Современный этап информатизации охватил практически все стороны жизни общества, в том числе и образовательную. Одним из ключевых факторов образования, в частности военного, является степень использования информационных ресурсов. Поэтому военный вуз должен иметь четкую стратегию информатизации своей деятельности.
Информатизация коренным образом изменяет процесс обучения, структуру и содержание образования, являясь комплексным процессом, цель которого состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых технологий, а также в радикальном повышении эффективности и качества подготовки военных специалистов, формировании у них нового типа мышления, новой информационной культуры [1 С. 144].
До настоящего времени в ходе учебного процесса на кафедре вооружения и стрельбы Рязанского высшего воздушно-десантного училища при подготовке к проведению различных видов занятий подход преподавателей основывался на последовательном доведении информации на заседаниях предметно-методических комиссий, раскрывающей содержание учебных вопросов и методику их отработки. При этом в дальнейшем вызывал затруднение вопрос общего доступа к информации, в связи с отсутствием в комплектах отдельных автоматизированных рабочих мест преподавателей и адъюнктов доступа к единой локальной вычислительной сети. Кроме того, размещение преподавательских кафедры в зданиях, удалённых друг от друга на расстояние до 70 километров, не позволяло оперативно обмениваться различной информацией. Все это требовало привлечения больших временных затрат для подготовки к проведению учебных занятий.
Решением этих проблемных вопросов стало создание комплекта оборудования для систематизации, хранения и общего доступа к базе данных кафедры для подготовки к учебным занятиям и их проведению.
Данный комплект включает структурированную кабельную сеть (СКС) с топологией типа «Звезда», сервер, сетевое хранилище, сетевые принтеры и специальное программное обеспечение.
Новым в создании сети является:
1. Коммутаторы D-LinkDES-3526 (рис. 1, 2), находящиеся в разных помещениях и сопряженные между собой по протоколу GigabitEthernet, что значительно увеличило скорость передачи данных в стандарте протокола FastEthernet между пользователями сети при меньших затратах кабеля (витая пара) категории 5е.
Рис. 1 – Настенный шкаф с коммутатором D-LinkDES-3526 с патч-панелью на 24 порта категории 5е и организатором кабеля
Рис. 2 – Телекоммуникационный шкаф с системой принудительной вентиляции, сервером, источником бесперебойного питания (ИБП), коммутатором D-LinkDES-3526
2. Использование управляемого сетевого хранилища TehusN4100PRO (рис. 3) в сети с разнесенным доступом пользователей позволило увеличить скорость передачи данных, индивидуальный категорированный 3-х уровневый (level1, level2, level3) доступ военнослужащих, гражданского персонала кафедры и курсантов к общей базе данных.
Рис. 3 – Управляемое сетевое хранилище TehusN4100PRO с сетевым принтером
3. Использование сетевых принтеров (рис. 3) на группу пользователей данной сети, позволяющих свести к минимуму затраты на печать документов.
4. Применение специально разработанной программы, обеспечивающей использование приложения MicrosoftOfficeOutlook без выхода в глобальную сеть Интернет (использование сети Интернет вне специализированных помещений запрещено), позволило использовать почтовый сервис, минимизировать затраты времени на индивидуальное и коллективное планирование.
5. Использование программного обеспечения Spark, позволяющего проведение видеоконференции (рис. 4) между всеми пользователями данной сети через сервер без выхода в глобальную сеть Интернет, в повседневной деятельности кафедры, а особенно при проведении практических занятий в учебном центре и учений.
Рис. 4 – Рабочее место преподавателя кафедры
Внедрение на кафедре комплекта оборудования для систематизации, хранения и общего доступа к базе данных кафедры для подготовки к учебным занятиям и их проведению позволило снизить затраты времени при подготовке к учебным занятиям на 15%, повысить качество их проведения на 11% и эффективность использования сетевых ресурсов в повседневной деятельности кафедры на 18%.
Библиографический список
- СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции (30 апреля 2015 г., г. Уфа). в 3 ч. Ч. 2 – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – 180 с.