УДК 37.022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУДЬТИМЕДИЙНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Коноплева Ирина Аполлоновна1, Коноплева Валерия Сергеевна2
1Северный (Арктический) федеральный университет, кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга и предпринимательства
2Северный (Арктический) федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и предпринимательства

Аннотация
В статье рассмотрены основные мультимедийные инструменты, используемые в учебном процессе, к которым относятся, прежде всего, мультимедийные презентации, электронные учебники и компьютерные обучающие программы. Авторы рассмотрели влияние информационной среды, объединяющей в себе текстовую информацию, графику, статические и динамические иллюстрации, на восприятие студентами экономических направлений читаемых дисциплин.

Ключевые слова: дистанционная образовательная технология., компьютерная обучающая программа, Мультимедийные инструменты, презентация, электронный учебник


USING MUDTIMEDIYNYH EDUCATIONAL TOOLS IN TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES

Konopleva Irina Apollonovna1, Konopleva Valery Sergeevna2
1Northern (Arctic) Federal University (Arkhangelsk), Ph.D., assistant professor of marketing and entrepreneurship
2Northern (Arctic) Federal University (Arkhangelsk), PhD, assistant professor of marketing and entrepreneurship

Abstract
The article deals with basic multimedia tools used in the learning process, which include, first of all, multimedia presentations, online tutorials and computer training programs. The authors examined the effect of the information environment that combines text, graphics, static and dynamic illustrations on the students' perception of economic trends readable disciplines.

Keywords: computer training programs, distance learning technologies, electronic textbooks, multimedia tools, presentation


Библиографическая ссылка на статью:
Коноплева И.А., Коноплева В.С. Использование мудьтимедийных образовательных инструментов в преподавании экономических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3685 (дата обращения: 18.07.2023).

Возрастающие требования к повышению уровню информатизации образования, развитие технических средств обучения стали вносить немало инновационного в содержание и методику обучения в высших учебных заведениях, особенно в процессе преподавания юридических дисциплин, что повлекло за собой потребность в переходе на иную тактику организации образовательного процесса.

В этих условиях наиболее эффективным способом подачи материала становится мультимедийная форма представления юридической информации по изучаемым дисциплинам, позволяющая визуализировать изучаемые вопросы, что является одним из основополагающих факторов восприятия и усвоения рассматриваемого материала.

Чтение лекций по юридическим дисциплинам без визуализации материала, его структурирования и систематизации обедняет подачу информации, уменьшает возможность подключения дополнительных органов восприятия для усвоения полученных данных.

В этой связи возникает настоятельная необходимость интенсифицировать процесс обучения, сделать его динамичным, ярким, запоминающимся, легко осваиваемым, что невозможно организовать без современных инновационных подходов, поднимающий образовательный процесс на более высокий качественный уровень. При этом информационная составляющая преподаваемого материала более равномерно распределяется между зрительным и слуховым восприятием, что способствует прочному запоминанию обучающимися рассматриваемых вопросов.

Возможности, которые на сегодняшний день предоставляют средства вычислительной техники, коммуникационного оборудования, программных продуктов, электронных информационных ресурсов позволяют резко повысить эффективность изучения юридических дисциплин, увеличить количество и качество преподаваемого материала. Среди вышеуказанных средств особо следует остановиться на использовании презентационного оборудования и представления лекционного теоретического материала в мультимедийной форме, которая позволяет визуализировать изучаемый материал, подключить в процесс восприятия дополнительные физиологические возможности человека, такие как зрительную, моторную виды памяти. Речь идет о мультимедийных презентациях, под которыми понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления.

Мультимедийные презентации – это весьма эффективный способ представления информации с помощью специального программного обеспечения. Презентации сочетают в себе звук, изображение, анимационные эффекты, текстовую информацию т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание студента, увеличивают восприятие и запоминание материала.

По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного, более 50% того, что он видит и слышит одновременно и 70% увиденного, услышанного, закрепленного действием [1].

Внедрение в лекционные курсы экономических дисциплин таких инновационных подходов как презентация слайдов с теоретическим материалом с визуальной характеристикой рассматриваемых вопросов, кинофрагментов позволяет сэкономить время преподавателя, освобождая его от необходимости изображать изучаемые объекты и процессы на доске или показывать их статические изображения на плакатах и стендах.

Современные инновационные подходы позволяют приводить в качестве примеров динамические изображения, достаточно близко приближенные к практическим экономическим реалиям, выделить время на пояснение изучаемого материала, показывая как практически может быть реализована технология обработки экономической информации, привести значительное количество сравнительных характеристик, показать их практическое значение, представить объемный табличный материал с графической иллюстрацией конкретных значений в виде графиков и диаграмм.

Важным отличием мультимедиа технологии  от любой другой педагогической образовательной технологии является объединение в одном программном продукте различных видов информационного контента, как традиционных – текстовая и табличная информация, иллюстративный материал, так и звуковой информации, динамических изображений и т.д. Здесь следует подчеркнуть, что объединение аудио- и визуальной информации резко повышает эффективность проводимых занятий, как лекционных, так и практикумов по изучаемой теме.

Мультимедийные презентации позволяют представить экономическую информацию как систему зрительных образов, которые насыщены строго организованной информацией в четко разработанным преподавателем последовательном порядке. В этом случае используются различные типы восприятия. Это позволяет представить информацию не только в обобщенном виде, вызвать необходимые ассоциации, но и заложить полученные сведения в долговременную память студентов. То есть сочетание устного чтения теоретического материала на лекциях с дополнением презентационного материала позволяет сконцентрировать внимание студентов на ключевых моментах изучаемого курса.

Презентационный материал можно рассматривать как дидактическое средство обучения и отнести к электронным учебным пособиям при изучении экономических дисциплин. Причем, то утверждение, что «электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое преподавателем в процессе изложения теоретического материала по читаемым экономическим дисциплинам и требующее его комментариев и дополнений» [2], не всегда уместно, т.к. в ряде случаев готовый презентационный материал с дополнениями и комментариями вполне возможно расположить на электронных образовательных платформах, распространенных в ряде университетов страны, и использовать для изучения курса студентами, обучающимися по дистанционной образовательной технологии.

Кроме того, инструментарий презентационного программного обеспечения позволяет разрабатывать в них тесты для текущего контроля и самоконтроля знаний студентов. Использование тестового материала в процессе изучения курса позволит выявить у студентов пробелы в знаниях, повысить их компетенции по изучаемому предмету.

В целом, презентация дает возможность преподавателю осуществить креативный подход к разработке и подаче рассматриваемого материала, она обеспечивает возможность для:

–      информационной поддержки лектора;

–      визуализации рассматриваемых вопросов;

–      использования тренингов на практических занятиях;

–      экономии временных и материальных ресурсов;

–      построения алгоритма лекции;

–      расширения лекционного образовательного пространства.

Как показывает опыт, благодаря использованию презентационного материала у обучающихся:

–      концентрируется внимание;

–      включаются все виды памяти: моторная, ассоциативная, зрительная, слуховая;

–      происходит более эффективное восприятие изучаемого материала;

–      возрастает интерес к изучаемой дисциплине;

–      повышается мотивации к учебе;

–      вырабатываются компетенции по изучаемому предмету.

Использование современных мультимедийных технических средств, единой информационной среды, включающей  цвет, графику, анимацию и звук позволяет моделировать различие экономические ситуации, развивая при этом креативные и когнитивные способности студентов, повышает их мотивацию, развивает их профессиональные и культурные компетенции.

В этих условиях в процессе изучения экономических дисциплин особую роль играют специализированные электронные учебники и компьютерные обучающие программы (КОПР), которые можно представить как учебные модули, позволяющие в домашних условиях углубленно изучить специальные дисциплины или дополнить обучение, полученное в процессе посещения аудиторных занятий.

Здесь следует указать на разницу между понятиями «электронный учебник» и «компьютерная обучающая программа».

Функции электронных учебников в основном ориентированы на  представление обучающемуся учебных материалов на экране монитора. При этом электронный учебник достаточно легко редактируется. Со временем он может быть дополнен, изменен в соответствии с современными тенденциями, происходящими в экономике. Тем не менее, электронные учебники имеют эффективную графическую наглядность и удобный пользовательский интерфейс, под которым мы понимаем средства и правила построения и оформления программы для удобства восприятия ее пользователем.

По завершении темы в электронные учебники, как правило, помещают тестовые задания для контроля и самоконтроля. Вместе с тем общение студента с электронным учебником носит пассивный характер. Активное двустороннее общение отсутствует.

Основой компьютерной обучающей программы является учебный курс, в котором, как и в электронном учебнике, представляется теоретический материал по изучаемому курсу. Здесь также могут быть приведены вопросы для самоконтроля знаний студентов. Но на этом совпадение может заканчиваться. Отличительной чертой компьютерной обучающей программы является, прежде всего, то, что курс в КОПРе обязательно наделен интерактивными свойствами общения, которые позволяют студенту самостоятельно изучать материал, постоянно контролируя процесс усвоения путем ответа на контрольные вопросы. При этом дальнейшее изучения курса можно реализовать только при правильном ответе на эти вопросы. В ином случае студент получает указания на те разделы материала, которые он недостаточно усвоил.

Процесс усвоения и контроля полученный знаний может продолжаться любое произвольное время и зависит только от студента, его способностей, усидчивости, ранее накопленных знаний, а также от его личного опыта. Как правило, упражнения, ситуационные и экономические задачи полностью интегрируются в дисциплину. Таким образом обучение становится интерактивным и проходит в форме диалога студента с компьютерной обучающей программой.

Второй особенностью компьютерной обучающей программы является организация ссылок (гиперссылок), под которыми понимаются средства указания смысловой связи фрагмента одного документа с другим документом или его фрагментом. В компьютерной обучающей программе, как правило, активно используется система ссылок, когда непосредственно в материале даются ссылки на другие разделы или части курса  [3].

Переход к этим частям организован достаточно просто, что не вызывает трудностей у обучающегося. Также легко возможен обратный переход к основной теме изучения. Системы ссылок позволяет студенту в процессе изучения материала получить более углубленную информацию по смежным  областям предмета, по ранее изложенному материалу, если имеются определенные пробелы в знаниях, выяснить значения понятий и терминов, если в КОПРе предусмотрены ссылки на глоссарий дисциплины.

Не менее важно и то, что материалы курса – это не только текст и графика. В КОПР могут быть использованы и анимация, и звук, и другие эффекты, доступные сегодня вычислительной технике.

Компьютерная обучающая программа может быть представлена на лазерном диске (CD), непосредственно на компьютере или использоваться сетевая версия [4].

Тем не менее, электронные учебники и компьютерные обучающие программы объединяет, прежде всего, то, что данные электронные продукты  позволяют создавать студентам комфортные условия обучения. Это включает в себя и организацию дистанционной образовательной технологии, когда студент территориально не привязан к месту своего обучения, и возможность изучения материала в приемлемом для себя темпе, что делает плодотворным сам образовательный процесс.

Преимущества использования электронных учебников и компьютерных обучающих программ при изучении экономических дисциплин состоит в четкости организации представляемого материала, дополнительных средствах интерактивного доступа (характерно для КОПР), а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Кроме того, четко организованный структурированный материал электронного учебника или КОПР повышает эффективность усвоения и позволяет создавать ассоциативные связи с уже имеющимися знаниями, повысить компетенции студентов.

Таким образом, в настоящее время в условиях возрастания динамики реорганизации и преобразований в высших учебных заведениях, широкого развития и внедрения в образовательный процесс средств вычислительной и мультимедийной техники возникла насущная необходимость использовать в учебном процессе инновационные технологии обучения, которые позволяют сформировать современного специалиста, способного к поиску и освоению новых знаний, получению необходимых компетенций в изучаемой предметной области экономики и принятию нестандартных решений.


Библиографический список
  1. Соболева, Н. В. Интерактивно-эвристический подход к организации лекционных занятий в вузах МЧС России: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н.: специальность 13.00.08 / Соболева Наталия Владимировна; [Место защиты С.-Петерб. ун-т МЧС России]. – Санкт-Петербург: 2012. – 23 с.
  2. Галиева, Г. М. Фор мирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин на основе информационных технологий: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н.: специальность 13.00.01 / Галиева Гульназ Муллагалиева; [Место защиты: Марийс. гос. ун-т].– Казань: 2011.– 23 с.
  3. Вертело, Д.В. Ресурсное обеспечение дистанционного обучения государственных и муниципальных служащих: автореферат дис. к. э. н.: специальность 08.00.05 / Вертело Дмитрий Валентинович. [Место защиты: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации] – М.: 2007. – 24 с.
  4. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение. Учебник для вузов / П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А. Коноплева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. -848 с.


Все статьи автора «Коноплева Ирина Аполлоновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: