УДК 347.92

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Орлова Валерия Евгеньевна
Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Аннотация
Данная статья посвящена социально-педагогическому благополучию ребенка в учебном коллективе, так как понятие «благополучие ребенка» в учебном коллективе служит показателем его психологического здоровья и психического развития. Благополучие ребенка в учебном коллективе предполагает состояние потребности в общении со сверстниками как удовлетворительное, установление в семье доброжелательных взаимоотношений, между педагогами и детьми в школах и других учреждениях, создание в группах благоприятного микроклимата.

Ключевые слова: «благополучие ребенка», микроклимат, ребенок, система отношений, учебный коллектив, Я-концепцияъ


SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE WELFARE OF THE CHILD IN THE EDUCATIONAL TEAM

Orlova Valery Evgenyevna
Murom Institute (branch) Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Vladimir state University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs

Abstract
This article focuses on the socio-educational welfare of the child in the educational team, as the concept of "welfare of the child" in the educational team serves as an indicator of psychological health and mental development. The welfare of the child in the educational team assumes the state needs to communicate with peers as satisfactory, the establishment of family friendly relationships between teachers and children in schools and other institutions, creating groups of a favorable microclimate.

Библиографическая ссылка на статью:
Орлова В.Е. Социально-педагогические условия обеспечения благополучия ребенка в учебном коллективе // Современная педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/02/4124 (дата обращения: 18.07.2023).

В последнее время большое внимание уделяется такому понятию как «благополучие ребенка» в учебном коллективе, которое служит показателем оптимальности его психологического здоровья и психического развития.

Благополучие ребенка в учебном коллективе предполагает состояние потребности в общении со сверстниками как удовлетворительное, установление в семье доброжелательных взаимоотношений, между педагогами и детьми в школах и других учреждениях, создание в группах благоприятного микроклимата. Таким образом, оно зависит не только от индивидуальных и культурных особенностей ребенка, но и от того, как будут соблюдаться работа таких систем как «мать-дитя», «учитель-ученик».

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – это комплекс мероприятий, обеспечивающие позитивное и комфортное пребывание ребенка в учебном коллективе.

Внутреннее состояние ребенка и отношение к школе зависят во многом от его отношений со своими сверстниками. Более уверенно и спокойно ребенок чувствует себя в обстановке дружеского расположения, там, где он может рассчитывать на помощь и поддержку одноклассников, на их участие в различных ситуациях эмоционального комфорта или, наоборот, дискомфорта. Позитивный климат в учебном коллективе создают именно доброжелательные отношения между сверстниками.

Мухина В.С. отмечает: «общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения»[1].

Благополучие ребенка – это устойчивое позитивное самочувствие ребенка в школе или другом учебном учреждении, где основой является удовлетворение его возрастных социальных потребностей (успешность в сфере общения и познавательной деятельности позитивная, Я-концепция). Самое важное условие создания благополучия – создание нужного климата в группе, классе.

Для детей младшего школьного возраста более применимым является такой вид обучения, который помогает приобрести знания, умения и навыки через достижение косвенных целей. Здесь проводится аналогия с дидактической игрой, где одна цель игровая (очевидная для ребенка), а вторая – завуалированная, обучающая. Таким образом, дети получают знания в игре и труде. Поэтому, учитывая слабую концентрацию внимания, низкий уровень сосредоточения (возрастные особенности детей младшего школьного возраста), для полноценного обучения нужно максимально использовать все возможности обучения вне уроков. Здесь предполагается взаимообратная связь специально организованных занятий. Сначала на занятиях дети получают основные знания (совместно), а в других видах деятельности их конкретизируют и уточняют (самостоятельно). Способствовать этому будет детальное продумывание всего дня, объединение всех видов деятельности в одно. И, что важно, это бережет силы ребенка так, как соответствует его особенностям и возможностям физиологии и психики.

Тип игровой терапии в социальном плане наиболее близок общепринятым формам взаимодействия ребенок – взрослый, которые имеют место в отечественной системе воспитания и образования. Для коррекции тревожности у учеников младшего школьного возраста методом игровой терапии проводится ряд занятий по программам, наполненных содержательными играми. Они предлагаются взрослым ребенку, с обычным ролевым способом взаимодействия между ними.

При этом роль-образ, которая вводится взрослым, помогают школьнику преодолеть безынициативность и зажатость. Внутренняя позиция, складывающаяся при этом у ребенка, помогает ему преодолеть тревожность.

У младших школьников присутствует сильная широта интересов, эмоциональное отношение к окружающему. Он не хочет просто так сидеть за партой без огонька и вдохновения. Для него учение в школе должно базироваться на подлинном интересе, на переживании радости познания на достижении успеха.

Необходимо сделать серьезное обучение для ребенка занимательным, не наполнять его знанием, а зажигать, не заставлять учить, а заинтересовывать, призывая ребенка к новой системе отношений: самоутверждения, учебного сотрудничества, взаимопонимания.

Необходимо строить обучение так, чтобы на протяжении всего урока в классе присутствовал и поддерживался положительный эмоциональный настрой.

Эмоциональность, яркость, разнообразие видов деятельности, урок «с изюминкой», который вызывает самостоятельный поиск ребенка, активность его ищущего ума – вот к чему сейчас должен стремиться педагог.

Занимательность на уроке – это вовсе не синоним развлекательности, а совсем наоборот, постоянный поиск и напряженный труд. Включая в урок элементы театрализации и игры, педагог должен помнить тему и задачи урока, не уходить от них далеко. Игровая ситуация очень тесно связана с сложной и серьезной учебной работой, занимающая детей не меньше, чем игра.

Также ребенок нуждается в любви. Любовь к родителям занимает у ребенка особое место. Удовлетворение всех домашних потребностей ребенка осуществляется через мать, в ней находится источник всех его забав и радостей, чувства эмоционального благополучия и защищенности. Ребенок сильно нуждается в постоянных проявлениях любви со стороны матери. Он старается всеми способами привлечь к себе ее внимание. С отцом, как правило, взаимоотношения сложнее, но нередко и глубже. Но что самое главное – они не менее значимы. Это почти всегда оценочные, сравнительные отношения. Взрослый должен осторожно подбирать формы воздействия во взаимоотношениях с ребенком. Формы воздействия на ребенка (положительные и отрицательные) должны возникать не стихийно, а превратиться в своего рода технику общения, где наибольший процент фона составляют именно положительные эмоции, а отчуждение используется только лишь как форма неодобрения ребенка за серьезный проступок.

Главное, чтобы дети смогли привыкнуть к школе, друг к другу, к своему педагогу, к «новым» родителям. Дети должны знать, что учитель любит их всех одинаково, одинаково требователен к ним, справедлив. В совокупности все это даст положительный результат.

[1] Мухина В.С. Детская психология. М., 2009. – с. 18.


Библиографический список
  1. Мухина В.С. Детская психология DOC. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
  2. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 202 с.
  3. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001. – 245 с.


Все статьи автора «Орлова Валерия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: