На современном этапе развития специального образования приоритетными задачами являются качество специального образования, подготовленность детей к самостоятельной жизни в современном мире, адаптация в обществе.
Организация обучения русскому языку в школе, содержание данного обучения предполагает огромную важность данного предмета в подготовке младших школьников, эффективному развитию их творческих, интеллектуальных и речевых способностей. Коммуникативная направленность образовательного процесса именно в начальной школе приобретает особую значимость, повышает уровень речевого общения учеников, развивает их межличностные отношения. У младших школьников с ОНР должно развиваться овладение разными видами синтаксических конструкций, которые в свою очередь предполагают развитие синтаксического строя речи.
Придя в школу, старший дошкольник должен иметь умения общаться при помощи связной речи, уметь в простейшем монологе описать окружающие предметы, рассказать о пережитых им событиях. С точки зрения грамматической и лексической оформленности монолог приступившего к учению первоклассника должен соответствовать литературной норме и быть правильно оформлен со стороны дикции, орфоэпии, интонации.
Дети в начальной школе с ОНР не могут реализовать данные задачи, которые связаны с определенными трудностями. Своеобразие речевой, познавательной, эмоционально-волевой деятельности у них требует особых подходов к их обучению, особых направлений в работе
Проблемой формирования синтаксического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи занимались Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева и др.
У учащихся младшего школьного возраста с ОНР отмечаются системные нарушения речи, отсутствие лексических и грамматических обобщений, лежащих в основе нормальной речевой деятельности. Опыт речевого общения у них оказывается недостаточным, что отрицательно сказывается на овладении речевыми навыками и изучении учебных дисциплин, школьной адаптации [1].
С целью выявления уровня сформированности синтаксического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовало 10 учащихся 2 класса с ОНР.
Анализ результатов исследования показал, что у них более низкие возможности построения предложений. Это проявляется в неумении выбрать слова, необходимые для построения высказываний, в неумении включить предложенное слово в текст высказывания, в употреблении элементов ситуативной речи. В построенных предложениях проявляется игнорирование морфемных частей заданного слова, отсутствие тонкой дифференциации смыслового значения слов, несформированность звуковой и слоговой структуры отдельных слов.
Младшие школьники с ОНР в продуктивной речи выражают простые суждения, включающие объектные или обстоятельственные отношения. У большинства из них еще не достаточно сформирована структурная схема предложения, его синтаксическая модель, их затрудняет лексическое заполнение схемы предложений и в большей мере, чем подбор лексических средств, грамматическое оформление предложений. Они плохо владеют навыком словоизменения и не умеют использовать связующие слова.
Им доступны лишь те смысловые отношения, которые обозначают предметные связи, пространственные, временные, причинные отношения, то есть те отношения, которые характеризуются наиболее конкретными и наглядными связями.
Учащиеся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи затрудняются не только в употреблении целого ряда сложных предложений, но и в умении грамматически правильно оформлять те предложения, которыми они пользуются. Выражение союзной связи в сложноподчиненных предложениях не всегда соответствует общепринятым нормам и правилам построения этих предложений. Усвоение способов грамматического изменения слов сказывается и на общем грамматическом оформлении речи.
Следовательно, нарушения синтаксического строя речи у младших школьников с ОНР проявляются не только в существенном ограничении типов используемых высказываний, но и в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, в расстройстве синтаксических связей. Подобные нарушения существенно затрудняют процесс речевой коммуникации, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности.
Чтение характеризуется замедленным темпом, частой заменой одного слова другим, носит угадывающий характер, невыразительно, отмечается недостаточно полное понимание прочитанного, пересказ неполный, неточный из-за неправильного осмысления отдельных слов и связи между ними. Уровень развития навыков чтения не отвечает программным требованиям.
В письменных работах у младших школьников с ОНР отмечаются ошибки:
- смешение и замена букв;
- пропуски или замена предлогов;
- слияние предлогов с существительными и местоимениями;
- употребление падежных окончаний.
Знание детьми правил носит поверхностный, неустойчивый характер. Уровень умений их применять и переноса в новые ситуации крайне низок. Допускают орфографические ошибки на:
- искажение букв и слов;
- пропуски, письмо лишних букв и слов;
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок;
- ошибки на безударные гласные, проверяемые ударением;
- неверное оформление предложений;
- большая буква в именах собственных;
- написание раздельного мягкого знака;
- ошибки на «жи – ши», «ча – ща», «чу – щу».
В устной речи отмечаются следующие недостатки:
- словарь используется неадекватно, не улавливают изменение значений, не знают смысл отдельных слов;
- предложения мало распространены;
- грамматический строй сформирован недостаточно.
У них наблюдается низкий уровень самоконтроля, пониженная наблюдательность, недостаточная сфомированность умения самостоятельно организовать свою деятельность для выполнения учебной задачи.
Таким образом, анализ результатов экспериментального исследования показал, что у 50% младших школьников с ОНР – низкий уровень развития синтаксического строя речи, 33% – средний уровень, 17% – низкий уровень.
Следовательно, результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости проведения специальной коррекционно -логопедической работы по формированию синтаксического строя речи у младших школьников с ОНР.
Библиографический список
- Петрулина А.Ю. Состояние понимания синтаксических конструкций у школьников с общим недоразвитием речи // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. – 2012. – №1. – С. 93-97.