Значение педагогической практики в системе профессиональной подготовки будущих учителей в современных реалиях российской действительности возрастает. Новые условия социально-экономического плана, динамизм модернизации общественных и экономических отношений, процессы глобализации и интеграции поставили перед высшим профессиональным образованием новые задачи, главная из которых – подготовка востребованных на рынке труда профессионалов мирового уровня. Данная задача возводит профориентационную работу в число приоритетных аспектов не только школьного, но и вузовского образовательного процесса.
В современных условиях открытой конкуренции за абитуриента вузы как никогда заинтересованы в выпускниках средних школ, подготовленных к получению профессиональных знаний, умений и навыков. Оказание профориентационной поддержки учащихся со стороны коллектива школы в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности всесторонне научно обосновано и методически разработано. В то же время предложения на рынке общеобразовательных услуг сферы высшего образования сегодня превышают количество выпускников, что и создает достаточно острую конкурентную борьбу вузов за абитуриента. В этих условиях возрастает значение профориентационной работы вузов среди учащихся общеобразовательных школ. Теоретическая и методологическая база данного вида профориентационной работы в науке освещена значительно беднее школьной [1]. Этому факту, подчеркнем, есть свое обоснование – до недавнего времени высшая отечественная школа не знала недостатка в желающих получить высшее образование и не была настолько зависима от динамично меняющихся требований рынка труда.
Современный менеджмент вуза уже не мыслим без профессионального умения презентации (ориентированной, в первую очередь, на школьную среду) высшего учебного заведения на рынке общеобразовательных услуг.
Формы реализации данного вида работы могут носить самый разнообразный характер, в том числе быть важной и необходимой составляющей вузовской педагогической практики, главнейшей целью которой является повышение уровня профессиональной компетентности студента педагогического вуза.
Модель повышения уровня профессиональной компетентности будущего педагога в ходе педпрактики, сфокусированной на профориентационной работе, можно представить в виде следующей схемы:
Триединая задача по повышению профессиональной компетентности в ходе педпрактики для субъектов профориентационной работы:
1. Для студента – утвердиться в правильности выбора педагогической профессии.
2. Для школьника – определиться с выбором учебного заведения в пользу педагогического образования.
3. Для учителя – возможность привлечь в сферу образования лучших учеников. Достижение реального полноценного результата обусловлено взаимодействием соответствующих содержанию форм и технологий профориентационной работы.
В ходе педагогической практики студентов формы проведения профориентационной работы могут быть самыми разнообразными:
– исследовательская работа учащихся школы: «Поиск», «Разведка»; операция: «Разведай, Выясни, Сообщи» (Например, стажер дает задание по сбору сведений (фотоматериалы, документы и проч.) о выпускниках, обучающихся в педагогическом вузе; учителях, закончивших педагогические учебные заведения);
– интеллектуальная игра-состязание (Разнообразные командные конкуры среди старшеклассников);
– тематический КВН;
– эстафета знаний;
– студенческо-ученический форум «Учитель! Перед именем твоим…»;
– концерт, приуроченный ко Дню учителя, и т.д. и т.п.
Многолетний плодотворный опыт организации педагогической практики в Арзамасском филиале Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (в рамках педагогического направления подготовки бакалавров) позволил, опираясь на современные реалии, выработать эффективную организационную модель профориентационной работы в условиях стажировки студентов старших курсов, которую наглядно демонстрирует следующая схема:
Рисунок 1. Модель повышения уровня профессиональной компетентности
Рисунок 2. Организационная модель профориентационной работы
Таким образом, в условиях современной российской действительности с учетом особенностей средней и высшей образовательной системы профориентационная работа становится необходимой и важной составляющей вузовской педагогической практики.
Библиографический список
- Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя: материалы II всероссийской научно-практической конференции, Арзамас, 11–12 марта 2010 г. / [редкол.: И.В. Кудряшов (отв. ред.) и др.]. Арзамас: АГПИ, 2010. 481 с.