Интеграция Украины в Европейское образовательное пространство определяет реформирования отечественной высшей школы в направлении реализации идей Болонского процесса. Самостоятельная работа студентов (СРС), как обязательная часть учебной деятельности, входит в состав кредитов ECTS каждого модуля и дисциплины в целом [1, с.18, 2, с. 12]. Поэтому организации самостоятельной работы студентов уделяется значительное внимание руководством Буковинского медицинского университета и кафедрой педиатрии и детских инфекционных болезней в частности. СРС является основным методом теоретической подготовки и овладения практическими навыками во время внеаудиторной учебной подготовки [3, с.38, 4, с. 115]. Основные виды СРС определены в типовых учебных программах МОЗ Украины. Успешная реализация самостоятельной работы прямо пропорциональна заинтересованности студента в повышении собственного образовательного уровня, становления профессиональных качеств будущего врача. В будущем навыки самостоятельной работы должны лечь в основу постоянной самоподготовки и профессионального роста врача. Включая результаты выполнения самостоятельной работы в показатель текущей успеваемости, повышая общий рейтинг студента, преподаватель способствует развитию его учебной мотивации. Студентам медицинских вузов могут быть предложены следующие формы организации самостоятельной работы: написание рефератов, учебных историй болезни, протоколов, ведение тетрадей для самоподготовки (например, рецептурные тетради) [5, с. 63]. Одним из видов СРС, которая практически полностью соответствует поставленной цели, является самостоятельная курация больного с последующим написанием учебной истории болезни и ее защитой на практическом занятии. Важным моментом такого подхода к формированию клинического опыта студента является прямой доступ к пациенту и непрерывность наблюдения. Использование такого вида обучения создает наибольшую мотивацию к активизации самостоятельной работы студента.
Данный вид СРС применяется при проведении учебного процесса на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней. По нашему мнению, этот вид СРС наиболее целесообразно способствует подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. При написании истории болезни студент учится самостоятельно выставить диагноз, обосновать его, интерпретировать результаты клинических на параклинических исследований, провести дифференциальную диагностику, и, в итоге, – назначить адекватное и эффективное лечение. Таким образом, важность и необходимость качественной самостоятельной подготовки студентов-выпускников медицинских вузов в системе подготовки будущего специалиста неоспорима.
Исходя из этого, целью работы стал анализ результатов индивидуальной самостоятельной работы (в виде написания учебной истории болезни) студентов 5-го курса по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия», которые учатся на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней Буковинского государственного медицинского университета (г. Черновцы).
Материалы и методы. Для проведения анализа результатов самостоятельной работы по модулю «Неонатология» случайным методом выбраны две группы студентов по специальности «педиатрия» (I группа наблюдения, N = 26) и «лечебное дело» (II группа наблюдения, N = 26). Согласно утвержденной рабочей учебной программы конвертация баллов за выполнение СРС следующая: оценка по традиционной шкале «5» соответствует 18 баллам, «4» – 16, «3» – 12, «2» – 0.
Результаты исследования. Установлено, что средний балл по написанию учебной истории болезни среди представителей I группы наблюдения составил 14,4±2,5, а среди студентов II группы – 12,6±2,3 балла (р <0,05). Хотя достоверной разницы по среднему баллу по данному виду учебной деятельности между студентами групп сравнения обнаружить не удалось, у представителей I группы отмечалась тенденция к более высокому показателю успеваемости. Доля студентов среди представителей I группы наблюдения, у которых по СРС зафиксирован балл более 16, составляла 69,2±9,1%, а среди группы сравнения только 15,3±7,1% случаев (р <0,05). Несколько меньший уровень мотивации пятикурсников специальности «лечебное дело» к изучению дисциплин педиатрического профиля, особенно такого раздела как «Неонатология», подтверждён тем, что студенты данной специальности имели относительный риск получить более низкую оценку за самостоятельную работу, который составил 3,1 [95% ДИ: 2,1-5,1], при соотношении шансов 12,4 [95% ДИ: 6,2-24,8], и абсолютном риске – 55%.
Выводы. Таким образом, отмечена тенденция к лучшей самостоятельной подготовке студентов специальности «педиатрия», что, возможно, объясняется их большей мотивацией, обусловленной определенностью относительно будущей профессии, и, следовательно, более ответственным отношением к учебе.
Библиографический список
- Болюбаш Я.Я. Організація навчального процесу у вищих закладах освіти / Я.Я. Болюбаш. – К.: Наукова думка, 1997. – С. 62.
- Бойцова Е. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий / Е. Бойцова, В. Дроздов // Высшее образование в России. – 2005. – № 4.
- Кузнецова Л.М. Рейтинговая система контроля знаний / Л.М. Кузнецова // Специалист. – 2006. – № 4.
- Нейко Є. М. Організація самостійної роботи студентів / Є. М. Нейко, Н. В. Скробач, Д. Б. Соломчак // Галицький лікарський вісник. – 2003. – № 1. – С. 115 – 116.
- Мілерян В.Є. Методичні основи підготовки та проведення навчальних занять у медичних вузах / В.Є. Мілерян // Методичний посібник Національного медичного університету ім. О.О. Богомольця. Київ. – 2006. – 80с.