Следуя современным тенденциям образование это не только процесс, система, результат, но и ценность. На сегодняшний день общество заинтересовано в прогрессивном развитии, а, значит, в развитии образования в первую очередь. Изменяется общество – изменяется образование. [1] На содержание образования стали влиять такие факторы, как моральные ценности, развитие патриотизма, гражданственности, экологической культуры, эстетического сознания; на первый план выходит задача воспитания такого ученика, который будет заниматься самообразованием. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) “бакалавр”)” (с изменениями от 31 мая 2011 г.) основные направления и содержание деятельности педагога это педагогическая и культурно-просветительская. [2]
Педагогическая деятельность довольно обширна и включает в себя многие аспекты (изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; организация обучения и воспитания в сфере образования; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями; использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования осуществление профессионального самообразования и личностного роста)
Если же мы обратимся к культурно-просветительской, то здесь перед современным педагогом стоят следующие задачи:
- изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
- организация культурного пространства;
- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
- популяризация профессиональной области знаний общества. [2]
Особую актуальность приобретает в наши дни культурно-просветительская деятельность педагога. В рамках современных нормативных документов, школьник должен уважать культурные ценности своего народа, быть патриотом, иметь навыки образцового поведения и доброжелательного отношения ко всему окружающему. Эта деятельность способствует обогащению эмоциональной сферы личности и ее чувственного опыта; повышает познавательную активность учащихся; оказывает влияние на познание нравственной стороны окружающего мира.[3] Культурно-просветительская деятельность педагога может быть представлена и осуществима в различных формах:
- проведение различных мероприятий (классных часов, творческих конкурсов, театральных недель, литературных вечеров, просмотров фильмов и спектаклей) как в стенах школы, так и за её пределами;
- использование сети Интернет (просмотр образовательного и познавательного видео; целенаправленный поиск информации по заданной тематике; продуктивная деятельность с помощью on-line сервисов; виртуальные экскурсии по странам, городам и музеям; участие в сетевых проектах, образовательных квестах, образовательных маршрутах и др.) [4]
Одним из проблемных вопросов в образовании школьников был и остаётся вопрос участия родителей в образовании школьников, а главное – их взаимодействие. При проведении совместной культурно-просветительской работы учащихся и их родителей одним из наиболее эффективных средств является образовательный маршрут. [5]
Что же такое образовательный маршрут? Образовательный маршрут (Web-навигатор) – инструктивные материалы и методические рекомендации по организации целенаправленной образовательной или культурно-просветительской деятельности родителей с детьми в сети Интернет обучающего, воспитательного, развивающего или творческого характера; организации семейного досуга с использованием средств и сервисов ИКТ. [4] Образовательный маршрут может быть универсальным в плане формирования культурной компетенции школьников и родителей; поможет реализовать их целенаправленную совместную деятельность. Так же маршрут может быть составлен для любой возрастной категории, в рамках любой интересующей темы, необходимо лишь учесть индивидуальные особенности определённых групп учащихся.
Современный учитель должен работать в соответствии с определёнными нормативными документами, в частности, опираясь на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования), в котором содержатся основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. [6]
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. [6]
Но не столько важно дать ребенку конкретные предметные знания и навыки в рамках отдельных дисциплин, сколько дать ему возможность овладеть такими универсальными способами действий, с помощью которых он сможет развиваться и самообразовываться в современном прогрессирующем обществе путем сознательного и активного присвоения нового опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения. [1] Эти универсальные учебные действия (УУД) носят название метапредметных результатов и они занимают особое место в образовательных стандартах, так как являются приоритетным направлением.
Как отмечалось выше, метапредметные результаты это те результаты, которые являются основой для развития личности, так как включают в себя: целеполагание, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, а так же построение индивидуальной образовательной траектории.[7]
На сегодняшний день, следуя образовательным стандартам второго поколения, педагог планирует свою деятельность, как педагогическую, так и культурно-просветительскую, в соответствии с образовательными результатами, среди которых немаловажное место занимают метапредметные результаты.[8]
В качестве вывода о возможностях ОМ для формирования УУД можно сформулировать следующее: в ходе работы над образовательным маршрутом школьники учатся строить совместную работу с родителями, а так же управлять своей деятельностью; контролировать ее и вносить свои коррективы; проявлять инициативность и самостоятельность; образовательный маршрут создает условия для формирования практически всего перечня метапредметных результатов, в особенности коммуникативных УУД.
Библиографический список
- Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/599535/ (дата обращения: 16.06.15)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf (дата обращения: 16.06.15)
- Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах интернета [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-prosvetitelskaya-deyatelnost-uchitelya-v-setevyh-soobschestvah-interneta (дата обращения: 16.06.15)
- Социальное партнёрство детей, родителей и педагогов в процессе сетевой активности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://sites.google.com/site/vsejsemeej/home (дата обращения: 16.06.15)
- Лекция_Образовательные маршруты.pdf [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1SGiF0e_kBn6V-bIcV5DP4vPmDigCmJt-ZTr8c4Q97WM/edit (дата обращения: 16.06.15)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://docs.google.com/document/d/1Ug5zUpUm-NJcyJVVLYLmkOVXffr-ItO6kYQj6Pq5BEY/edit (дата обращения: 18.06.15)
- Метапредметные результаты образовательной деятельности школьника и способы их достижения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=99&showentry=7572(дата обращения: 18.06.15)
- «Учим не предмету, а учим человека» (к вопросу об оценивании метапредметных и личностных результатов исследовательской деятельности учащихся) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/uchim-ne-predmetu-a-uchim-cheloveka-k-voprosu-ob-otsenivanii-metapredmetnyh-i-lichnostnyh-rezultatov-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.06.15)
- «Учитель – родителю: сопровождаем ребёнка в сети Интернет», итоги тренинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=14118&showentry=7082 (дата обращения: 18.06.15)