УДК 378.147.88

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МОДЕЛИ ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Кудряшов Игорь Васильевич1, Прашкович Наталья Георгиевна2
1Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, доктор филологический наук, профессор кафедры литературы
2Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Представлена модель педагогической практики студентов в высшем учебном заведении, сфокусированная на профориентационную работу с учащимися средних общеобразовательных школ.

Ключевые слова: высшая школа, модель, образование, педагогическая практика, профессиональная подготовка, профессиональное самосознание, профессиональные компетенции, студенты


PROFESSIONAL ORIENTATION WORK AS NECESSARY COMPONENT OF MODEL OF HIGH SCHOOL STUDENT TEACHING

Kudryashov Igor Vasilyevich1, Prashkovich Natalya Georgiyevna2
1Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch, Doctor of Philology (PhD), Professor of the Department of Literature
2Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch, Candidate of pedagogical sciences, associate professor

Abstract
The model of student teaching in the higher educational institution, focused for professional orientation work with pupils of high comprehensive schools is presented.

Keywords: education, professional competences, professional consciousness, student teaching, students, the higher school, vocational training


Библиографическая ссылка на статью:
Кудряшов И.В., Прашкович Н.Г. Профориентационная работа как необходимая составляющая модели вузовской педагогической практики // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2726 (дата обращения: 13.09.2024).

Значение педагогической практики в системе профессиональной подготовки будущих учителей в современных реалиях российской действительности возрастает. Новые условия социально-экономического плана, динамизм модернизации общественных и экономических отношений, процессы глобализации и интеграции поставили перед высшим профессиональным образованием новые задачи, главная из которых – подготовка востребованных на рынке труда профессионалов мирового уровня. Данная задача возводит профориентационную работу в число приоритетных аспектов не только школьного, но и вузовского образовательного процесса.

В современных условиях открытой конкуренции за абитуриента вузы как никогда заинтересованы в выпускниках средних школ, подготовленных к получению профессиональных знаний, умений и навыков. Оказание профориентационной поддержки учащихся со стороны коллектива школы в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности всесторонне научно обосновано и методически разработано. В то же время предложения на рынке общеобразовательных услуг сферы высшего образования сегодня превышают количество выпускников, что и создает достаточно острую конкурентную борьбу вузов за абитуриента. В этих условиях возрастает значение профориентационной работы вузов среди учащихся общеобразовательных школ. Теоретическая и методологическая база данного вида профориентационной работы в науке освещена значительно беднее школьной [1]. Этому факту, подчеркнем, есть свое обоснование – до недавнего времени высшая отечественная школа не знала недостатка в желающих получить высшее образование и не была настолько зависима от динамично меняющихся требований рынка труда.

Современный менеджмент вуза уже не мыслим без профессионального умения презентации (ориентированной, в первую очередь, на школьную среду) высшего учебного заведения на рынке общеобразовательных услуг.

Формы реализации данного вида работы могут носить самый разнообразный характер, в том числе быть важной и необходимой составляющей вузовской педагогической практики, главнейшей целью которой является повышение уровня профессиональной компетентности студента педагогического вуза.

Модель повышения уровня профессиональной компетентности будущего педагога в ходе педпрактики, сфокусированной на профориентационной работе, можно представить в виде следующей схемы:

Триединая задача по повышению профессиональной компетентности в ходе педпрактики для субъектов профориентационной работы:

1. Для студента – утвердиться в правильности выбора педагогической профессии.

2. Для школьника – определиться с выбором учебного заведения в пользу педагогического образования.

3. Для учителя – возможность привлечь в сферу образования лучших учеников. Достижение реального полноценного результата обусловлено взаимодействием соответствующих содержанию форм и технологий профориентационной работы.

В ходе педагогической практики студентов формы проведения профориентационной работы могут быть самыми разнообразными:

– исследовательская работа учащихся школы: «Поиск», «Разведка»; операция: «Разведай, Выясни, Сообщи» (Например, стажер дает задание по сбору сведений (фотоматериалы, документы и проч.) о выпускниках, обучающихся в педагогическом вузе; учителях, закончивших педагогические учебные заведения);

– интеллектуальная игра-состязание (Разнообразные командные конкуры среди старшеклассников);

– тематический КВН;

– эстафета знаний;

– студенческо-ученический форум «Учитель! Перед именем твоим…»;

– концерт, приуроченный ко Дню учителя, и т.д. и т.п.

Многолетний плодотворный опыт организации педагогической практики в Арзамасском филиале Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (в рамках педагогического направления подготовки бакалавров) позволил, опираясь на современные реалии, выработать эффективную организационную модель профориентационной работы в условиях стажировки студентов старших курсов, которую наглядно демонстрирует следующая схема:

 Модель повышения уровня профессиональной компетентности

Рисунок 1. Модель повышения уровня профессиональной компетентности

Организационная модель профориентационной работы

Рисунок 2. Организационная модель профориентационной работы

Таким образом, в условиях современной российской действительности с учетом особенностей средней и высшей образовательной системы профориентационная работа становится необходимой и важной составляющей вузовской педагогической практики.


Библиографический список
  1. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя: материалы II всероссийской научно-практической конференции, Арзамас, 11–12 марта 2010 г. / [редкол.: И.В. Кудряшов (отв. ред.) и др.]. Арзамас: АГПИ, 2010. 481 с.


Все статьи автора «Кудряшов Игорь Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: