Образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становится главной ценностью общества.
Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Современная Монголия, расположенная между двумя великими образовательными державами – Россией и Китаем, активно обновляет образовательную систему, пытаясь учесть влияние как северных, так и южных соседей. Хотя политика Монголии связана с так называемым «азиатским поворотом» в образовании: получением финансовой помощи для системы образования от азиатских стран и США, обращает на себя внимание значительное совпадение проблем, имеющихся как к России, так и Монголии. Так же как и российская система образования монгольская подверглась существенным преобразованиям.
С начала 1990-х гг. в системе образования Монголии произошли радикальным изменениям, которые были связаны с переходом страны к рыночной экономике и демократической государственной структуре, т.е. с разрывом интеграционных связей со странами прежнего социалистического лагеря и появлением новых партнеров (США, Япония, Германия, Китай и др.). Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), идеологией которой является неолиберализм, а образование рассматривается как коммерческая услуга. Как результат, в последующий период страна перешла с советской системы обучения (доступность и бесплатность, государственная монополия) на западные стандарты; ввели англосакскую модель образования, включающую три уровня: бакалавриат, магистратуру и докторантуру; отменили государственную монополию на образование, появились частные вузы; количественно и качественно изменилась сеть высших учебных заведений страны и т.д. На все явления, происходящие в высшей школе страны, существенным образом повлияли всеобщие процессы интернационализации, интеграции, глобализации и регионализации. [1]
Правовые основы современной системы образования сформулированы во втором разделе Конституции Монголии «Права и свободы человека». В ст. 16, п.8 закреплено право каждого человека на образование, однако бесплатность обучения гарантирована лишь на уровне общего (базового) образования.
Важные положения, определившие приоритеты в образовательной сфере, сформулированы в законе «Об образовании», принятом в 1991 г. В Законе указано, что «образование будет развиваться в качестве ведущей отрасли, оно будет находиться под контролем государства и общественности… В Монголии образование должно быть гуманистическим, демократическим, непрерывным, доступным для всех и опираться на национальные и культурно-цивилизованные ценности человечества, на передовые наследие традиции и науку».
Согласно закону «Об образовании», право учреждения учебных заведений предоставлено не только государству, но и органам местного самоуправления, общественным организациям и частным лицам, а также иностранным организациям и фондам. В результате, в Монголии появилось множество многоукладных в отношении собственности организаций и учреждений образования.
Структура системы образования Монголии имеет следующий вид: 1-6 лет – начальное образование; после 10 класса– базовое образование; 11-12-е классы обеспечивают полное среднее образование. Профессионально-техническое образование доступно учащимся после 10-го или 12-го классов. В вузы принимаются молодые люди, имеющие аттестат о среднем образовании, на основе конкурсных экзаменов. В таблице 1 представлена структура системы образования в Монголии.
Таблица 1. Система образования в Монголии
Возраст, лет |
Срок обучения |
Ступени образования |
|
25-27 | 3-4 года | Докторантура | |
23-24 | 1-2 года | Высшее образование – магистратура | |
18-22 | 4-6 лет | Высшее образование – бакалавриат | |
16-17 | 2 года |
Полное среднее образование 11-12 кл. |
Профессиональное техническое образование |
12-15 | 4 года | Базовое образование 7-10 кл. | |
6-11 | 5 лет | Начальное образование 1-6 кл. | |
0-5 | Дошкольное образование |
Высшее образование состоит из следующих ступеней: бакалавриат (4-6 лет), магистратура (1-2 лет); после окончания которого можно поступить в докторантуру.
С начала 1990-х гг. в Монголии начал осуществляться переход высшего образования на кредитную систему. Каждый кредит соответствует 36 академическим часам, курс бакалавриата составляет 120 кредитных единиц, а курс магистратуры – 150 кредитных единиц, докторантуры – 220-240 кредитных единиц.[2] Перевод организации учебного процесса на кредитную систему создает условия для активизации учебной деятельности студентов, обеспечивает качество и эффективность обучения. Однако кредитная система пока не полностью реализована в вузах Монголии.
В настоящее время в Монголии функционируют 15 государственных и 90 негосударственных вузов, 5 филиалов зарубежных учебных заведений, а в 2009-2010 уч. гг. было 146 университетов, из них 42 государственных. Снижение числа государственных вузов обусловлено увеличением конкурентоспособности частного сектора. Доля негосударственных вузов постоянно растет, и государство поощряет такие вузы. Примером является присвоение в 2012 г. университетского статуса двум частным вузам – институту Улан-Батор и Монгольскому национальному институту, которые стали называться Университетом Улан-Батор и Монгольским национальным университетом.
Государственные вузы Монголии, в отличие от российских высших учебных заведений, в основном остались в своей отраслевой нише. С одной стороны, это связано с тем, что сложившаяся система подготовки в целом отвечает уровню занятости населения. С другой – в стране не было высокотехнологичных видов промышленности, как в России, определяющих научно-технический прогресс (машиностроение, нефтехимия и др.). В то же время, страна продолжает практику приглашения иностранных специалистов в свою экономику. [1]
Изменения монгольской системы образования вызвали ряд проблем, связанных с качеством образования, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда и рынке профессионального образования, массовизация высшего образования, коммерциализация образовательной услуги, снижением роли государства и т.д.
В сфере высшего образования наблюдается постепенный переход от представлений об образовании как о благе, получаемом за счет государства, к представлению об образовании как предмете экономических отношений. Поэтому основными направлениями государственной политики в сфере развития высшего образования на длительную перспективу в Монголии должны быть: выделение для государства приоритетных направлений подготовки специалистов и обеспечение рационального соотношения в подготовке специалистов с профессиональным образованием; реализация функции регламентации и контроля сферы образования и т.д.
Библиографический список
- Томских А.А. Высшее профессиональное образование Монголии в мировых стратегиях развития // Перспективы науки. – 2011. – № 9 (24) – С. 7-11
- Цэдэв, Наваанзог Х. Высшее образование в Монголии // Вестник Московского университета. – 2013. – №3. – С. 51-62