УДК 371.263

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ФОЛЬКЛОРУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бржезинская Наталья Алексеевна
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, которые возникают в рамках работы творческого объединения "Феникс" (фольклорный ансамбль). Приводится педагогический опыт разрешения приведенных проблем.

Ключевые слова: педагогика, проблемы в обучении, фольклор, фольклорный ансамбль


PROBLEMS OF TEACHING TEENAGERS FOLKLORE IN ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM

Brzhezinskaya Natalia Alekseevna
MBOU DOD Dvorets tvorchestva detei i molodegi g. Rostova-na-Donu

Abstract
The article discusses the problems that arise in the framework of the creative association "Phoenix" (folklore ensemble). Provides teaching experience given permission problems.

Библиографическая ссылка на статью:
Бржезинская Н.А. Проблемы обучения подростков фольклору в системе дополнительного образования // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/04/3809 (дата обращения: 10.09.2024).

Дополнительное образование – специфическая среда для обучения подростков фольклору. Основная проблема, с которой сталкиваются руководители детских объединений – это отсутствие мотивации у подростков регулярно посещать занятия, фольклорные коллективы также сталкиваются с «отсутствием моды» на фольклорное пение и, как следствие, издевки от ровесников направленных на высмеивание такого рода хобби. Таким образом, зачастую на подростка в равной степени влияют как преподаватель и программа, так и мнение окружающих, а так же не желание подвергаться дискриминации [1,2,3]. Наш опыт основывается на 25-летнем опыте работы образцового фольклорного ансамбля «Феникс», который существует при Дворце творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону. Занятия в творческом объединении «Феникс» строятся на всестороннем развитии ребенка и формировании духовно-нравственных ценностей через такие категории как дом, отчизна, родина, край, семья. В рамках занятий ребята не только учат песни, но и изучают историю России и Донского края, изучают особенности пошива костюмов, ведения быта. Благодаря активной работе с родителями, мастер-классы для детей проводят и их родители. Как отмечают воспитанники ансамбля, такая включенность в жизнь детей коренным образом меняет отношение в семье, формирует более тесные семейные связи. Ежегодно набирается группа 15 человек, однако, в том случае, если группа первого года состоит из старших дошкольников и младших школьников (6-8 лет) то ко второму году потеря составляет 2-3 человека, однако в том случае, если в ходе записи набирается группа 12-15 лет, то, с большой долей вероятности мы можем отмечать потери до 50 % на первом году обучения, чаще всего объясняя это именно фактом дискриминации и давления со стороны сверстников. Обычно дети поясняют, что одноклассники «называют деревенщиной», «спрашивают, где моя корова» ит.д., т.е. наделяют определенными негативными характеристиками, которые стереотипно связываются с «сельской» жизнью [4, 5]. При том далеко не все дети способны сформировать устойчивое совладающее поведение [6, 7]. Однако, те воспитанники, которые не сталкиваются с дискриминационным отношением сверстников, обычно остаются на протяжении реализации всей программы (5 лет), и приглашают одноклассников и друзей посетить занятия, начать петь ит.д., тем самым способствуют добору в группу.  По результатам обучения, кроме вокальных способностей у воспитанников также отмечается рост интереса к культуре и искусству. А также научно-исследовательской работе и работе с экспедиционными материалами. За последние несколько лет воспитанники подготовили более 15 докладов – на региональную научную конференцию ДАНЮИ им. Ю.А.Жданова (секции «Этнография и фольклор» и «Искусствоведение»); один доклад в рамках междисциплинарной секции МИГО ЮФУ, а также доклады на первые открытые образовательные молодежные литературные Славянские чтения, посвященные Дню славянской письменности и культуры и на другие конференции для старшеклассников и студентов младших курсов. Таким образом, экспедиционные и теоретические знания оформляются в научные работы, презентации, вербализируются и представляются как законченный материал.

Такая исследовательская активность способствует формированию личности с представлении о внешнем облике, поведении и отношении в семье описанным в фольклоре [8, 9, 10, 11].

Также педагогическое наблюдение и взаимодействие с воспитанниками указывает на то, что занятия в фольклорном ансамбле формирует у них особое самовосприятие, самооценку и самопрезентацию. На определенном этапе (после 2-3 года обучения) занятия в фольклорном ансамбле и самоощущение себя частью вокального ансамбля влияет и на специфику самопрезентации в интернет пространстве. Говоря об интернет пространстве и социальных сетях Д.В. Погонцева [12] отмечает, что аватар (основная фотография в социальной сети) является способом презентации себя по типу «Я-для-Других» и тем самым отражает те качества, знания и навыки, которые воспитанник хотел бы продемонстрировать окружающим. Проанализировав социальные страницы 20 воспитанников от 13 до 18 лет, мы можем констатировать, что каждый из них использует или использовал на аватаре снимок в фольклорном костюме, тем самым презентируя себя для ровесников, как человека имеющего отношение к этой культуре.

Наш опыт также указывает на то, что сохранению контингента на первом году (для воспитанников 12-15 лет), способствует их взаимодействие с воспитанниками старших годов обучения, которые наглядно демонстрируют, что заниматься фольклором не стыдно. Кроме того воспитанники старших годов обучения с удовольствием делятся о ярких впечатлениях с концертов, фестивалей и конкурсов, где они являлись участниками. Рассказывают об опыте взаимодействия с другими коллективами. Такое общение помогает воспитанником 1 года обучения проанализировать и выработать (иногда по совету других воспитанников) определенную систему поведения при нападках и дискриминационных высказываниях со стороны ровесников (копинг стратегию).

Отдельно необходимо подчеркнуть важную роль участия воспитанников в фольклорных фестивалях. В Ростовской области более 20 лет существует традиция проведения однодневного фольклорного фестиваля в ст. Старочеркасская, где в последнее воскресенье месяца собираются фольклорные коллективы со всей области. Фестиваль сопровождается массовыми гуляниями и концертной программой. Для формирования самоощущения воспитанникам предлагается посетить данный фестиваль, где они проводят день в костюмах (сарафан в пол или юбка в пол с блузкой у девушек и гимнастерка, штаны и сапоги у юношей). Ношение костюмов, как отмечают ряд авторов [13, 14] способствует также формированию определенного отношения к себе и к окружающей действительности. Основываясь на нашем опыте, мы можем говорить, что ношение костюма формирует позитивное отношение к себе, способствует поднятию самооценки. Это обусловлено тем, что все чаще люди (гости) фестиваля хотят и внешне соответствовать участникам фестиваля, надевают вышитые блузки, шали, юбки; в свою очередь воспитанники ансамбля вызывают интерес тем, то хотя костюмы пошиты в традиционном стиле, они не выглядят смешно или архаично. На летние фестивали воспитанники готовят костюм из льна и ситца (из ситца выполнена нижняя рубаха или блуза, из льна юбка или сарафан), сами собирают бусы, собирая по 1-2 бусины выбранного цвета. Воспитанникам дается задание собрать бусы так, как собирали их раньше – покупались в разброс 1-2 бусины, обменивались у подруг ит.д. Такие бусы являются способом самопрезентации, учат основам рукоделия и приобщают воспитанников воспринимать подготовку к фестивалю не только как труд (вокальная подготовка), но и как игру (подготовка костюма).

Таким образом, те трудности, которые возникают на разных этапах работы фольклорного коллектива, важно во время купировать и контролировать, в таком случае мы сможем не только сохранять контингент и обеспечивать необходимую мотивацию воспитанников. И  как мы отмечали ранее [16-18] только пение учебно-тренировочного материала не может привести к таким результатам. Необходима программа, которая будет включать различные мероприятия (экскурсии, мастер-классы, посещение концертов классической и современной музыки, поездки в экспедиции и на фестивали), которые смогут формировать определенное отношение к истории и представление о фольклоре, как об историческом материале. В современном обществе, и особенно среди молодежи, представление о «народной культуре» имеет искаженный вид, основанный на опыте анализа СМИ и рекламы, в которых высмеивается все, что связано с жизнью за пределами мегаполиса. Таким образом, мы можем отметить, что фольклор, это тот столп, на котором базируются нравственные социокультурные ценности общества, способны оказать благотворное влияние на развитие личности воспитанников, однако только использование инновационных методов образования может сформировать представление о фольклоре, как о культурном наследии страны, и сформировать у подростков адекватно высокую самооценку.


Библиографический список
  1.  Бзезян А.А. Лукизм и этническая дискриминация // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. Т. 10. № 3. С. 21-23.
  2. Погонцева Д.В. Представления о телесной красоте в современной культуре // Психолог. – 2013. – № 8. – С. 71 – 79. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.8.10582
  3. Погонцева Д.В. Этно-лукизм: взгляд на проблему // Национальная безопасность / nota bene. – 2013. – № 6. – С. 144 – 150. DOI: 10.7256/2073-8560.2013.6.9490
  4. Шкурко Т.А. Отношения к «своим/чужим», «близким/далеким» жителей городов разного типа // Социальная психология и общество. 2013. № 4. С. 81-94.
  5. Шкурко Т.А., Балакина А.А. Социально-психологические особенности отношений к другим людям жителей мегаполиса, большого и малого городов // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. Т. 10. № 3. С. 36-40.
  6. Шипитько О.Ю. Особенности совладающего поведения и личностные характеристики менеджеров по продажам с разным уровнем профессиональной самореализации // автореферат дис. … кандидата психологических наук : 19.00.13 / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2013
  7. Шипитько О.Ю. Психологические особенности совладающего поведения успешно самореализующихся менеджеров по продажам // Российский психологический журнал. 2011. Т. 8. № 4. С. 63-69.
  8. Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010
  9. Погонцева Д.В. Бумажная кукла – формирование образа женской красоты // Education Sciences and Psychology. 2012. № 2 (21). С. 42-46.
  10. Погонцева Д.В. Эталоны красоты современной молодежи // Северо-Кавказский психологический вестник. 2013. № 11-3. С. 17-19.
  11. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
  12. Погонцева Д.В. Мать как образ женской красоты у женщин // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 1 (1). С. 4.
  13. Погонцева Д.В. Формирование впечатления средством виртуального общения // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 1 (17). С. 135-141.
  14. Погонцева Д.В. Культурно-исторический анализ костюма как визуальной презентации представлений о внешней красоте // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2009.№ 5. С. 116-119.
  15.  Погонцева Д.В. Культурно-историческая динамика представлений о женской красоте // Человек и культура. — 2014. – № 5. – С.67-85. DOI: 10.7256/2409-8744.2014.5.14612. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_14612.html
  16. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора // Современная педагогика. 2013. № 5 (6). С. 4.
  17. Бржезинская Н.А. Роль занятий в фольклорном ансамбле для формирования личности ребенка // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3422 (дата обращения: 04.11.2014).
  18. Бржезинская Н.А. Воспитания толерантности в рамках обучения в фольклорном ансамбле // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/29137 (дата обращения: 09.12.2014).


Все статьи автора «vpgn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: