УДК 821.161.2.-3.09:378.147

СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ НОВЕЛЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Романишина Наталья Васильевна
Ровенский государственный гуманитарный университет (Украина)
кандидат филологических наук, доцент кафедры украинской литературы

Аннотация
Автор методически обосновывает разнообразность используемых в процессе изучения художественной малой прозы средств; определяет их целесообразность и эффективность в контексте взаимосвязей с такими компонентами дидактического базиса, как содержание литературоведческого образования в высшей школе, диалоговое взаимодействие преподавателя и студентов, достижения в категориях теоретические знания, практические умения, опыт творческой работы; в контексте организации учебной деятельности обучающихся в целом.

Ключевые слова: инновационный, новеллистика, педагогический вуз, педагогический процесс, средства обучения, студенты, традиционный, художественная малая проза


THE RESOURCES OF THE PEDAGOGICAL PROCESS OF THE STUDYING SHORT STORIES BY THE STUDENTS OF HUMANITARIEN UNIVERSITIES (ON THE EXAMPLE OF THE UKRAINIAN LITERATURE)

Romanishina Natalia Vasiljevna
Rivne State Humanitarian University (Ukraine)
Ph.D. Candidate, docent

Abstract
The author methodically grounds the variety of resources, which are used in the process of studying short fiction; determines their feasibility and efficiency in the context of relationships with such components of didactic basis as content of literary education in graduate school, dialogue interaction of the teacher and students, achievements in catagories of theoretical knowledge, practical skills, experience of creative work; in the context of the organization of learning activities of students in general.

Keywords: educational process, innovative, pedagogical university, resources of studying, short fiction, short stories, students, traditional


Библиографическая ссылка на статью:
Романишина Н.В. Средства педагогического процесса изучения студентами гуманитарных вузов новеллистики (на примере украинской литературы) // Современная педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4249 (дата обращения: 14.07.2023).

Качество современного процесса обучения во многом зависит от дидактического совершенства работы преподавателя. Организация практической деятельности студентов педагогического университета по изучению литературы предусматривает четкое определение познавательных целей курса; научных знаний, навыков и умений, которые необходимо сформировать в учащихся; системы принципов, методов, приемов; форм контроля и самоконтроля; условий создания на занятиях атмосферы доброжелательности, сотрудничества. Но, напомним, что еще выдающийся русский педагог В.Я.Стоюнин в книге “О преподавании русской литературы” (Спб, 1908) счел важным почеркнуть: наряду с фактором педагога, хорошая подготовка ученика зависит от «тех учебных средств, которыми располагает» учитель; «без которых у него нет возможности исполнить многочисленные педагогические требования, какими бы основательными и разумными они не казались».

Проблемам классификации и методики использования средств педагогического процесса обучения уделяли внимание ученые О.Ю.Богданова, Н.П.Волкова, В.В.Голубков, В.В.Краевский, В.Я.Недилько, С.С.Пальчевский, Е.А.Пасичник, П.И.Пидкасистый, М.А.Рыбникова и др. Анализ информации о средствах обучения в образовательном контенте нашого времени свидетельствует о доминировании инструментов технического и программного обеспечения учебного процесса. Действительно, использование компьютерных, телекомуникационных технологий открывает новые возможности для общего и профессионального обучения; но, если говорить о литературе, традиционными и постоянными компонентами образования должны оставаться прежде всего художественное произведение и слово преподавателя.

Цель статьи – уточнить наиболее эффективные средства педагогического процесса изучения студентами педагогических вузов новеллистики (на примере украинской литературы); условия их использования, влияние на повышение качества знаний учащихся.

Правы дидакты, которые отмечают: «педагогу трудно определить формы или методы обучения, если ему неизвестно, какими средствами он владеет» для достижения поставленных целей [2, с. 228]. Ученые Н.Е.Мойсеюк, Б.И.Степанишин, А.Л.Токмань, Н.Н.Фицула и др. справедливо одним из самих важних средств школьного обучения считают слово преподавателя. Особенно слово педагога-гуманитария должно отличаться завершенностью, целостностью; соединять разные стили (научный, художественный, публицистический). Кроме слова преподавателя, на занятиях изучения художественной малой прозы  необходимо использовать другие, также целесообразные средства обучения.

Учитывая значимость соблюдения такого закона малоформатной прозы, как непосредственность и непрерывность ее восприятия, важно, чтобы художественное слово (один из этапов изучения новеллы – перед анализом текст читается полностью; теоретические, аналитические рассуждения педагога, студентов иллюстрируются соответствующими отрывками) звучало на занятии в профессиональном исполнении преподавателя, подготовленных воспитанников; автора или актера, в особенности через аудиовизуальные средства, напоминая основные правила влияния образного слова, способствуя овладению средствами искусства выразительного чтения.

Отметим целесообразность определения средств наглядности при изучении украинской малой прозы. Например, исследуя феномен В.С.Стефаника, уместно посмотреть и обсудить на занятии киношедевр «Каменный крест» – фильм режисера Леонида Осыки, снятый на киностудии им. А.П.Довженка в 1968 году по мотивам новелл «Каменный крест» и «Вор»; современную театральную постановку «Обреченные на смерть приветствуют тебя» (по мотивам десяти новелл), поставленную на камерной сцене им. Сергея Данченко режиссером-постановщиком Дмитрием Богомазовым; режиссерские работы студентов Харьковского национального университета искусств им. И.П.Котляревского: композиции по рассказам «Вор» и «Новость»; «Набожная»; прочитать и прокомментировать фрагменты статей театроведов: Л.Брюховецкой «Приобщение к магии кино» (о работе Ивана Драча над сценарием для фильма «Каменный крест»), «Напряжение народной трагедии» (о своеобразии режиссерского стиля Леонида Осыки в фильме «Каменный крест»); Г.Якутовича «Талантливом человеку и Бог помогает» (по сборнику «Поэтическое кино: запрещеная школа» (К., 2001); Л.Лемешевой «Украинское кино: проблемы одного поколения»; И.Грешликовой (Словакия) «Литературный текст и его визуализация в кинообразах», на материале экранизированной прозы Василия Стефаника и Михаила Коцюбинского; интервью с режиссером Дмитрием Богомазовым, театроведом Феодосией Заривной о трудностях постановок В.С.Стефаника в театре и т. п. Поскольку восприятие прозы этого художника слова улучшается, если учащимся объяснить особенности  стилистики экспрессионизма, на занятии уместно продемонстрировать репродукции картин Э.Мунка «Крик», «Мадонна», В. ван Гога «Человек в скорби», «Стая ворон над хлебным полем», «Подсолнухи»; П.Гогена «А, ты ревнуешь?»; поразмышлять над словами Э.Мунка, спроектировав на творчество В.С.Стефаника: «Я рисую не то, что вижу, а то, что я разглядел»; обсудить раздел из книги А.Черненко «Экспрессионизм в творчестве Василия Стефаника» о «однозвучии» искусства Ван Гога, Матисса, Сезанна, Мунка и В.С.Стефаника (на примере рассказа «Каменный крест» и этюда «Лан»). Эмоциональное восприятие текстов усилит музыкальное сопровождение «Лунная соната» Бетховена. Поскольку как европейский писатель В.С.Стефаник сформировался не без влияния польских литераторов, в частности С.Пшибишевского, уместно прокомментировать, например, его мнение о задачах творческого человека: «Влиять на общество поучительно или морально, будить в нем патриотизм или общественные инстинкты с помощью искусства значит унижать искусство, сталкивать его с вершин Абсолюта к убожеству жизненных случайностей, а художник, который это делает, не достоин имени художника»; показать репродукцию портрета вдохновителя польских модернистов (художник Э.Мунк); фотографии В.С.Стефаника 90-х годов XIX в., самого и с краковскими друзьями (В.Морачевським; С.Даниловичем; Л.Стаффом, В.Орканом, Я.Каспровичем, Е.Жулавським); репродукцию картины дома в Кракове на улице Любич, где жил автор «Дороги» (художник Л.Гец); Ягеллонского университета. Важно запланировать работу с иллюстрациями к новеллам «Новость», «Палий», «Отсутствуюющие», «Катруся», «Детское приключение», «Мария» и др. (художники В.Касиян, Й.Курилас, Д.Лазаренко, Я.Оленюк, Д.Периколян, М.Попович, Г.Якутович и др.). Уместно укомплектовать словарь из диалектных слов, которые встречаются в художественных произведениях представителя «Покутского триумвирата»

Отдельно отметим инсценировки эпоса студентами, не только как выход в смежное театральное искусство, но и возможность показать глубину понимания прочитанного произведения, точно его отобразить, проявить собственное творчество в амплуа сценариста, режиссера. Кстати, болгарский ученый Г.К.Лозанов обосновал, что артистические средства способствуют реализации целей сугестопедичного обучения.

При изучении малой прозы, для подтверждения достоверности информации, иллюстрирования описанных писателем реальных событий, фабульного времени, сопоставимого с историческим; установления исторической перспективы литературы через анализ в историко-литературном и культурном контекстах, преподаватель использует документальные материалы, в том числе раритетные: рукописи из архивов писателей, особенно описанные и опубликованные учеными; среди которых демонстрируем автографы произведений (фрагментов); черновики с авторскими исправлениями, заметками, запечатленными замыслами, планами будущих текстов, сюжетами, именами персонажей; незаконченные произведения, эскизы, наброски; различные варианты будущего шедевра. Например, исследуя малую прозу Панаса Мирного, в монографии «Проза Панаса Мирного 70-х годов» (К., 1959) М.П.Пивоваров особое внимание обратил на ряд прозаических зарисовок, начатых рассказов, «незаконченных» произведений, записей-копий из жизненных явлений; отметил, что все они проявляют черты стиля мастера, рост художественного мастерства, важны для понимания последующих «показательных» произведений. Освещая методический аспект изучения литературного наследия художника слова в педагогическом университете, Л.М.Горболис советует не акцентировать на сильных произведениях, но также рассматривать несовершенные, которые помогают увидеть художественную эволюцию, «движение» к определенному корпусу ключевых тем, идей, концепций героя, системе художественных средств, совершенствованию и индивидуализации творческой манеры художника.

Демонстрируем фотокопии обложек первых изданий произведений, рукописных сборников, продукцию «самоиздата». Как известно, академические издания, если прижизненные редакции сочинений отличаются, могут публиковать варианты и разночтения «основных» текстов; произведения незаконченные, которые еще не появлялись в печати; «слабые», по мнению редакторов или составителей, в художественном отношении. Подчеркиваем, что объектом исследований студентов-литературоведов должна быть специфика внутренней речи художника, компоненты творческой лаборатории, к которым приближает, в частности, выявление фактов авторских доработок текста, разночтений при сопоставлении черновых и чистовых редакций произведения, первоизданий, переизданий текстов к которым была применена цензура. Документами можем считать букинистические книги, например полные собрания сочинений Г.Ф.Квитки-Основьяненка, Марка Вовчка, Д.Л.Мордовцева, И.С.Нечуя-Левицкого, В.С.Стефаника, Остапа Вишни и др., обеспеченные профессиональным научным аппаратом; также труды авторитетных литературоведов, изданные в условиях отмененной или ослабленной цензуры; наоборот, статьи в советской прессе, запрещающие публикации произведений, которые не соответствовали критерию партийности.

Если писатель пытался воспроизвести социальные реалии, подчинить особенности развития фабулы логике исторических событий, говорим языком документов, чтобы аудитория почувствовала дух определенного времени. Речь идет о манифестах литературных организаций; фотографиях, кинокадрах, которые «говорят» о войнах, голоде, репрессиях; опубликованных материалах следственно-судебных дел, которые позволяют проследить трагические судьбы авторов малой прозы: Николая Хвылевого, Григория Косынки, Остапа Вишни, Ю.И.Яновского, А.П.Довженка, Б.Д.Антоненка-Давидовича и др.; соответствующих исследованиях историков, философов, политиков, культурологов, литературоведов; воспоминаниях, дневниках, письмах, публицистике писателей.

Предлагает студентам прочитать отдельные произведения в репринтных изданиях, например, новеллу-сказку М.С.Шашкевича «Елена» в сборнике «Русалка Днестровая» (К., 1972), фотокопии с оригинала 1837 года. Работаем с копиями новелл, рассказов, очерков, этюдов, которые печатались в периодике ХIХ ХХ вв., с тех пор не переиздавались и сегодня требуют специального исследования. Нужно использовать возможности показать аудитории малоизвестные издания, в частности малодоступные диаспорные, из приватных коллекций; в музеях, библиотеках; продемонстрировать фотокопии обложек украинских сборников, журналов, альманахов, газет, в которых охотно печатали «малоформатные» образцы малой прозы; кстати, современная программа по истории литераитуры рекомендует студентам-филологам знать целый ряд периодических изданий, от «Ласточки», «Основы» до «Арки», «Загравы», «Хорса».

«Прекрасной наглядностью», в которой продолжается жизнь художественного слова, методисты называют художественную книгу. Особое внимание обращаем на современные «бесцензурные» переиздание произведений мастеров слова. Изучая литературные образцы новеллистики на основе фольклорных жанров (сказка-притча, дума-сказка, балладный рассказ, литературная сказка, басня и др.); произведения, в которых прозаик художественно переосмысливает устную народную традицию, быт, обычаи, обряды («Мертвецкая Пасха», «Вот тебе и сокровище» Г.Ф.Квитки-Основьяненка, «Вечер накануне Ивана Купала» Н.В.Гоголя, «Максим Грымач» Марка Вовчка, «Детская могила» Н.И.Костомарова, «Баба Параска и баба Палажка» И.С.Нечуя-Левицкого, «Ось и Ась» Степана Васильченка, «Причудливое сердце» Ирины Вильде и т. п.), используем народоведческие материалы. Осмысливая новеллистику в стиле «пленеризм», объясняя роль пейзажей в произведениях, привлекаем природу в качестве участника занятия. Особую роль в подготовке учителей-гуманитариев играют научные, научно-популярные издания: учебники, пособия, монографии, словари, справочники, энциклопедии, профессиональная периодика.

Важное значение в усвоении учебного материала должно быть отведено схемам, таблицам, диаграммам, моделям, рисункам, алгоритмам. Будущих учителей литературы следует ознакомить с принципами их составления, также с исследованиями психологов, которые обосновали, что изучаемое лучше запоминается, когда записывается, но не линейно или столбиком, а в виде определенных схем. В форме опорных таблиц, схем, передаем следующую информацию: о разнообразии жанровых разновидностей малой прозы; модель построения эпического произведения, которая включает сюжет с устойчивыми элементами (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), описание (портрет, пейзаж, антураж, интерьер), мелкие но красноречивые подробности, детали; модель жанрового построения, как совокупности целого ряда устойчивых компонентов конкретного малого жанра (например, сосредоточенность на одном, как правило, необычном событии, небольшое количество персонажей, напряженная интрига, выразительная и экспрессивная описательность, неожиданный финал жанропроизводные компоненты новеллы); ось координат определенного жанра (вертикаль историческая перспектива) и горизонталь (функционирование в определенный историко-литературный период); модель жанрового анализа малой художественной прозы и т. п. Методисты В.В.Гладишев, С.В.Озарицький отмечают особую роль подвижной таблицы при уточнении жанровой специфики изучаемых произведений, она позволяет осмысливать определенные теоретико-литературные понятия «в новом контексте»; постоянно обновлять, дополнять, обобщать ранее изученное. Применение методических инноваций предполагает умение использовать разнообразные алгоритмы, схемы, модели (ассоциативный куст, логическая цепочка, гронирование, диаграмма Вена, сенкан, кубирование, упражнение «пятна на стене», схема «фишбоун» и др.). Например, изучив фрагментарную прозу ХІХ ХХ веков, студенты рисуютдиаграмму Вена «Особенности эскизной техники письма украинских писателей», где в первый круг «Эскизная техника письма авторов миниатюр 4060-х годов ХІХ века» вписывают черты: эпический сюжетно-событийный план; внимание к обстановке, действию;  форма рассказа от первого лица; широкое детальное описание с этнографическими подробностями; сюжетно-законченные финалы;  фольклорная имперсональность, стереотипность. Во второй круг «Эскизная техника письма авторов миниатюр конца ХІХ нач. ХХ веков» помещают особенности: лирический план; внимание к «я» лирического героя; лирический герой-рассказчик, который сливается с автором; внимание к отдельным штрихам, которые вызывают ассоциации, аллюзии, активизируют процесс чтения; открытые финалы; индивидуализация персонажей. В пространство общее для обеих кругов вписываем особенности эскизной техники письма украинских авторов: фрагментарность, епизодичность, миниатюрность  формы; содержательно-структурная сконцентрированность;    психологическая, философская наполненность;   отсутствие четко завершенной фабулы;  синтез разных родовых, жанровых особенностей, сфер искусств; ограниченность в художественных средствах; ритмичность. Другой пример: студенты записывают ассоциации к теоретико-литературным понятиям «малая проза», «новелла»:  м (манера восприятия мира сквозь призму чувств и сердца героя); а (автор исследует незначительный, но важный отрезок жизни или души героя); л (лиричность); а (автор старается не быть  последовательным и не ставить все точки над «и» это не позволяет читателю думать самому; я ( я-рассказ или от первого лица распространенная форма представления  авторства); п (психологизм); р (реплики героев строятся как монтаж впечатлений от внешнего мира); о (образ рассказчика);  з (завуалированность, подтекст); а (авторское слово в коротком нарративе  имеет особое влияние, силу действия). Н («новелла» в переводе с итальянского «новость»); о («обрубка» фабулы, многомерность рассказа заменяет один замедленный, но напряженный кадр); в (внутренний характер сюжета); е (единение родовых черт эпоса, драмы и лирики); л (лаконизм); л (лапидарность); а (автор не посвящает читателя в творческий процесс, создает уже «готовые» образы).

Студенты учатся осмысливать новеллистические прозведения по соответствующим ориентировочным схемам анализа эпоса в целом и конкретных малих жанров; разрабатывать их самостоятельно; создавать модели изучения определенного литературного материала, продумывая дидактическую основу, средства, приемы достижения цели. Характеризуя малую прозу с особой ритмической организацией, студенты составляют партитуру. С другой стороны, методист О.Н.Куцевол правильно предостерегает против категорической позиции исследователей, которые преувеличивают значение именно этого вида наглядности, когда художественное произведение «вкладывают» в схемы, таблицы, опорные сигналы [1, с.248]. Эффективным при изучении малой прозы является использование опорных конспектов лекций. В виде легких для запоминания, компактных, наглядных структурно-логических схем, с учетом существенных связей и взаимоотношений можно подать учебный материал об объединительных константных признаках в корпусе жанроформ новеллистики; технологию ее изучения; жанровый путь анализа; жанровые особенности наиболее распространенных разновидностей малой прозы [3, с. 3694].

По Б.И.Степанишину, в отличие от полиграфической продукции, «самодельное иллюстрирование» является индивидуальным изобретением, открывает границы для творчества. Студенты изготавливают карточки с вопросами, заданиями, в частности для индивидуальной работы, работы в группах; дифференцированными заданиями, которые учитывают особенности индивидуальности ученика; используют примеры анализа произведений; иллюстрации к ним; применяют также другие виды предметно-образной, условно-схематической наглядности, исполняющей функции: информационная, усвоение нового материала, контрольная.

Опыт работы специалистов часто обобщается в инструктивных материалах, в определенных напоминаниях: чтецу, докладчику, участнику дискуссии, конференции; как проанализировать посещенный урок, внеклассное мероприятие, школьный учебник, выступление одногруппника, разработать план-конспект; написать реферат, тезисы, статью, рецензию, пользоваться информационно-поисковыми системами и т.д. Например, перед семинарским занятием каждый студент получает инструкцию «Как подготовиться и выступить с докладам на занятии»: 1. Изучите соответствующие разделы из программ, учебников; рекомендованную литературу по выбранной теме; перечитайте художественные произведения. 2. Сформулируйте главную мысль (концепцию) выступления. 3. Продумайте план, убедительные аргументы для обоснования ваших рассуждений. 4. Проиллюструйте примерами, в том числе с малой прозы. 5. Передвидьте возможные вопросы аудитории. 6. Подготовьте соответствующую наглядность. 7.Оформите доклад письменно.

Малую прозу студенты не только читают, но и просматривают экранизации произведений. Отметим снятые на киностудии имени А.П.Довженка фильмы: «Каменный крест», «Подарок на именины», «Гетьманские клейноды» по мотивам новелл, рассказов В.С.Стефаника, М.М.Коцюбинского, Б.С.Лепкого (режиссер Л.Осика); «Ни пуха ни пера» по мотивам сборника «Охотничьи посмишки» Остапа Вишни (режиссер В.Иванов); «Все побеждает любовь» по рассказам Олеся Гончара (режиссер Н.Мащенко) и др. При этом рассуждаем о принципах перемещения литературного произведения на экран; различаем писательскую и режиссерскую позиции; дискутируем относильно современных кино-интерпретаций классических призведений, приближают ли они классику к читателю и зрителю третьего тысячелетия. Аудиовизуальные средства (экранные пособия, учебные кинофильмы, видеофильмы, телелекции), посвященные освещению жизнеописания писателя, творчества в целом, применяем фрагментарно, не нарушая целостности, логической последовательности изложения педагога. Уместно сложный теоретический материал, в частности по методике изучения ряда новеллистических жанров, закодировать в систему дидактических блоков, которая включает ключевые слова, аббревиатуры, рисунки, схемы (опорный конспект); подавать в визуальной форме на лекции-визуализации. Рекомендуем студентам интересоваться определенными телерубриками, чтобы не пропустить образцовые уроки для учителей, в частности по изучению малой прозы; на темы анализа школьных программных новелл; посвященные осмыслению затронутой проблемы консультации в рубриках «Экран-учителю», «Один час  учителю», «Для Вас, учителя».

При изучении литературы активно и эффективно используются средства на основе информационных систем, сетей, ресурсов, технологий. Занятия в компьютерных мультимедийных кабинетах позволяют использовать педагогические программные средства, в частности управлять обучением (на мониторе освещаются учебные, воспитательные и развивающие цели занятия, способы их достижения; вопросы и задания для решения; ожидаемые результаты и выводы); иметь доступ к «банкам информации»; улучшить восприятие изучаемого за счет наглядности; обеспечить объективность контроля, в том числе через систему тестирования; реализовать индивидуализацию обучения, предлагая задания разного уровня сложности; стимулировать рефлексию (студент видит результаты собственных действий, усилий); качественнее организовать дистанционное обучение. Изучая новеллистику, студенты ищут новую интересную информацию в сети Интернет, в том числе через информационно-поисковые, информационно-справочные, автоматизированные библиотечные системы, web-браузеры; работают с гипертекстом, в особенности с интерактивними таблицами; принимают участие в играх, диалогах через сеть, онлайн-конференциях; используют веб-ресурсы университета, разработанные преподавателями электронные дидактическиекомплексы литературоведческих дисциплин.

Таким образом, эффективность изучения новеллистики студентами вузов будет повышаться, если  использовать в обучении разнообразные взаимодополняющие средства. Важно включать в образовательный процесс не только инновационные, но и традиционные средства обучения, адекватные цели изучения новеллистики филологическое исследование произведений, анализ с точки зрения проявления жанровых характеристик, критериев канона в аспекте определенного жанра. Дальнейшего исследования требует решение проблемы взаимоотношения и взаимосвязи всегда используемых в сочетании средств и методов изучения художественого малого эпоса в системе подготовки специалистов-филологов.


Библиографический список
  1. Куцевол О.М. Методика викладання української літератури(креативно-інноваційна стратегія). К., 2011.
  2. Пальчевський С.С. Педагогіка. К., 2012.
  3. Романишина Н.В. Українська художня мала проза: теоретико-методичні аспекти вивчення.Р., 2013.


Все статьи автора «romanishina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: