Речь – является главнейшим средством коммуникации и определяет успешную социализацию человека в обществе. Начиная своё развитие еще в дошкольном возрасте, правильно формирующаяся речь, закладывает основы к дальнейшему успешному обучению в школе и последующей интеграции в социуме.
В настоящее время, появляется все больше и больше детей, которые составляют группу «особый ребенок» - это дети с ОВЗ.
Эту группу составляют дети, у которых имеются как физические, так и психические отклонения в развитии, а иногда имеет место и сочетанность патологических отклонений. Такая неоднородность, говорит о полиморфности структуры дефекта, соответственно характер повреждений и степень недоразвития психических функций отличается своеобразием, наблюдаются различные сочетания сформированных и недофоримрованных функций, в этом и выражается многообразие проявлений. Соответственно, структура речевого дефекта детей с ОВЗ является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.
Рассматривая особенности коммуникативных навыков у данной группы детей, можно отметить, что речь как правило, отличается своеобразием и носит ситуативный характер. Словарный запас достаточно беден и характеризуется наличием обиходно-бытовой лексики. В речи встречается большое количество лексико-грамматических ошибок. Очень часто нарушено программирование устной речи.
На сегодняшний день, педагогами и специалистами накоплен достаточный опыт по организации коррекционной работы с такими детьми, но с каждым новым днем мы все равно продолжаем экспериментировать и искать новые, более эффективные и действенные методики и подходы в коррекции и обучении детей.
Одним из современных подходов к преодолению недостатков в познавательной сфере и коррекции коммуникативных расстройств, – является самостоятельная проектно- исследовательская деятельность детей, которая заключается в интеграции всех образовательных областей.
Учитывая специфику детей с ОВЗ, своеобразие их познавательных возможностей и индивидуальных потребностей ( недостаточность ориентировочно-познавательной деятельности и снижение сенсорно-перцептивной деятельности), очевидно, что объединив все компоненты познавательной деятельности в одну единую систему, в которой каждый ребенок принимает непосредственное участие и становится автором своего проекта, таким образом, реализуя свой собственный опыт, позволяет сделать познавательный процесс более легким и доступным.
Проектно- исследовательская деятельность представляет собой взаимодействие педагогов, детей и даже родителей. В данном процессе педагог или родитель становятся организатором продуктивной деятельности детей, таким образом, раскрывая и конкретизируя их познавательные и творческие способности.
Интеграция проектно – исследовательской деятельности захватывает все образовательные области: занятия, досуговую деятельность, осуществляя всестороннее развитие ребенка как личности.
Реализация проектно-исследовательской деятельности конкретизирована, и заключается в изучении определенного материала по заданной тематике, согласно программному содержанию.
Проводя исследование, ребенок воспринимает необходимую информацию, перерабатывает её, приобретая необходимый личный опыт, что способствует более прочному усвоению материала, а при воспроизведении делает более успешным среди своих сверстников.
Такая проектно-исследовательская деятельность может осуществляться в рамках всего образовательного процесса, быть включена в любую тематику занятий.
Это могут быть проекты «Мое любимое блюдо», «Моя любимая игрушка», «Моя семья», «Как я встретил Новый год», и так далее, исходя из тематики лексической темы.
Педагог изучает с детьми материал по теме недели, затем детям дается задание подготовить собственный проект. Это может быть личный жизненный опыт, например, приготовление своего любимого блюда под контролем родителей, или описание экскурсии, путешествия и тому подобное.
После осуществления заданной деятельности, ребенок совместно с родителями оформляет альбом или презентацию об этом, и представляет свой проект на занятии.
Коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ на занятиях с использованием проектно-исследовательской деятельности включает формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей конкретного материала в соответствии с задачами каждого периода обучения.
Практика показала, что благодаря такому методу обучения, повышается адаптивность материала и прослеживается положительное влияние на весь познавательный процесс в целом.
Важнейшим результатом коррекции следует считать тот факт, что навыки овладения детьми разными видами рассказа оказывают активное положительное влияние на овладение детьми коммуникативными навыками в целом, и способствуют формированию полноценно развивающийся личности.