В связи с социально-экономическими изменениями в современном обществе особое внимание необходимо уделять повышению качества профессиональной подготовки специалистов различных отраслей экономики, которые могли бы быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной среды и труда. Адаптация студентов представляет собой отношение к будущей профессии, освоение способов и приемов самостоятельной работы к новому виду учебного коллектива, обычаям, традициям, новым видам деятельности.
Процесс социальной адаптации студентов является достаточно сложным и многогранным явлением.
Средой адаптации для студентов выступает образовательная система. Поэтому в учебных заведениях особое внимание должно быть направлено на педагогическую поддержку, способствующую выявлению трудностей и разрешению индивидуальных проблем, определению возможностей и путей дальнейшего профессионального роста.
Острый период адаптации в учебном заведении приходиться на первый год обучения. Продолжительность этого периода связана с индивидуальными особенностями студентов.
Процесс социальной адаптации начинается с осознания студентов того обстоятельства, что прежние модели поведения не содействует достижения успеха, следовательно, они вынуждены менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. Однако не все студенты обучаются успешному применению адаптационных стратегий. Некоторый процент обучающихся в учебном заведении остаются дезадаптированными. Это проявляется в их неуспеваемости или различных психических, соматических и психосоматических болезнях, а так же это может выражаться в девиантном поведении.
Дезадаптация личности предполагает любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у человека в новых условиях.
В качестве причин дезадаптации студентов отмечаются следующие :
- Повышение требований учебного учреждения к обучающемуся.
- Сформированные в процессе обучения в школе стереотипы, которые приводят студентов не к изучению и осмыслению материала, а к конспектированию и заучиванию.
- Возникновение у студентов вопросов о правильности их самоопределения, проблемы поиска своего «Я», что приравнивается к поиску смысла жизни, неуверенность в правильности выбора профессии, несформированное отношение к будущей профессии, вынужденность выбора будущей профессии.
- Трудности во взаимодействии с новым незнакомым учебным коллективом, отсутствие знаний норм и правил поведения.
- Проблемы взаимодействия студента первого курса с преподавателями.
- Ощущение студентом неограниченной свободы.
- Неправильное распределение личного времени.
- Плохая саморегуляция поведения.
- Конфликтные отношения в семье.
- Появление травмирующих переживаний в личной жизни.
Анализ посвященных профилактике дезадаптации в процессе обучения в учебном заведении позволяет выявить, что различные авторы (Л.И. Боронина, Я.В. Дидковская, С.И. Минеева, Т.А Голубева, Н.М. Заяц, Е.Ю. Орехова, В.Н. Соловьев и др.) аналогичные проблемы определяют и в педагогической практике:
-отсутствие систематической работы, направленной на своевременное предупреждение дезадаптации студентов;
-отсутствие отработанной в учебных заведениях системы профилактики дезадаптации.
С целью профилактики дезадаптации студентов в педагогическом процессе рекомендуются:
- психолого-педагогическая диагностика признаков и предпосылок дезадаптации;
- выявление уровней и определение форм дезадаптации студентов;
- создание в учебном заведении педагогической среды, учитывающей индивидуально-типологические особенности студентов;
-реализация коррекционной помощи для студентов с различными уровнями адаптации, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время;
-использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;
-подготовка творческой группы из числа студентов старших курсов
(в частности совет самоуправления) для поведения адаптационных мероприятий;
-посещение администрацией и предметно-цикловыми комиссиями учебных занятий с целью определения результативности адаптационного периода;
-организация общих и групповых мероприятий для студентов первого курса;
-разработка и реализация общих и индивидуальных программ профилактики дезадаптации адаптации студентов-первокурсников;
-мониторинг эффективности программ профилактики дезадаптации с помощью определенной системы критериев;
-оценка эффективности деятельности по реализации программы и анализ достигнутых результатов.
Адаптация студентов определяется как двуединый процесс взаимодействия студента с образовательной системой учебного заведения, поэтому проблемы, возникающие в адаптационный период могут разрешаться только благодаря совместным концентрированным усилиям преподавателей и студентов. Эти действия направлены на усвоение нормативно-правовых, ценностных установок. С помощью познания этих установок студент приобретает смысл нахождения себя в среде, наполненный принятыми социальными нормами, традициям, требованиями. Студент, нашедший собственный смысл использует его, применяет в своей будущей профессиональной деятельности идентифицирует себя с социальной средой.