УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ДЕЗАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ СПО

Самородова Татьяна Егоровна
ГБОУ «Трубчевский политехнический техникум»
преподаватель психологии

Аннотация
В статье обсуждаются основные причины появления дезадаптации у студентов, основные проблемы, вызванные дезадаптацией, и рекомендации по ее профилактике. Отмечено, что несмотря на то, что в современной педагогической практике техникума накоплен опыт профилактики дезадаптации студентов, открываются перспективы изучения данной проблемы в процессе профессиональной подготовки специалистов.

Ключевые слова: адаптация, девиантное поведение, индивидуально-типологические особенности, признаки дезадаптации, психолого-педагогическая диагностика, саморегуляция, Социальная дезадаптация


THE PROBLEM OF MALADJUSTMENT FIRST-YEAR STUDENTS ACT

Samorodova Tatiana Egorovna
GBOU "Trubchevskiy Polytechnic College"
psychology teacher

Abstract
The article discusses the main causes of maladjustment in students, the main problems caused by maladjustment and recommendations for its prevention. It was noted that despite the fact that in modern teaching practices accumulated technical experience in preventing maladjustment students, perspectives of studying this problem in the course of vocational training.

Keywords: adaptation, deviant behavior, individually-typological features, psychological and pedagogical diagnostics, self-regulation, signs of maladjustment, Social exclusion


Библиографическая ссылка на статью:
Самородова Т.Е. Проблема дезадаптации студентов первых курсов СПО // Современная педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4882 (дата обращения: 11.09.2024).

В связи с социально-экономическими изменениями в современном обществе особое внимание необходимо уделять повышению качества профессиональной подготовки специалистов различных отраслей экономики, которые  могли бы быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной среды и труда. Адаптация  студентов представляет собой  отношение к будущей профессии, освоение способов и приемов самостоятельной работы к новому виду учебного коллектива, обычаям, традициям, новым видам деятельности.

Процесс социальной адаптации студентов является достаточно сложным   и многогранным  явлением.

Средой адаптации  для студентов выступает образовательная система. Поэтому в учебных заведениях особое внимание должно быть направлено на педагогическую поддержку, способствующую выявлению трудностей и разрешению индивидуальных проблем, определению возможностей и путей дальнейшего профессионального роста.

Острый период адаптации в учебном заведении приходиться на первый год обучения. Продолжительность этого периода связана с индивидуальными особенностями студентов.

Процесс социальной адаптации начинается с осознания студентов того обстоятельства, что прежние модели поведения не содействует достижения успеха, следовательно, они вынуждены менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. Однако не все студенты обучаются успешному применению адаптационных стратегий. Некоторый процент обучающихся  в учебном заведении   остаются  дезадаптированными. Это проявляется в их неуспеваемости или различных психических, соматических и психосоматических болезнях, а так же это может выражаться в девиантном поведении.

Дезадаптация   личности предполагает  любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у человека в новых условиях.

В качестве причин дезадаптации студентов отмечаются следующие :

  • Повышение требований учебного учреждения к обучающемуся.
  • Сформированные в процессе обучения в школе стереотипы, которые приводят студентов не к изучению и осмыслению материала, а к конспектированию и заучиванию.
  • Возникновение у студентов вопросов о правильности их самоопределения, проблемы поиска своего «Я», что приравнивается к поиску смысла жизни, неуверенность в правильности выбора профессии, несформированное отношение к будущей профессии, вынужденность выбора будущей профессии.
  • Трудности во взаимодействии с новым незнакомым учебным коллективом, отсутствие знаний  норм и правил поведения.
  • Проблемы взаимодействия студента первого курса с преподавателями.
  • Ощущение студентом неограниченной свободы.
  • Неправильное распределение личного времени.
  • Плохая саморегуляция поведения.
  • Конфликтные отношения в семье.
  • Появление травмирующих переживаний в личной жизни.

Анализ  посвященных профилактике дезадаптации в  процессе обучения в учебном заведении  позволяет выявить, что различные авторы (Л.И. Боронина, Я.В. Дидковская, С.И. Минеева, Т.А Голубева, Н.М. Заяц, Е.Ю. Орехова, В.Н. Соловьев и др.)  аналогичные проблемы  определяют и в  педагогической практике:

-отсутствие  систематической работы, направленной на своевременное предупреждение дезадаптации студентов;

-отсутствие отработанной в учебных заведениях системы профилактики дезадаптации.

С целью профилактики дезадаптации студентов в педагогическом процессе  рекомендуются:

- психолого-педагогическая диагностика признаков и предпосылок дезадаптации;

- выявление уровней и определение форм дезадаптации студентов;

- создание в учебном заведении  педагогической среды, учитывающей индивидуально-типологические особенности студентов;

-реализация коррекционной помощи для студентов с различными уровнями адаптации, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время;

-использование  здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;

-подготовка творческой группы из числа студентов старших курсов

(в частности совет самоуправления) для поведения адаптационных мероприятий;

-посещение администрацией и предметно-цикловыми комиссиями учебных занятий с целью определения результативности адаптационного периода;

-организация  общих и групповых мероприятий  для студентов первого курса;

-разработка и реализация общих и индивидуальных программ профилактики дезадаптации адаптации студентов-первокурсников;

-мониторинг эффективности программ профилактики дезадаптации с помощью определенной системы критериев;

-оценка эффективности деятельности по реализации программы и анализ достигнутых результатов.

Адаптация студентов определяется как двуединый процесс взаимодействия студента  с образовательной системой учебного заведения, поэтому  проблемы, возникающие в адаптационный период могут разрешаться только благодаря совместным концентрированным усилиям преподавателей и студентов. Эти действия направлены на усвоение нормативно-правовых, ценностных установок. С помощью познания этих установок студент приобретает смысл нахождения себя в среде, наполненный принятыми социальными нормами, традициям, требованиями. Студент, нашедший собственный смысл использует его, применяет в своей будущей профессиональной деятельности идентифицирует себя с социальной средой.



Все статьи автора «Самородова Татьяна Егоровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: