УДК 37

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Юлдашев С.И.1, Уста-Азизова Д.А.2
1Ташкентский педиатрический медицинский институт, Узбекистан, студент факультета «Лечебное дело»
2Ташкентский педиатрический медицинский институт, Узбекистан, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Статья раскрывает содержание духовно-нравственного воспитания учащихся. Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию и является первостепенной задачей современной образовательной системы. В современной стратегии развития в центре школы становится формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная. Основное внимание автор акцентирует на проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся, духовно-эстетических ценностей, духовно-художественного воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-эстетические ценности, традиции и обычаи предков, учащиеся


SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN TODAY'S EDUCATIONAL SYSTEM

Yuldashev S.I.1, Usta-Azizova D.A.2
1Tashkent Pediatric Medical Institute, Uzbekistan, student
2Tashkent Pediatric Medical Institute, Uzbekistan, Ph.D., Associate Professor

Abstract
The article reveals the content of spiritual and moral education of students. A key role in spiritual and moral education of the society is given to education and is the primary task of the modern educational system. In the modern development strategy in the centre of the school is the formation spiritually rich, high-minded, educated and creative personality. Restores the most important function of the school - educational and cultural. The main attention he pays to the problems of spiritual-moral education of pupils, spiritual and aesthetic values, spiritual and artistic education.

Keywords: spiritual and aesthetic values, spiritually-moral education, students, traditions and customs of our ancestors


Библиографическая ссылка на статью:
Юлдашев С.И., Уста-Азизова Д.А. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы // Современная педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2573 (дата обращения: 14.07.2023).

За последние десятилетия перед страной стоит задача воспитать духовно-нравственную личность. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы.  Вопрос духовно-нравственного воспитания можно рассмотреть  различными формами и методами художественного направления.

Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта, знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов. Конечно же, в первую очередь ценности личности формируются в семье. Но системно и последовательно в сфере образования происходит духовно-нравственное и  эстетическое воспитание личности.

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые национальные ценности. Культурные, семейные и народные традиции,  обычаи предков Узбекистана, передаются из поколения в поколение. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительному влиянию общества. В одном из своих выступлений Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, говоря о богатствах нашей страны, подчеркнул: «Самый главный источник нашей силы – это молодое поколение, готовое эффективно использовать эти богатства, молодежь, воспитанная на гармоничном усвоении национальных и общечеловеческих ценностей, многовекового духовного наследия своих великих предков, а также интеллектуальных достижений и опыта развитых стран» [1].

На сегодняшний день целью духовно-нравственного воспитания состоит в обогащении и приобщении молодого поколения к культурному и духовному национальному наследию. Требования общества предъявляемые педагогам – развитие художественно-нравственного направления и эстетического воспитания.

Восприятие и освоение духовно-эстетических ценностей зависят от общекультурного багажа, общего развития и социально-психологических установок. Это дает готовность к восприятию. Данная готовность формируется через вооружение представлениями о глобальности художественной культуры в истории времени, о ее национальном многообразии и социальных задачах, через формирование способности понимания сложности и неоднозначности художественной структуры, через овладение навыками избирательного отношения к художественной культуре, развитие эмоционально-эстетической целостности личности, формирование интереса к художественной деятельности, формирование потребности в художественно-эстетическом развитии.

Универсальность результата духовно-художественного воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Но оно дает желанный результат лишь тогда, когда для него «созданы необходимые материальные и духовные предпосылки» [3].

Обязательным элементом на занятии является обращение к личному опыту учащихся и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. При создании различных  личностно-ориентированных ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их ежедневно. Опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. На занятиях используют такие формы и виды деятельности, как ситуационные задачи, интерактивные игры, ролевые игровые ситуации, коллективные творческие работы, написание эссе, докладов, создание творческих проектов, разработка кейс-стади.  В ходе выполнения вышеперечисленной деятельности нравственные представления и понятия у учащихся будут уточняться и закрепляться. Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие учащегося, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. В духовно-нравственном воспитании важную роль играет личность самого педагога, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А.С.Макаренко).

Умение детей видеть прекрасное – вот залог эстетического воспитания. Доминирующими задачами художественно-эстетического воспитания учащихся являются развитие целенаправленности восприятия и эмоциональной отзывчивости на эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, развитие интереса к прекрасному. Педагог в течение занятия должен помогать, чувствовать настроение каждого учащегося, создавать  индивидуальную помощь, поощрять,  положительно оценивая усилия учащихся. Педагог должен развивать у учащихся интерес к предмету различными нетрадиционными способами (играми, решением ситуационных, занимательных задач, тренингами), развивать у них логическое мышление для дальнейшей профессиональной деятельности. Вместе с учащимися сопереживать, видеть прекрасное в обычном и проявлять личностное отношение к результатам собственной деятельности.

В формировании личности, ее духовности и мировоззрения искусство наиболее ценно именно как фактор, побуждающий к активной мыслительной деятельности. Мышление, опирающееся на эстетический опыт, одухотворяет чувства человека, развивает их [4].

В заключении нужно отметить, что использование разнообразных средств, методов и приемов способствует приобретению умений и навыков, способствует духовно–нравственному развитию учащихся. Искусство отражает действительность на основе творческого преображения художником его жизненных впечатлений, на основе усвоения как художником, так и воспринимающим его произведения особого языка искусства. Любое произведение искусства содержит огромный мировоззренческий потенциал. Оно утверждает и формирует определенное отношение к социальной действительности. Духовно-нравственное воспитание посредством искусства разносторонний сложный процесс развития личности, охватывающий и ее духовный мир, и ее практическую активность, формирующий и эмоциональные, и интеллектуальные стороны ее психики.


Библиографический список
  1. Каримов И.А. Идеология национальной независимости – убеждение народа и вера в великое будущее. Ответы на вопросы корреспондента газеты «Fidokor»// Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. – Ташкент: Ўзбекистон, 2000. Т.8.
  2. Артиков М. Идея национальной независимости. Учебное пособие. Ташкент. 2003.
  3. Мухаметзянова Г.В., Карева Н.Н. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991.
  4. Уста-Азизова Д.А. Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания студентов во внеаудиторное время (на материалах художественной литературы Узбекистана): Дис. … канд. педаг. наук. – Ташкент, 2007.


Все статьи автора «Уста-Азизова Дильноза Ахраровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: