенно важны, так как они способствуют формированию у студентов основ целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в природе и технике, основ профессиональных знаний и устойчивого интереса к сфере научной и инженерной деятельности, выработке понимания закономерностей развития науки и техники и умению прогнозировать дальнейшие пути развития науки и техники.
В рассматриваемой технологии обучения по дисциплине «История науки и техники» для подготовки к практическим занятиям студенту предоставляются вопросы по теме модуля, список литературы, электронные методические материалы. Контроль знаний по теме модуля осуществляется путём компьютерного тестирования в самом начале практического занятия. Анализ результатов тестирования позволяет выявить и разобрать ещё на практическом занятии все «проблемные» или спорные вопросы.
В изучении истории науки и техники важно знать даты, место, автора и суть технического (технологического) изобретения или научного открытия. Незнание этих важных элементов исторического развития науки и техники не позволяет обучаемому ориентироваться в закономерностях и этапах научно-технического развития нашей цивилизации. Для контроля “квартета” дата-место-автор-суть открытия (изобретения) очень целесообразно использовать обычные компьютерные или мультимедийные тесты со случайным выбором из базы вопросов и соответствующего им набора ответов. Мультимедийные тесты позволяют отображать контролируемую информацию не только в виде текста или графики, но и позволяет отображать видео и анимацию. Это делает процесс контроля более интересным, адекватным и объективным.
Особое место в рамках практического занятия отводится результатам исследовательской работы студентов по истории науки и техники. Преподавание истории науки и техники не должно вестись догматически, а предполагает развитие рефлексивной способности студентов с позиций различных интерпретаций истории науки и техники, выработанных современной [6]. Развитию такой рефлексивной способности могут служить устные и письменные рефераты, подготавливаемые самими студентами и комментируемые преподавателем. Важную роль играют компьютерные тематические презентации, которые дисциплинируют мышление студентов, позволяют систематизировать и представить в наглядной форме материал различных, в том числе междисциплинарных, исследований и научают репрезентировать сложные научные и технические проблемы [6]. Каждый студент должен сделать презентационный доклад на одном из практических занятий, ответить на вопросы и развить дискуссию по выбранной теме, формируя, таким образом, столь необходимые ему для защиты проектов качества профессионального докладчика. Тематика докладов-презентаций сформулирована таким образом, чтобы в докладе была изложена не только история, но и были показаны научные и технологические предпосылки возникновения и развития технического объекта в разные исторические эпохи.
К сожалению, многие современные студенты не приучены к самостоятельной учебной и исследовательской работе, не имеют навыков поиска и анализа нужной информации, структурирования и отображения результатов своей деятельности, очень актуальной остается проблема плагиата. Поэтому роль преподавателя в процессе изучения студентами истории науки и техники – координация, управление, поддержка инициативы. Современные телекоммуникационные средства и Интернет-сервисы (электронная почта, социальные сети, видеоконференция) позволяют существенно упростить процесс мониторинга самостоятельной работой студента. Подготовка мультимедийных докладов студентами способствует формированию новых компьютерно-ориентированных компетенций, существенно расширяет тематику изучаемых вопросов по истории науки и техники и, как свидетельствует опыт автора, способствует повышению интереса студентов к дисциплине. Исследовательская работа студентов является фактором углубления понимания и формирования целостного видения истории науки и техники.
4. Контроль знаний по дисциплине: итоговая бальная оценка по дисциплине формируется на основе семестрового и зачетного рейтинга. Семестровый рейтинг формируется на основе текущего контроля знаний, который осуществляется в виде компьютерного тестирования на практических занятиях (максимальное количество баллов за все модули – 60 баллов) и доклада-презентации (максимальное количество баллов – 10 баллов). Зачетный рейтинг формируется на основе бальной оценки результатов компьютерного тестирования по всем темам дисциплины. Система контроля является открытой, результаты накопленного рейтинга предоставляются студенту по мере прохождения каждого модуля, что позволяет ему оптимально планировать свою самостоятельную работу и итоговую оценку по дисциплине.
5. Олимпиада по истории науки и техники: важное место в изучении дисциплины отводится Олимпиаде, которая проводится в конце семестра после окончания изучения дисциплины. Каждому студенту компьютерной тестовой программой формируется свой набор вопросов, что исключает возможность списывания и повышает объективность оценки результатов. Баллы, полученные студентом на Олимпиаде, вносятся в семестровый рейтинг, как поощрение, что всегда мотивирует студентов на подготовку и участие в Олимпиаде.
Заключение
Анализ эффективности применения рассмотренной технологии обучения по дисциплине «История науки и техники» показал, что половина студентов при текущем контроле усвоения полученных знаний стабильно показывала хороший результат подготовки (более 60% правильных ответов), 80% студентов принимали участие в Олимпиаде, 30% студентов получили зачет по дисциплине (60 баллов из 100 баллов) по результатам текущего семестрового контроля, 70% студентов имели итоговую оценку более 60 баллов (необходимую для получения зачета) после первой сдачи зачёта. Общее количество студентов, проходивших обучение с применением рассмотренной технологии, было 93 человека. Долги по дисциплине имели только те студенты, которые систематически пропускали занятия и поэтому не сумели «накопить» рейтинговый балл. Таким образом, можно полагать, что рассмотренная технология обучения по дисциплине «История науки и техники», опирающаяся на использование и преподавателем и студентами мультмедийных средств, является достаточно эффективной.
Библиографический список
- В. Гаташ. История науки и техники: перечень достижений, драма идей или ресурс специалиста общества знаний? // «Зеркало недели» №51, 26 декабря 2009 URL: http://zn.ua/articles/58852 (дата обращения 27.06.14 г.).
- Шабунин Л.Е. Педагогические основы гуманитарной подготовки студентов технического колледжа к профессиональной самоорганизации : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Липецк, 2000 199 c. РГБ ОД, 61:00-13/819-5 URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/119284.html (дата обращения 17.06.14 г.).
- Liu Dun. History of Science: Looking Ahead to the 21st century. ”Studies in the History of Natural Sciences” (1999. Т. 18. № 3. с. 193-195).
- Мовсум-Заде Э.М.. Научно-методическое обеспечение преподавания исторических основ естественных и технических дисциплин как фактор гуманитаризации профессионального образования // Сообщение: Мовсум-заде Эльдара Мирсамедовича на заседании Бюро Отделения профессионального образования РАО 18 сентября 2013 г. URL: http://raop.ru/index.php?id=1559 (дата обращения 17.06.14 г.).
- Запарий В.В., Бармин А.В. Об опыте преподавания истории науки и техники в техническом вузе. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 3. с.63-70.
- Горохова Г.В., Горохов В.Г. Роль компьютерных презентаций в преподавании аспирантского курса «История и философия науки». Опыт проведения семинаров по истории науки. // Материалы XV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей “RELARN-2008″. URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=223&id_thesis=7928 (дата обращения 17.06.14 г.).
- История науки и техники. Учебно-методическое пособие./Под ред. Ткачева А.В. – СПб.: СПБ ГУ ИТМО, 2006. – 143 с.
- История технических знаний как самостоятельная область исследования.// URL: http://www.studfiles.ru/dir/cat10/subj1354/file14554/view150026.html
- Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2003. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Zapar/index.php. (дата обращения 17.06.14 г.).
- Нефедов С.А. Всемирная история. [Электронный ресурс] / Методические подходы. URL: http://www.google.ru/url?q=http://book.uraic.ru/elib/authors/nefedov/Lec/HistScience/HisiSc/1-0.htm&sa=U&ei=WAdmU5kT6a_hBJuKgJAC&ved=0CCkQFjAC&usg=AFQjCNGUJ5tzAJNUwC_VDMTxvKlQZoBpGg (дата обращения 17.06.14 г.).
- Сорокина-Исполатова Т.В. Непрерывная подготовка педагога профессионального обучения в корпоративном вузе. Автореф.на соиск. уч.степ. докт.пед.наук. Москва, 2007.– 50 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 47б – Профессиональное обучение (по отраслям). URL: http://Минобрнауки.рф/документы/1912 (дата обращения 17.06.13 г.).
- Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: ПИТЕР, 2001. – 432 с.
- Эшназарова М. Ю. Применение электронных учебников в учебном процессе [Текст] / М. Ю. Эшназарова // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 433-434.
- Диагностика доминирующей перцептивной модальности // Интернет-журнал « Бизнес-психолог.рф» URL: http://brainmod.ru/tests/typology/perceptual-modality/ (дата обращения 07.06.14 г.).