УДК 37.018

РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ НА ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Тумаков Николай Николаевич
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова
старший преподаватель кафедры вооружения и стрельбы подполковник

Аннотация
В статье выполнено обоснование методики обучения военнослужащих скоростной стрельбе из стрелкового оружия. Показана необходимость разработки и использования материальной базы.

Ключевые слова: военный вуз, материальная база, обучение стрельбе, скоростная стрельба


DEVELOPMENT AND USE OF THE MATERIAL BASE IN THE CLASSROOM TO IMPROVE MILITARY TRAINING

Tumakov Nikolai Nikolaevich
Ryazan Higher Airborne Command School named after General of the Army V.F. Margelov
Senior Lecturer, Department of weapons and shooting, lieutenant colonel

Abstract
In the article the substantiation of a technique of training military rapid fire from small arms. The necessity of the development and use of the material base.

Библиографическая ссылка на статью:
Тумаков Н.Н. Разработка и использование материальной базы на занятиях для повышения эффективности обучения военнослужащих // Современная педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/01/3348 (дата обращения: 14.07.2023).

Неоспорим тот факт, что в организации дидактического процесса большая роль отводится работе преподавателей, которые могут заинтересовать обучаемых, показать им значимость получаемых знаний. Для вовлечения курсантов в процесс обучения, в рамках научной работы развиваются направления использования их знаний и умений на различных кафедрах. Наиболее успешно это происходит на военных и специальных кафедрах, обучаясь на которых курсанты понимают особую значимость получаемых знаний, от которых в дальнейшем будет зависеть их жизнь и жизнь подчинённых. Огневая подготовка является составной частью полевой выучки войск, поэтому курсанты с удовольствием изучают стрелковое оружие, способы его эффективного использования.

В связи с развитием вооружения и военной техники необходимо изменять методику обучения специальным военным дисциплинам, для её совершенствования нужна принципиально новая материальная база, формирование которой во многом зависит от взаимодействия преподавателей и курсантов: на смену стандартным пришли методики обучения специальной скоростной стрельбе [1].

Занятия по специальной скоростной стрельбе организовываются и проводятся на полевой, приказарменной и классной учебной материально-технической базе, на учебно-тренировочных средствах.

Для эффективного обучения военнослужащих специальной скоростной стрельбе необходимо создавать для них определённые условия, что возможно с использованием специальных стрелковых комплексов, позволяющих имитировать различные реальные ситуации современного боя, отрабатывать технику стрельбы в сочетании с психологической подготовкой [2]. Для разработки элементов стрелкового комплекса в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище выполнено изучение теоретических положений, создана техническая документация для его построения, обоснованы требования по его назначению и созданы методические рекомендации по обоснованию использования стрелкового комплекса для обучения курсантов стрельбе из всех видов стрелкового оружия.

Стрелковые комплексы являются основой учебной материально-технической базы войск и предназначены для качественного обеспечения задач боевой подготовки, достижения высокой выучки и психологической закалки личного состава соединений, воинских частей, подразделений видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Они должны отвечать современным требованиям боевой подготовки, иметь высокую техническую оснащенность, необходимую пропускную способность и обеспечивать эффективность проведения занятий, при этом обеспечивать выполнение требований безопасности, охраны жизни и здоровья людей, экологическую безопасность и рациональное природопользование.

Перечень и количество необходимых учебных объектов для каждого стрелкового комплекса составляется исходя из требований нормативных правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил и потребности базирующихся на них войск, определяемой программами боевой подготовки, курсами стрельб и вождения. Сооружение и совершенствование учебных объектов комплексов производится в соответствии с перспективными и годовыми планами, а расположение их на местности – с утвержденными генеральными планами.

Варианты оборудования учебных объектов разработаны в соответствии с требованиями уставов, наставлений, курсов стрельб и вождения, обобщены и даны в действующих Альбомах схем. Размещение учебных объектов на полигоне должно производиться с учетом требований безопасности при организации и проведении учений, стрельб и других мероприятий боевой подготовки, а также обеспечивать автономность их использования. Проанализировав характеристики полигонов ВДВ, сделаны выводы, что для обучения курсантов специальной скоростной стрельбе не разработаны варианты строительства стрелковых комплексов, однако они необходимы. В связи с этим в РВВДКУ был совместно с курсантами спроектирован и построен специальный стрелковый комплекс для обучения скоростной стрельбе, отдельные элементы его запатентованы, некоторые оформлены как рационализаторские предложения и используются в учебном процессе.

Специальный стрелковый комплекс состоит из трёх тиров для разноуровневой подготовки курсантов. Каждый из тиров содержит приспособления, разработанные курсантами под руководством преподавателей для имитации реальной боевой обстановки, например, для обучения применению оружия при стрельбе из-за укрытий, через проемы, в ходе перемещения на фоне тактической обстановки.

Второй и третий тиры предназначены для обучаемых  с более высокой подготовкой использования стрелкового оружия.

В второй тир курсанты изготовили макеты, предназначенные, в частности, обучению стрельбе в движении на неустойчивой поверхности –шатающийся мост передвижной. Мост в зависимости от упражнения может быть перемещён в различные места тира, чтобы у курсантов не возникало привыкание к упражнению. В этот же тир разработаны макеты, имитирующие заграждения, узкие дорожки. Используя различные приспособления выполнение упражнений на стрелковом комплексе становится решением боевой задачи, которая может меняться в зависимости от уровня подготовки военнослужащих.

Несмотря на стационарность построенных тиров и стрелкового комплекса, преподаватель может сколь угодно варьировать упражнения, выполняемые обучаемыми, не вызывая у них привыкания к мишенной обстановке. При разработке стрелкового комплекса были спроектированы и построены отдельные его элементы для различных частей тиров, оформлены полезные модели и рационализаторские предложения, внедрённые в учебный процесс, выпущен сборник упражнений подготовительных стрельб из стрелкового и специального оружия для курсантов РВВДКУ, в который включены упражнения, обязательные для отработки [3]. Для отработки навыков выполнения огневой задачи при преодолении закрытой местности в условиях возможного поражения противником в рамках военно-научной работы совместно с курсантами разработаны и внедрены в процесс обучения скоростной стрельбе приспособления, оформленные как полезные модели:

1. Дополнительное мишенное оборудование к учебному объекту «Многофункциональный стрелковый комплекс» для обозначения движущейся цели.

2. Дополнительное мишенное оборудование к учебному объекту «Многофункциональный стрелковый комплекс» для обозначения появляющейся цели.

3. Дополнительное устройство для активизации качающейся мишени «Свингер».

Разработанные полезные модели используются в тире, где подходят обучение наиболее подготовленные курсанты.

Также преподавателями совместно с курсантами для стрелкового комплекса выполнены и внедрены в учебный процесс рационализаторские предложения.

Усовершенствование стрелкового комплекса не окончено, поэтому курсанты совместно с преподавателями разрабатывают и другие элементы комплекса, позволяющие сделать занятия по скоростной стрельбе динамичнее, содержащими фактор неожиданности, приблизить их к реальному бою.

Методика обучения на специальном подземном стрелковом комплексе базируется на моделировании конкретных стрелковых ситуаций, в которых реально применяется оружие, при этом стрелок заранее не знает задания. Пропуская личный состав через такие испытания, можно предположить, как повел бы себя тот или иной стрелок в реальной ситуации. Использование полученных навыков позволит уменьшить потери личного состава в бою, подготовить военнослужащих к непростым условиям реальности военных действий.


Библиографический список
  1. Крючин В.А. Практическая стрельба. [Текст] / В.А. Крючин – Челябинск, 2006. – 411 с.
  2. Боримский А.И. Частная методика огневой подготовки. [Текст] / А.И. Боримский, В.Н. Витольник, В.А. Малышев, А.Н. Орышак. – СПб.: СПбУ МВД РФ, 1999. – 16 с.
  3. Старков Р.В. Сборник упражнений подготовительных стрельб из стрелкового и специального оружия для курсантов РВВДКУ. [Текст] / Р.В. Старков, С.Н. Островский, Н.Н. Тумаков, Д.Ю. Коротаев, Е.И. Гужвенко. Под ред. А.Г. Концевого – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 108 c.


Все статьи автора «elena_guj»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: