УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПОНЯТИЙ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» И «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ» В РЕСУРСАХ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА ПО ТАЙСКОМУ БОКСУ

Бойкова Ирина Васильевна1, Чорный Иван Валерьевич2, Аксенова Анна Николаевна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», аспирант
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Аннотация
В статье описывается возможность постановки и верификации проблемы уточнения категориального и понятийного аппарата современной педагогики физической культуры и спорта в структуре общепедагогической и профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов по физической культуре и тренеров по выбранному виду спорта (тайский бокс).

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, профессиональная культура, саморазвитие, самореализация, самосовершенствование, социализация, тайский бокс, тренер по тайскому боксу


SOME FEATURES OF THE DETERMINATION OF THE CONCEPTS OF "SOCIALIZATION" AND "SELF-REALIZATION" RESOURCES FOR THE FUTURE TRAINING OF MUAY THAI COACH

Boikova Irina Vasilievna1, Chornyi Ivan Valerievich2, Aksionova Anna Nikolaevna3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, aspirant
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of Pedagogics, associated professor of the department of Pedagogics

Abstract
The article describes the possibility of arming and verification problems refinement categorical and conceptual apparatus of contemporary pedagogy of physical culture and sports in the structure of General educational and vocational pedagogical preparation of future teachers of physical culture and coaches selected sport (thai-boxing).

Keywords: culture of self-study (self-development living activities culture), muay thai coach, professional culture, self-development, self-improvement, self-realization, socialization, thai-boxing


Библиографическая ссылка на статью:
Бойкова И.В., Чорный И.В., Аксенова А.Н. Некоторые особенности детерминации понятий «социализация» и «самореализация» в ресурсах подготовки будущего тренера по тайскому боксу // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4694 (дата обращения: 10.09.2024).

Педагогическая наука в системе определения и решения задач профессионального образования определяет возможность повышения качества подготовки будущих педагогов по физической культуре через продуктивное становление и самореализацию личности, включенную в активный поиск повышения качества самостоятельной работы и продуктов ведущей деятельности, непосредственно связанных с физической культурой и спортом, одним из ведущих направлений детерминации и верификации качества постановки и решения задач профессионального развития в современной практике непрерывного образования.

В структуре подготовки будущего педагога по физической культуре уделяется большое значение общепедагогической подготовке педагога [1-4], возможности использования продуктивного обучения и методов развития творческих способностей, формирования потребности в самовыражении и самореализации [5-10], проблемам качественной постановки и верификации возможности продуктивной социализации и самореализации обучающегося в спорте или выделенном направлении подготовки [11-17], а также возможности визуализации качества организуемой и верифицируемой продуктивной самореализации личности обучающегося в ресурсах портфолио обучающегося [16-24].

Попытаемся уточнить понятия, непосредственно связанные с выбором темы научно-педагогического исследования, иллюстрирующего качество и состоятельность практики формирования культуры самостоятельной работы студента-педагога по физической культуре и профессионально-педагогической культуры будущего тренера по тайскому боксу.

Социализация – процесс неустанного развития личности в системе социальных отношений, норм культуры и этики, используемых при общении и создании продуктов жизнедеятельности, системно обеспечивающих личность пролонгированными механизмами и условиями социальной защиты и включенности в социальные отношения, где общество в его микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях обеспечивает распространение ценностей и системы отношений антропосреды и ноосферы как условий сохранения общества и личности в неподдельном смысле гуманистических идей современного сосуществования.

Иными словами, – социализация – процесс жизнеобеспечения личности и общества в мультикультурных отношениях и формах сотрудничества, взаимодействия и распространения идей гуманизма и продуктивности, обеспечивающих сохранение личности и общества в подлинном антропологическом смысле и ноосферных условиях воспроизводства объектов и предметов, продуктов и ресурсов науки, культуры, спорта и пр.

Социализация – процесс жизнеобеспечения развивающейся личности, включенной в социальные отношения и профессиональную, мультикультурную самореализацию, обеспечивающий социальной (антропологической среде) определение, принятие и распространение идей гуманизма и толерантности, конкурентоспособности и продуктивности, состоятельности деятельности и востребованности в микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношениях.

Социализация обучающегося, занимающегося тайским боксом, с одной стороны, – процесс, механизм и ресурс обеспечения определенным уровнем заинтересованности общества в высоких достижениях обучающегося, занимающегося тайским боксом, где соблюдение условий нормального распределения способностей, норм проведения соревнований и возможности получения высоких достижений позволяют найти и личности, и обществу верные решения оптимизации описываемого процесса, с другой стороны, – процесс воспроизводства в изменяющихся условиях качественного решения противоречий мультикультурного генеза, где возможности тайского бокса обуславливают качество включения личности в социальные отношения, выполнение разноплановых социальных ролей, распространение и популяризацию в рамках достигнутого уровня возможности занятий выбранным видом спорта и спортом в целом.

Обобщив все направления детерминаций категории «социализация», уточним в целостном педагогическом процессе качество и возможности социализации обучающегося, занимающегося тайским боксом, где смысловая, деятельностно-практическая, адаптационно-организационная составляющие системно визуализируют возможности современной социализации в мультисреде.

Социализация обучающегося, занимающегося тайским боксом, – процесс мультикультурного определения и решения задач социального развития личности, формирования потребности в повышении качества жизни общества и культуре взаимоотношений через осознание важности развития личности обучающегося и его достижений в тайском боксе, системно раскрывающих возможности тай-боксера в определении акметраектории и решении задач саморазвития с учетом требований и ограничений непрерывного профессионального образования, обеспечивающего ценностную верификацию всех новообразований и продуктов ведущей деятельности и хобби обучающегося, включенного в процесс активного познания объективного в ноосфере и преобразованию всех неустойчивых связей и продуктов, неудовлетворяющих качеством, свойствами, параметрами и прочими компонентами в оценке востребованности и практичности.

Социализация тренера по тайскому боксу – процесс объективного включения личности в поиск оптимальных условий продуктивного становления спортсмена в ресурсах модификации и верификации качества учебно-тренировочного процесса, где позитивное восприятие результатов тренировочного процесса (качество определяется и визуализируется на соревнованиях) микро-, мезо-, макрогруппами осуществляется на объективной основе и в структуре модификации субъектной позиции человека, оценивающего возможности личности спортсмена в тайском боксе, где происходит сравнение идеальных представлений об оцениваемом и объективно наблюдаемом процессе, определяемом наглядно в ходе выступлений на соревнованиях, обеспечивающих формирование позиции одобрения или другого мнения, субъективно детерминирующего возможность занятий тайским боксом и спортом в целом.

Самореализация – процесс определения интеллектуально-волевых, физических, морально-нравственных, системно-деятельностных качеств и приоритетов развития личности в выборе и достижении вершины выделенного направления продуцирования материальных и идеальных объектов жизнедеятельности человека, включенного в активный поиск лучших условий организации ведущей деятельности и общения, досуга и отдыха.

Самореализация – процесс построения акметраектории становления личности в выбранных направлениях ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, обеспечивающих личность позитивным фоном самостоятельной оценки продуктов, получаемых в ходе решения задач и условий развития личности, а также возможности повышения качества различных граней социально-профессиональных отношений и форм сотрудничества, повышающих уровень жизни и безопасности культуры, создавшей личность и общество в неподдельном, уникальном смысле и многообразии форм, объектов, ресурсов самосохранения.

Самореализация обучающегося, занимающегося тайским боксом, – процесс всестороннего анализа и модификации качества выступлений на соревнованиях, основа которого представляет собой длительную подготовку, рефлексию и персонифицированный контроль подготовки в результатах, оцениваемых тренером и обществом в целом, обеспечивающих в совокупности своей те результаты практики, которые объективно достигаются на определенном уровне соревнований.

Самореализация тренера по тайскому боксу – процесс моделирования и апробации оптимальных моделей повышения качества подготовки спортсменов, занимающихся тайским боксом.

Определив работы [25-34] в качестве ресурса и дидактически-методологического обеспечения педагогического моделирования в структуре поиска оптимальной модели системы принципов, выделим и обоснуем целостность системы принципов социализации и самореализации обучающегося, занимающего тайским боксом.

Под системой принципов социализации и самореализации обучающегося, занимающего тайским боксом, будем понимать совокупность иерархически детерминируемых и реализуемых положений современной педагогической теории и практики, визуализирующих и оптимизирующих возможности педагогической деятельности по оптимизации и фасилитации повышения качества социализации и самореализации личности в структуре учебно-тренировочного процесса и внеучебной деятельности.

Выделим систему принципов социализации и самореализации обучающегося, занимающего тайским боксом (Чорный И. В., 2015):

I. Принцип научной верификации и оптимизации учебно-тренировочного процесса с обучающимися, занимающимися тайским боксом:

- принцип единства теории и практики в верификации основ и возможностей учебно-тренировочного процесса в тайском боксе;

- принцип наглядности и прочности в выборе условий и возможностей учебно-тренировочного в тайском боксе;

- принцип последовательности, системности, систематичности организации учебно-тренировочного процесс по тайскому боксу;

- принцип объективности, результативности и востребованности занятий и достижений в тайском боксе;

- принцип единства воспитания, обучения, социализации и адаптации личности в модели самореализации и самосовершенствования;

- принцип разнообразия форм, методов, условий воспроизводства культуры решения противоречий и проблем в модели учета индивидуальных и мультикультурных ограничениях и возможностях;

- принцип учета индивидуального уровня развития личности и определения его в системе данных нормального распределения способностей и достижений в выборе и генеральной совокупности тай-боксеров определенной возрастной группы и весовой категории;

- принцип логичности, доступности, состоятельности практики объяснения и уточнения в структуре теоретико-практической подготовки тай-боксера;

- принцип природосообразности и культуросообразности в детерминации, визуализации и решении задач развития личности в тайском боксе;

- принцип единства сознания и деятельности;

- принцип унификации социализации и самореализации личности в модели определения и решения оптимального продуцирования идеальных и материальных средств и продуктов в системе занятий тайским боксом.

II. Принцип формирования потребности в высоких достижениях и культуре самоутверждения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации:

- принцип востребованности продуктов ведущей деятельности тай-боксера в системе социально-профессиональных отношений;

- принцип формирования оптимальных условий для определения и уточнения акметраектории становления личности спортсмена в тайском боксе;

- принцип единства самоутверждения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации;

- принцип своевременного, поликультурного, мультифакторного формирования культуры самостоятельной работ личности;

- принцип оптимизации модели социализации и самореализации личности спортсмена в тайском боксе;

- принцип дихотомической коррекции репродуктивно-продуктивного способа подготовки спортсмена к соревнованиям;

- принцип самоидентификации и рефлексии в выполнении иерархии нормативов в тайском боксе;

- принцип ситуативного формирования и коррекции оптимального уровня притязаний, объективной самооценки, потребности в успешности и состоятельности результатов целеполагания.

III. Принцип формирования потребности в повышении качества и возможностей учебно-тренировочного процесса в модели единства общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП):

- принцип индивидуального подбора и коррекции учебно-тренировочных упражнений и режима тренировочного процесса;

- принцип своевременной верификации качества учебно-тренировочного процесса в тайском боксе;

- принцип единства здоровьесбережения и акмепрограммирования личности тай-боксера;

- принцип выбора оптимальной нагрузи и результатов в ОФП и СФП.

IV. Принцип включения личности тай-боксера в систему непрерывного профессионального образования:

- принцип формирования потребностей в получении образования и повышении квалификации в выбранном направлении деятельности;

- принцип реализации идеи всестороннего развития и готовности к переходу из одного направления социализации в другое;

- принцип ограниченности ресурсами антропосреды.

Выделенная система принципов и уточненные определения мы будем использовать в дальнейших работах по определению качества социализации и самореализации обучающихся, занимающихся тайским боксом, (объект изучения – портфолио обучающегося), а также качества самореализации тренера по тайскому боксу (объект изучения – профессионально-педагогический кейс педагога).


Библиографический список
  1. Козырева О.А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах: сб. дидакт. матер. в 3-х ч. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК,2008. Ч.1.Общие основы педагогики. 131с.
  2. Козырева О. А. Общие основы педагогики: программа и контрольно-измерительные материалы : учеб.-метод. пособ. для студ. спец. «Педагогика и психология». Новокузнецк : КузГПА, 2005.  216 с.  ISBN 5–85117–125–1.
  3. Козырева О. А. Общие основы педагогики : учеб. пособ. для студ. пед. вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  279 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–353–0.
  4. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  5. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал.  2011. № 6. С.54-73.
  6. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.  410 с.  ISBN 978–5–7148–0346–8.
  7. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2011.  363 с.  ISBN 978–5–7148–0360–4.
  8. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.  ISBN 978–5–85117–411–7.
  9. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  10. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  11. Угольникова О.А., Зубанов В.П. Выпускная квалификационная работа будущего педагога по физической культуре как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 76-89.
  12. Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С. 21-23.
  13. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12(16). С.5-10.
  14. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу //Вестник КемГУ. 2015.№2(62). Вып.3 С.63-67.
  15. Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // Europan Soucial Science Jornal. 2012. № 8. С.83-90.
  16. Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы //Europan Soucial Science Jornal. 2011.№6.С.210-217.
  17. Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
  18. Ведяпин К. С., Козырева О. А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков в боксе как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Международный академический вестник.  2014.  №2.  С. 14-16.
  19. Гусева Е. Л., Козырева О. А. Некоторые особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия с обучающимися, занимающимися боксом в ДЮСШ // Наука и технологии в современном обществе: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28-29 марта 2014 г.): в 2-х ч. Ч.I. Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 47-49.
  20. Гусева Е. Л., Романов Ю. А., Козырева О. А. Анкета как метод и ресурс изучения особенностей самореализации и саморазвития мальчиков-подростков в боксе // The theory and practice of gender researches in world science : materials of the V international scientific conference on May 5–6, 2014. Prague : Sociosféra-CZ. P.52-53.
  21. Ким Р. И., Гвоздев Л. И., Козырева О. А. Некоторые аспекты организации педагогического взаимодействия в структуре подготовки спортсмена-боксера // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. XVIII Всеросс. науч. конф. студ., аспир. и мол. уч.; под общ. ред. М. В. Темлянцева. Новокузнецк: изд-во СибГИУ, 2014. С. 138-140.
  22. Нигматзянова О.С., Ситников А. А., Козырева О. А. Особенности социализации и самореализации подростков в тайском боксе // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. IV Междун. науч. конфер. (Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа: Лайм, 2013. С. 5-7.
  23. Стародубов Д.Ю., Ащеулов Н.В., Козырева О.А. Специфика и возможности детерминации процессов самореализации саморазвития в боксе // Роль науки в развитии общества: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф.(13 нояб. 2014 г.).Уфа:ОМЕГА САЙНС, 2014. С.135-137.
  24. Угольникова О.А., Гусева Е.Л., Козырева О.А. Подготовка спортсмена-боксера в условиях ДЮСШ как социально-педагогическая проблема // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: тр. XVIII Всеросс. науч. конф. студ., аспир. и мол. уч.; под общ. ред. М. В. Темлянцева. Новокузнецк: изд-во СибГИУ, 2014.  С. 145-148.
  25. Козырева О. А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11 (22). Т. II. С. 127-131.
  26. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Проф. образование в России и за рубежом. 2012. №1(5). С.27-29.
  27. Коновалов С.В., Свинаренко В.Г., Апанасова А.С. Педагогические условия определения и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11418
  28. Пронина К.С., Козырева О.А. Возможности моделирования системы принципов воспита­ния в структуре подготовки бакалавров//Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 129-131.
  29. Кривошеева В. А., Козырева О. А. Некоторые аспекты определения основ педагогического взаимодействия в модели принципов воспитания // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (15 мая 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 178-179.
  30. Гончар А.И., Гончар А.А., Козырева О.А. Возможности моделирования системы принци­пов воспитания в структуре подготовки будущих педагогов // Актуальные проблемы современной науки: сб.ст. Межд.науч.-практ. конф.Стерлитамак: РИЦ АМИ,2015.С.31-32.
  31. Печенкина М.Е., Козырева О.А. Возможности уточнения особенностей современного воспитания в системе принципов воспитания обучающихся // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015.С.229-230.
  32. Алексеенко А. Е., Козырева О. А. Идея развития в моделировании и уточнении системы принципов воспитания // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (30 апр. 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.91-92.
  33. Байменов М. С., Козырева О. А. Система принципов педагогического взаимодействия тренера по самбо с юношами, занимающимися самбо, как продукт самоидентификации и рефлексии // Инновационная наука и современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 25 окт. 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014.  С. 96-98.
  34. Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А., Петрова И. А. Система принципов педагогического взаимодействия в структуре современной здоровьесберегающей педагогики // Наука и современность: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 163-164.


Все статьи автора «Бойкова Ирина Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: