УДК 371.3

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕРВИСОВ WEB 2.0 НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Дремова Светлана Александровна
Вадский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Перевозский строительный колледж"

Аннотация
В данной статье рассмотрены области применения средств Web 2.0 в обучении; методика и проблемы использования Web 2.0 на уроках технологии в 6 классе; дан анализ рабочей программы 6 класса с точки зрения эффективности применения средств Web 2.0. Web 2.0 – методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются.

Ключевые слова: информатизация образовательного процесса в школе, информационные технологии на уроках технологии в 6 классе.


APPLICATION OF SERVICES WEB 2.0 ON LESSONS OF TECHNOLOGY IN GRADE 6

Dremova Svetlana Aleksandrovna
Vadsky branch of the State budgetary professional educational institution "Construction College of Perevoz"

Abstract
This article describes the application of Web 2.0 tools in education; methods and problems of using Web 2.0 technology in the classroom in grade 6; an analysis of the work program of the 6th grade from the point of view of efficiency of application of Web 2.0. Web 2.0 - a technique of designing systems that by taking into account the network interactions are better the more people use them.

Keywords: information technology in the classroom technology in the 6th grade., informatization of educational process at school, Web 2.0


Библиографическая ссылка на статью:
Дремова С.А. Возможности применения сервисов WEB 2.0 на уроках технологии в 6 классе // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4779 (дата обращения: 14.07.2023).

Все большее значение приобретает использование Internet-ресурсов в организации учебного процесса в общеобразовательных школах, в частности, на занятиях по технологии. Современные сервисы отличаются большим разнообразием, что позволяет применять их на различных этапах обучения: от изучения теоретического материала до проверки домашнего задания и проведения виртуальных экскурсий [1, с. 10].

В последние годы разработано достаточно большое количество сайтов, которые можно использовать при работе с учениками, а не только для поиска необходимой информации. Такие сервисы, как google-таблицы и google-презентации позволяют сократить организационное время на уроке, что очень важно при проведении практических занятий, разобрать больше нового материала, увеличить эффективность и скорость выполнения практических работ. Существуют специализированные сервисы, которые могут помочь в изучении определенных тем. Специализированные рукодельные и кулинарные сайты (форумы, группы в социальных сетях, сайты рукодельных магазинов) содержат многообразие материалов для вышивания, вязания, скрапбукинга и проч. Кроме того, на данных ресурсах опытные рукодельницы и кулинары делятся своими тайнами и «хитростями». Например, там можно узнать, как добиться в вышивке идеально ровных стежков, какие пяльцы лучше всего использовать, какая пряжа больше подходит для определенных изделий, что добавлять в тесто для пышности, какие приправы улучшат вкус блюда и т.п. Здесь можно получить всю необходимую информацию и задать все интересующие вопросы.

Особенностью Web 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной проверке информационного материала.

Учащиеся 6 класса – дети, только вступающие в подростковый возраст. Это сложный период, в котором учащиеся переживают кризис идентичности и отделения от семьи. Они стремятся к самостоятельности, независимости; в этом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие. При этом у учащихся могут возникнуть проблемы с учебой: спад показателей внимания, снижение интереса к учебной деятельности, недостаточная мотивированность к обучению.  В этот период особенно важно увлечь подростков предметом на эмоциональном уровне, развить позитивное отношение к учебе [2, с. 185].

Ниже рассмотрены возможности использования ряда сервисов на занятиях по технологии в соответствии с учебной программой.

Вводное занятие целесообразно провести с помощью презентации, в которой рассматриваются приблизительные темы проектных работ с учетом программы 6 класса. Такой документ удобно создать на сервисе google-презентаций. Его использование позволит не только ознакомить девочек с возможными проектами, но и впоследствии узнать предпочтения учащихся. Под каждой темой в течение первых двух четвертей учащиеся могут вести обсуждение, либо просто прописывать свой выбор на отдельно для этого выделенном слайде.

Среди всех сайтов, позволяющих создать презентации, выгодно выделяется сервис http://app.emaze.com, позволяющий создавать уникальные трехмерные презентации.

Основные достоинства сервиса:

•          Простота создания при помощи использования современных шаблонов.

•          Стильный дизайн и 3D переходы между слайдами.

•          Автоматический перевод на множество языков.

•          Возможность создавать свои презентации можно с помощью компьютера или мобильных устройств.

•          Поддержка HTML 5.

•          Управление презентацией в автоматическом режиме или по слайдам с помощью мышки или при помощи голосовых команд.

Презентацию, созданную на этом сайте, можно скопировать на любой носитель, благодаря чему её можно воспроизвести с компьютера, не имеющего доступа в интернет. Также презентации можно разместить в соцсетях, чтобы учащиеся могли ее просмотреть дома самостоятельно и выбрать наиболее интересную для них тему.

Одним из разделов, изучаемых в 6 классе, является раздел «Кулинария». Основу уроков кулинарии составляют практические занятия, на которых учащиеся готовят блюда по теме урока. Эти уроки требуют тщательной подготовки: выбор блюда, составление списка необходимых продуктов, расчет стоимости, распределение затрат между ученицами, составление алгоритма приготовления и т.д. Задача учителя в данном случае – не только проконтролировать правильное приготовление блюда, но и не допустить возникновение конфликтов из-за распределения затрат, проконтролировать процесс подготовки к занятию, чтобы девочки заранее знали свои обязанности и ни одна не осталась без задания. Решить эти можно с использованием сервисов Web 2.0, с помощью которых удобно общаться, например, в социальных сетях.

Алгоритм приготовления блюда составляется при помощи любого сервиса, позволяющего создать рисунок с последовательностью действий (google-рисунки, cacoo, boobl.us  и т.д). Расчет себестоимости удобно сделать с помощью google-таблиц, в которых ученицы могут отдельным столбиком указать, что они могут принести из дома. Обсудить нюансы, такие, как задача каждой ученицы, можно посредством общего диалога или группы на сервисе В контакте, либо на отдельном сайте с поддержкой чата (например, ChatStep).

Еще одним довольно сложным для шестиклассника разделом является «Интерьер жилого дома», поэтому при работе с ним наиболее важна визуализация. У учащихся еще нет навыков черчения, поэтому самостоятельное построение планировки дома в тетради для них сложно. В данном случае подходят дизайнерские сервисы, помогающие не только построить план дома, но и создать его интерьер. Прост в работе сервис Планоплан [3]. Также хорошо себя зарекомендовал продукт Autodesk Homestyler [4]. Преимущество последнего в том, что он сразу позволяет спланировать расходы на отделку и обстановку квартиры с пояснениями, где это можно купить. Как и любой продукт Autodesk, сервис отлично проработан, имеет широкий функционал, но имеет особенности в управлении, поэтому не рекомендуется новичкам. В то же время, используя Autodesk Homestyler, можно предложить учащимся посмотреть, какие затраты можно избежать при ремонте, а какие уменьшить. Рассмотреть, какие предметы мебели и декора они могли бы сделать сами и из чего. Так ребята научатся грамотно экономить на ремонте квартиры.

Вопросы гигиены девушки, устройства швейной машины, ухода за одеждой можно рассказать так же с помощью презентации или дать ученицам домашнее задание составить краткие доклады по отдельным темам с визуализацией.

Ознакомиться с косметикой и попробовать наложить макияж на модель предлагают производители популярных марок косметики, создающие собственные сервисы Web 2.0 с возможностью оценки их предложения (Marykay.ru, Avon.com, beautycycle.ru, предлагаемый маркой Amway). Социальные сети предлагают пользователям различные игры, в которых можно создать образ девушки: нанести макияж, учитывая форму лица, подобрать одежду в соответствие с фигурой. Грамотное введение подобного ресурса в учебный процесс позволит не только изучить тему косметика, но и познакомит девушек с современной модой.

При изучении раздела «Рукоделие» учащиеся могут ознакомиться с сервисами создания схем, их достоинствами и недостатками. Это xfloss.ru, иголки.нет, crosti.ru и подобные. Будут полезны также калькуляторы канвы, позволяющие рассчитывать метраж ткани, необходимый для вышивки, в соответствии с каунтом, такие как panna.ru/calc.

Целая четверть отводится на изучение раздела «Изготовление конической или клиньевой юбки». Облегчить работу по изготовлению чертежей могут графические онлайн-редакторы, позволяющие чертить в масштабе и работающие с векторной графикой. Это MethodDraw,  svg-edit и подобные. Не рекомендуется в данном случае применение редакторов с растровой графикой, так как они предназначены для рисования и редактирования фотографий, в них сложнее заниматься чертежными работами (неровные линии, сбивающийся масштаб, отсутствуют необходимые для черчения инструменты и примитивы).

Для проведения проверочных работ по всем темам удобны сервисы learningapps, формы от google, Zondle и прочие средства Web 2.0, позволяющие создавать тесты, опросы и обучающие игры. Особое внимание стоит уделить сервису learningapps, так как работа с ним очень проста, а прохождение заданий учениками принимается всегда положительно.  Упражнения имеют игровой характер. Возможно создание упражнений типа:

1.         Кроссворд;

2.         Найти пару;

3.         Сортировка картинок;

4.         Заполнить пропуски;

5.         Паззл «Угадай-ка»;

6.         Викторина с выбором правильного ответа и т.д.

Указанные сервисы использовались автором при проведении занятий по темам «Интерьер жилого дома» с применением сервиса Планоплан и «ДПИ. Счетная вышивка» с использованием сайтов Иголки.нет и learningapps. При работе с Планопланом учащиеся чертили план дома своей мечты в течение двух занятий. Итогом изучения раздела было выполнение творческой работы, в которой ребята пытались выяснить, можно ли приблизить квартиру, в которой они живут, к дому своей мечты. На уроках счетной вышивки девочки в течение одного занятия разбирали сервис Иголки.нет с точки зрения удобства его применения при разработке схем. Они должны были выявить достоинства и недостатки сервиса, занося их в таблицу. В результате проведенного исследования учащиеся сделали вывод, что сервис удобен, но применение его ограниченно, так как схемы получаются недостаточно хорошего качества.

Для оценки эффективности применения средств Web 2.0 при обучении технологии в 6 классе была проведена диагностика мотивации учения подростков по методике, предложенной Т.Е. Лебедевой [5, с. 49-50] в начале и конце четверти. Анализ результатов показал качественное улучшение мотивированности учащихся: у 25% учеников позиционная мотивация сменилась на учебную.

С использованием данных сервисов достигается большая наглядность материала, сокращается организационное время на уроке, учащиеся становятся более собранными и заинтересованными в предмете. Ребята учатся правильно использовать время, проводимое в интернете, осваивают больше материала на уроке и на этапе подготовки к нему. У учителя сокращается время на проверку контрольных работ, так как необходимые для проверки сервисы сразу выдают результат, остается только занести его в журнал.

В целом ученики позитивно относятся к компьютеризации обучения, им понравились занятия, проведенные с помощью Web 2.0. Учащиеся стали активнее на уроках, легче усваивали материал; уроки проходили организованно и с хорошей дисциплиной.


Библиографический список
  1. Лебедева Т.Е. Использование комплекса информационных технологий на практическом занятии в вузе как средства повышения качества подготовки учителя: Автореф. дис…канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008.
  2. Лебедева Т.Е. Информационные технологии: позитивное и негативное влияние на студента//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. №6.
  3. Planoplan – программа для проектирования интерьеров  http://www.dr-web.ru/soft/planoplan-programma-dlya-proektirovaniya-intererov.html (Дата обращения 26.06.2015г.).
  4. Аutodeskhomestyler http://ru.homestyler.com (Дата обращения 28.06.2015г.)/
  5. Лебедева Т.Е. Информационные технологии на практических занятиях в вузе//Высшее образование сегодня. 2007.№8.


Все статьи автора «Dremova Svetlana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: