Понятие культура имеет давнюю историю. В общем и целом, оно представляет собой сложное явление, характеризующее все сферы деятельности людей. Культура – это не только все, созданное человеком, но и своеобразный способ отражения бытия человечества на земле. Рождаясь, человек живет в мире культуры, но с другой стороны, он связан родственными узами с природным миром. Существуя в двух измерениях, люди и определяют взаимоотношения двух систем: культуры и природы. В идеале подобные отношения должны быть гармоничны, но, порою, они складываются очень сложно, и эта сложность глубоко пронизывает жизнь каждого из нас.
Сегодня проблемы взаимодействия культурного и природного миров как никогда более актуальны. Человечество развивается в сторону урбанистической цивилизации, мы стоим на пороге глубочайшего экологического кризиса, связанного с засорением экосреды. Отчасти проблемы эти вызваны сформировавшимся на протяжении десятилетий потребительским отношением людей к природе, желанием «переделать» ее, стать хозяином, собственником. Но сложнейшая экологическая ситуации начала XXI века связана не только с неисчислимо возросшими материальными потребностями современного общества, в первую очередь, экологический кризис, наблюдаемый нами сегодня, – это кризис духовной культуры, требующий от нас изменения нашей собственной системы ценностей, мировоззрения и поведения.
Новое отношение к природному миру как к основополагающей ценности жизни предполагает и новый подход к данной проблеме в области образования и воспитания. В последние десятилетия в научной литературе появилось новое направление педагогического поиска – особенности целенаправленного формирования экологической культуры личности ребенка. Термин «экологическая культура» был предложен Д.С. Лихачевым как понятие нравственное.
Пробудить в молодых людях чувство природы могут многие предметы естественнонаучного цикла, но, зачастую, они рассматривают проблему формирования экологической культуры в контексте природоохранительном, не касаясь глубинной духовно-нравственной связи человека и природы. Рассказать об истоках этого чувства, внутренних противоречиях отношений людей и природного мира и способах их преодоления способны, на наш взгляд, предметы гуманитарные, в частности, литература и МХК. В произведениях мировой литературы, изучаемых в вузе, тема «человека и природы» является одной из основополагающих. Но если в творчестве писателей прошлых веков она рассматривается в контексте эстетического отношения к природному миру, то в произведениях современных писателей наряду с этими темами уделяется большое внимание осмыслению экологического кризиса нашей эпохи как кризиса нравственного. Благодаря учению В.И.Вернадского о ноосфере, сегодня вузовская система изучения гуманитарных предсетов по теме «человек и природа» получила новое звучание – «человек и ноосфера», включающих в себя целенаправленное формирование ценностно-мировоззренческих установок и нравственных качеств личности обучающихся.
В последнее время в методической литературе все чаще обращаются к вопросу об интегрированном подходе к преподаванию различных дисциплин. Такой подход возможен в рамках экологического компонента образования при преподавании литературы и МХК. Тема «человек и ноосфера» звучит на занятиях МХК не только при изучении живописных полотен художников, но и в осмыслении своеобразия русской национальной культуры, русского менталитета. Мир национальной культуры неразрывно связан с природою страны, в которой живет народ. Природу можно «читать» духовно, а духовные явления осмысливать контексте природы. О соответствии русского пейзажа национальному характеру писал еще Н.А. Бердяев. Д.С.Лихачев отмечал то, что многие черты русской души связаны с необыкновенной ширью нашей земли, полями, лесами, особенностями климата – это и чувство «воли» – удали-разгула, и мягкость, терпимость, неторопливость, а порою и апатия душевного сна. Отсюда идет развитие важного чувства, возникающего у школьников, «чувства родины» – «родной земли» – «почвинечества» (Ф.М. Достоевский). Оно выводит нас на новый социально-общественный смысловой ряд, рядом с такими ценностными понятиями как «народ», «история», «память», «нравственность».
Таким образом, и получается, что в одной точке сближаются два мира: и природы, и культуры. И смысл жизни людей заключается не в их противоборстве, а в их объединении. Это и есть тот главный фактор, сплачивающий нацию и созидающий личность.