В настоящее время развитие у подрастающего поколения экологического мировоззрения крайне важно.
Это связано со многими факторами – загрязнением окружающей среды деятельностью человека, сокращением биоразнообразия, другими глобальными экологическими проблемами современности [1, с. 1-30].
По этим причинам практически все области человеческой деятельности в настоящее время экологизируются – начиная с промышленности и сельского хозяйства, заканчивая утилизацией мусора. Этот процесс не сможет идти должным образом без людей, понимающих экологические закономерности, способных применять свои знания на практике и обладающих соответствующим мировоззрением.
Естественные науки накопили за свою историю огромный багаж знаний. В последнее время химия, биология и экология развиваются стремительными темпами. Появились такие концепции как биосфера, ноосфера и “устойчивое развитие”. Имена многих ученых вошли в историю. Среди них В.И. Вернадский, автор концепции “ноосфера”, также открывший принципы биогеохимических циклов на Земле (помимо всего прочего).
Основы экологии закладывали Э. Зюсс, А. Тэнсли (автор термина “экосистема”), Ю. Одум и многие другие.
Биологическая наука также не стоит на месте. За последние несколько лет в этой области было сделано множество открытий, кардинально изменивших “идейный ландшафт”. К таким открытиям относятся – роль эпигенетических элементов в филогенетике, теория РНК-мира, роль симбиоза в эволюции, концепции информационной биологии [2, с. 131-470].
Но биология (и экология) в общем образовании ограничена учебными планами и не может дать все эти естественнонаучные знания в должном объеме. Это касается и компетенций, заложенных в ФГОС для базовых и интегрированных курсов [4, с. 1-7]. В соответствии с ними, выпускник средней школы должен обладать следующими компетенциями (в качестве примера взят базовый курс биологии):
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Стоит отметить, что, несмотря на достаточно широкий охват тем, многие важные вещи остаются вне поля зрения общего образования.
Задача формирования глубокого, основанного на научных фактах экологического мировоззрения ложится на учреждения дополнительного образования. У них больше возможностей и меньше ограничений в плане методики построения образовательного процесса.
К тому же, дополнительное образование (не навязываемое обучающимся) предполагает большую заинтересованность подрастающее поколение.
В сфере дополнительного образования в последние годы появилось множество разнообразных программ, касающихся экологии. Тем не менее, дальнейшая работа организаций дополнительного образования в эколого-просветительском направлении необходима ввиду вышеперечисленных факторов.
В г. Тольятти МБОУ ДОД ДУМ “Икар” активно работает и в этом направлении. В поле его внимания такие темы как охрана окружающей среды, ООПТ, основы экологии.
В рамках эколого-просветительской деятельности реализуется программа “Лабиринты природы”, отражающая современные тенденции в развитии науки, а также инновационные подходы к подаче материала. Она предназначена для детей школьного возраста – начиная с 12 и заканчивая 18 годами.
Курс обучения составляет 3 года (с октября по май) и включает как лекционные материал, так и многообразные практические занятия. Сложность постепенно возрастает ввиду постепенно усиливающейся специализации преподаваемых знаний. От общих фундаментальных тем, дети переходят к прикладным.
Программа предусматривает усвоение детальной и системной естественнонаучной информации, составляющей основы многих научных отраслей:
1. Систематика и филогенетика;
2. Зоология, ботаника, микология и микробиология;
3. Общая и прикладная экология;
4. Цитология;
5. Экологическое право и др.
Курс разработан с учетом последних достижений этих наук и отражает современное состояние ее отраслей. Он характеризуется системностью и глубиной изложения, насыщенностью практической и творческой деятельностью, а также использованием современных технологий (в частности, в сфере мультимедиа).
Проводится постоянных мониторинг публикаций (находящихся в открытом доступе) с целью поддерживать это соответствие.
Также МБОУ ДОД ДУМ “Икар” принимает во внимание другую важную проблему образовательной системы – заинтересовать обучающихся тематикой курсов.
В ходе работы над программой “Лабиринты природы” были проанализированы различные методы естественнонаучного обучения, применяемые в общем и дополнительном образовании – от интерактивных до исследовательских. Для этого изучались различные научные и учебно-методические разработки.
К примеру, вид занятия урок-конференция, выполняющий функцию обобщения пройденного материала. В ходе занятия проясняются организационные моменты, а потом идет опрос. Далее рассматриваются исследовательские проекты обучающихся и подводятся итоги.
Как концепция урока-конференции, так и концепция исследовательских проектов также нашла отражение в эколого-просветительской деятельности “Икара”, видоизмененные и адаптированные для нужд программы.
В настоящее время в “Лабиринтах природы” применяются следующие методы обучения:
-словесные (используются для теоретических занятий в форме лекции, беседы, семинаров, игровых занятий);
-наглядные (просмотр фото- видеоматериалов);
-практические (выполнение различных практических занятий и исследовательских работ, проведение экскурсий, разработка листовок, поиск информации в сети Интернет и т.п.);
-творческие;
-участие в различных экологических акциях, массовых мероприятиях, конкурсах;
-метод проектной деятельности;
-экологические тестирования;
-консультирование и курирование педагогом проектной деятельности обучающихся;
-сотрудничество со сторонними специалистами.
Из всех этих методов можно подробнее остановиться на творческих занятиях, включающих инновационные компоненты.
Не секрет, что биологические явления послужили вдохновением для многих популярных и в настоящее время книг, графических новелл, фильмов и компьютерных игр. Можно привести множество примеров – Alien, Half Life, Dead Space, Mass Effect. Персонажи и чудовища в них имеют параллели среди живого мира. Как пример можно привести знаменитые “выстреливающие” челюсти Чужого и личинки стрекоз (Odonata) – всем известных летающих насекомых [3, с. 204-209].
Демонстрация обучающимся этих параллелей будет способствовать интересу к явлениям биологии. Некоторые из творческих занятий в рамках проекта основаны на таких культурных явлениях.
Данная техника обучения отрабатывалась автором во время работы в Отделе природы Тольяттинского Краеведческого Музея в 2005-2006 гг. В ходе работы с экскурсионными группами средних и старших школьников она доказала свою эффективность в педагогическом плане.
Как уже говорилось, важной частью программы “Лабиринты природы” являются исследовательские проекты, разрабатываемые обучающимися. Они позволяют привить навыки практической работы в области экологии, а также способствуют лучшему усвоению лекционного материала (при представлении экспозиций экологической, энтомологической и палеонтологической тематик).
Таким образом, экологическое образование “встраивается” в мир творчества и повседневных интересов детей. Знания и сопутствующее им мировоззрение органическим образом принимаются подрастающим поколением.
Программа соответствует требованиям, заложенным в ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
Результаты многолетней реализации экологического направления деятельности МБОУ ДОД ДУМ “Икар” (в виде различных исследовательских работ и других проектов) представлялись на многих мероприятиях г. Тольятти. Из них:
- диплом за участие в конкурсе инновационных проектов по экологической и промышленной безопасности, SAFETY-2009, 3 Международная научно-техническая конференция “Безопасность. Технологии. Управление” (Пыль А, рук. Кальнова С.С.);
- сертификат городской научно-практической конференции “Первые шаги в науку” (Приходченко Т.);
- диплом 1 степени городской научно-практической конференции “Первые шаги в науку” (Константинова А.);
- диплом за участие во Всероссийской викторине по экологии “Год охраны ОС” (Гладкова А.);
- диплом 2 степени научно-практической конференции учащихся “Эколог XXI века” (Коллектив учащихся ТТ ГХиСТ, рук. Кальнова С.С.);
- диплом 3 степени научно-практической конференции учащихся “Эколог XXI века” в номинации “Реферативная работа” (Завьялов А.).
Эколого-просветительская деятельность МБОУ ДОД ДУМ “Икар” способствует развитию людей будущего, готовых решать усугубляющиеся экологические проблемы. Она помогает “привнести” экологию в жизнь подрастающего поколения и его интересы, а также держать его в курсе современного состояния этой области знаний.
Библиографический список
- Алексеев С.В., Груздева Н В., и др. Практикум по экологии. Учебное пособие. – М., АО МДС, 1996.
- Марков А. Рождение сложности. – М., Астрель: CORPUS, 2010. – 527 с.
- Пастернак Р.К. Жизнь животных, Т.3. – М., Просвещение, 1988. – 447 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, 2011.