УДК 37.022

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

Быков Александр Александрович1, Киселева Ольга Михайловна2
1Филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет МЭИ», кандидат педагогических наук, доцент
2ФГБОУ ВПО "Смоленский государственный университет", кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье содержится описание попытки определения современного состояния проблемы формирования технической культуры педагога.

Ключевые слова: образовательный процесс, техническая культура учителя


THE PROBLEM OF FORMATION OF TECHNICAL CULTURE OF THE TEACHER

Bykov Alexander Alexandrovich1, Kiseleva Olga Mihailovna2
1Branch of National research University MEI, Ph.D., Associate Professor
2Smolensk State University, Ph.D., Associate Professor

Abstract
The article contains a description of attempts to define the current state of the problem of formation of technical culture of the teacher.

Библиографическая ссылка на статью:
Быков А.А., Киселева О.М. Проблема формирования технической культуры педагога // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4172 (дата обращения: 12.07.2023).

В современной системе образования наметилось много новых тенденций, основанных на широком использовании возможностей современной техники. Поэтому проблема формирований технической культуры педагогов весьма актуальна. Попытаемся определить ее современное состояние.

За основу критериального аппарата замера готовности педагогов к формированию технической культуры возьмём критерии согласно тем компонентам, которые они раскрывают:

  1. Теоретический (теоретическая подготовленность).
  2. Практический (операционная подготовленность).
  3. Мотивационный (сформированность личностно-потребностной сферы).

Поставим перед собой следующие задачи:

  1. определить исходный уровень развития умений и навыков применения технических средств в образовательном процессе у педагогов;
  2. установить причины наличия разных уровней подготовленности.

Проверим гипотезу: педагоги в недостаточной степени обладают умениями и навыками применения технических средств в образовательном процессе, а также их значительная часть имеет не высокий уровень развития технической.

В исследовании принимали участие 72 преподавателя средних школ города Смоленска. [1]

Для решения поставленных в ходе исследования задач преподавателям был предложен опрос, разработанный на основе работ Г.Е. Сенькиной, Н.М. Тимофеевой по формированию готовности к познавательной деятельности [2, 3, 4].

Для определения степени развития технической культуры педагогов проводился опрос, включающий задания, оценивающие сформированность теоретического, практического и мотивационного компонентов технической культуры педагогов.

По результатам исследования были выделены четыре уровня развития технической культуры у педагогов:

– высокий (80 – 100% — техническая культура),

– выше среднего (60% – 80% — техническая компетентность),

– средний (40% – 60% — техническая образованность);

– низкий (менее 40% — техническая грамотность).[5]

Таблица 1. Результаты исследования по определению уровня развития технической культуры у педагогов (%)

Низкий
уровень

Средний уровень

Уровень выше среднего

Высокий уровень

Теоретический компонент

51

44

5

0

Практический компонент

78

22

0

0

Мотивационный компонент

11

18

33

38

Диаграмма 1. Уровень сформированности теоретического компонента технической культуры у испытуемых

Диаграмма 2.  Уровень сформированности практического компонента технической культуры у испытуемых

Диаграмма 3. Уровень сформированности мотивационного компонента технической культуры у испытуемых

При проведении исследования были замечены закономерности в ответах педагогов с разным стажем работы (таблица 2).

Таблица 2.  Результаты исследования по определению уровня сформированности технической культуры у преподавателей средних школ (%)

Низкий
уровень

Средний уровень

Уровень выше среднего

Высокий уровень

Педагоги, имеющие стаж работы до 5 лет

Теоретический компонент

38

52

10

0

Практический компонент

61

39

0

0

Мотивационный компонент

6

19

33

42

Педагоги, имеющие стаж работы от 6 до 10 лет

Теоретический компонент

47

48

5

0

Практический компонент

81

19

0

0

Мотивационный компонент

3

10

38

49

Педагоги, имеющие стаж работы более 10 лет

Теоретический компонент

68

32

0

0

Практический компонент

92

8

0

0

Мотивационный компонент

24

25

28

23

По итогам  полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. Не высокий уровень теоретической и практической  подготовленности педагогов к применению технических средств в образовательном процессе, на наш взгляд, объясняются слабой базовой подготовкой педагогов по этому вопросу.

2. Достаточно высокий уровень подготовленности к применению технических средств в образовательном процессе показали молодые педагоги со стажем работы до 5 лет. На наш взгляд, это обусловлено с тем, что они активно применяют современную технику при проведении педагогических исследований, а также стремятся модернизировать педагогический процесс, где одной из составляющих нововведений является использование современных технических средств [6]. В результате они самостоятельно осваивают современные технические новинки и методику их применения в образовательном процессе.

3. Показатели личностной направленности у всех категорий испытуемых достаточно высокие, это свидетельствует о потребности педагогов в освоении и применении современной техники в образовательном процессе. Исключение составляют педагоги со стажем работы более 10 лет. Возможно, это связано с тем, что преподаватели  старшего поколения отличаются более консервативными взглядами, методика преподавания у них сложилась давно, и вопрос о целесообразности ее изменения для них является открытым.

Качественный анализ результатов исследования позволяет заключить, что подготовленность педагогов к применению современной техники в образовательном процессе находится на недостаточно высоком уровне, что подтверждает выдвинутую гипотезу. Однако результаты исследования демонстрируют потребность у испытуемых в повышении своего профессионального уровня, а значит, необходима целенаправленная работа в этом направлении.


Библиографический список
  1. Быков А.А. Педагогическая система формирования технической культуры учителя: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Смоленский государственный университет. Смоленск, 2008.
  2. Тимофеева Н. М., Сенькина Г. Е. Краткий карманный словарь-справочник по общей методике обучения математике. – Смоленск: СГПУ, 2004.
  3. Тимофеева Н.М. Проектирование учебных словарей по педагогическим дисциплинам: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Смоленск, 2004.
  4. Алимухамбетова Г. Е. Научные основы формирования готовности школьников к познавательной деятельности (теоретико-методологический аспект): дис. … д-ра пед. наук. -Алматы, 1995. -335 с.
  5. Киселева О.М., Быков А.А. Готовность педагогов к применению методов математического моделирования в образовательном процессе //Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 1 (20). С. 97.
  6. Баженов Р. И. Интеллектуальные информационные технологии. Биробиджан: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2011. 176


Все статьи автора «AM»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: