Теория и практика верификации качества постановки и решения задач научно-педагогического исследования [1-2] в модели профессиональной подготовки педагогов-бакалавров накопила определенную методико-методологическую базу реализации идей продуктивности и гуманизма в решении задач развития личности обучающегося. Не исключение и моделирование систем принципов воспитания [3-17]. Так, специфика подготовки будущих педагогов по физической культуре, учителей биологии, химии, географии в структуре реализации ФГОС третьего поколения содержит курсы «Теоретическая педагогика» [18-22] и «Практическая педагогика» [23-30], системно определяющие качество и возможности подготовки личности будущего педагога к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности, где культуре самостоятельной работе как ресурсу и продукту профессионального становления личности отводятся ведущие позиции в верификации и идентификации качества научно-педагогического исследования [31-34].
Одним из ресурсов перехода от репродуктивного обучения к продуктивному является задача моделирования системы принципов воспитания (социализации, самореализации, саморазвития и пр.) в детерминации основ поликультурного образования и мультисредовых отношений личности, что на практике может быть определено и представлено в гносеологической модели продуктивного изучения качества педагогического моделирования и апробации систем принципов современного воспитания [35].
Самым популярным средством определения основ и ресурсов современного воспитания является использование метода конструктора принципов воспитания, один из конструкторов современной практики педагогического моделирования систем принципов воспитания представлен в работе [36].
Предложим совокупность принципов воспитания, которые могут быть определены будущим педагогом в качестве положений педагогической деятельности, регламентирующих различные условия и нюансы ретрансляции социального опыта, формирования мировоззрения и прочих составляющих современного воспитательного процесса, примеры решения поставленной задачи представлены в ряде публикаций [1-17], что может быть использовано в качестве другой модели педагогического конструктора в определении и решении задач педагогического моделирования:
- принцип аксиакмеологического развития личности;
- принцип активности и сознательности, востребованности и практичности формируемых качеств, ценностей и компетенций;
- принцип взаимовыручки в решении проблем;
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
- принцип всестороннего развития личности;
- принцип гуманизма, патриотизма и продуктивности развития личности;
- принцип дихотомического сочетания традиционного и инновационного в постановке и решении задач современного воспитания;
- принцип добропорядочности и благополучия, терпения и толерантности, устойчивости развития и востребованности в социуме;
- принцип достаточности, доступности, посильной сложности выполняемых обучающимся заданий;
- принцип доступной помощи в экстремальных жизненных ситуациях;
- принцип единства моделей социализации, самоутверждения и самореализации;
- принцип единства самосовершенствования, саморазвития и самореализации личности;
- принцип инновационной поддержки обучающегося в решении проблем использования социальных сетей, информационно-коммуникационных технологий, технически сложного оборудования и пр.;
- принцип исключения из практики отношений деструктивных конфликтов посредством использования метода прививок и смыслотерапии;
- принцип использования методов психокоррекции для обучающихся, имеющих отклонения в развитии и здоровье;
- принцип культуросообразности и природосообразности в решении задач и просторечий ретрансляции и реконструкции социального опыта;
- принцип любви и сострадания к животному миру;
- принцип научности, последовательности, системности, систематичности, объективности процесса и процедур современного воспитания;
- принцип ограниченности условиями социального взаимодействия (время, материальные ресурсы, человеческий фактор и пр.);
- принцип оптимизации воспитательного процесса в моделях повышения качества образовательных услуг образовательного учреждения (ОУ);
- принцип оптимизации и управления качеством педагогически обусловленных процессов;
- принцип ответственности, дисциплинированности, порядочности, точности, тактичности, нравственности, эстетичности, креативности, гибкости поведения и взаимоотношений;
- принцип педагогической поддержки и сочувствия;
- принцип продуктивного самовыражения, самоутверждения и самореализации обучающегося, включенного в верификацию модели ведущей деятельности и общения;
- принцип профессиональной ориентации обучающихся в соответствии с возможностями определения, постановкой и решением мультисредовых противоречий «хочу – могу – надо – есть»;
- принцип прочности и востребованности социального опыта, получаемого в социальных институтах современной системы образования и спорта;
- принцип развития потребности в ближних, средних и дальних перспективах (оптимизации целеполагания);
- принцип рационального питания и своевременного восстановления организма;
- принцип реализации идей акмепедагогических концепций воспитания, обучения и образования;
- принцип своевременности постановки и решения задач развития личности и ученического коллектива;
- принцип синергетического и эргономического потенциала полисубъектного поля;
- принцип соблюдения режима дня;
- принцип участия в жизни ученического коллектива;
- принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся;
- принцип учета историко-культурных норм и наследия в поликультурном пространстве;
- принцип учета специфики нормального распределения способностей в постановке и верификации качества педагогически обусловленных процессов (воспитания);
- принцип фасилитации в выборе оптимальной траектории самореализации в модели ведущей деятельности и хобби;
- принцип формирование потребности в расширении словарного запаса и словесно-логическом самовыражении, определяющем перспективность отношений и сохранение эталонов и норм культуры, определившей практику развития личности обучающегося в мультикультурном пространстве;
- принцип формирование потребности в труде;
- принцип формирования адекватной, позитивной самооценки и необходимого уровня притязаний;
- принцип формирования и развития самостоятельности личности обучающегося;
- принцип формирования позитивного самосознания и гуманно-личностного сотрудничества;
- принцип формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- принцип формирования потребности в здоровом образе жизни;
- принцип доступности современного образования и досуга в направлении «спорт», «наука», «культура», «искусство»;
- принцип объективизации результатов процесса воспитания в работе с педагогами и родителями;
- принцип формирования потребности в активном образе жизни и мысли;
- принцип единства мысли и творчества личности;
- принцип взаимосвязи воспитания школы и семьи;
- принцип взаимосвязи модификации и коррекции форм социально детерминируемых условий продуктивного становления личности;
- принцип формирования потребности в самостоятельности и активности;
- принцип единства сознания, деятельности и культуры;
- принцип связи поколений в выборе стратегии современного воспитания;
- принцип пропаганды занятий физической культуры и спорта в широких кругах социально-образовательных отношений;
- принцип ноосферного понимания целостности развития личности, общества и культуры;
- принцип принятия роли и возможности развития личности обучающегося, детерминированных в модели культурно-исторической теории развития;
- принцип опоры на позитивный опыт социальной и образовательной практики обучающегося;
- принцип вдохновения и уникальности общечеловеческого потенциала общения и взаимодействия;
- принцип разумного прогнозирования и объективного проектирования качества формирования общечеловеческих ценностей и приоритетов развития личности;
- принцип включения развивающейся личности в систему психокоррекции и саморелаксации;
- принцип наглядности, объективности и научности в ресурсах продуктивного развития личности в модели научного мировоззрения и культуры;
- принцип формирования потребности в общении;
- принцип формирования потребности в получении высоких результатов и объективности форм, методов, ресурсов оценки состоятельности личной деятельности и продуктов ее труда;
- принцип ясности, гибкости, логичности педагогических требований.
Совокупность выделенных принципов воспитания может быть дополнена или перефразирована, использована в структуре изучения курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» при выполнении лабораторных работ и работе на семинарах.
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.
- Аксененко Ю.К., Дьячков В.А., Козырева О.А. Возможности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в структуре постановки и верификации качества занятий конным спортом //Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа,01 нояб. 2014г.). Уфа:Аэтерна,2014.С.158-160.
- Байменов М.С., Козырева О.А. Система принципов педагогического взаимодействия тренера по самбо с юношами, занимающимися самбо, как продукт самоидентификации и рефлексии // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 25 окт. 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 96-98.
- Барков Г.В., Козырева О.А. Система принципов педагогического взаимодействия в структуре детерминации моделей курса «Теоретическая педагогика» // Теоретико-методологические и прикладные аспекты науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф.(Уфа, 13 июня 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 103-104.
- Казакова С.Л., Козырева О.А. Особенности организации, направления и принципы воспитания детей (кадетов) в условиях детского дома // Вестник педагогических инноваций. 2010. №3 (23). С. 32-45.
- Козырева О. А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11 (22). Т. II. С. 127-131.
- Козырева О. А., Матвеев А. А. Системы принципов формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов и инженеров-строителей в структуре педагогического взаимодействия // Молодой ученый. 2011. № 10 (33). Т. II. С.159-161.
- Маслов В.Л., Козырева О.А. Некоторые аспекты детерминации и реализации системы принципов формирования профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов как условие сохранение общества // Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 469-481.
- Монахов М.С., Козырева О.А., Похоруков О.Ю. Возможность детерминации системы принципов педагогического взаимодействия как результат становления и развития личности педагога // Теоретические и прикладные аспекты обучения и воспитания: научно-методический сборник. Вып. I. Чебоксары: ЦДИП «INet», 2015. С. 9-10.
- Нигматзянов Е. Ф., Козырева О. А. Специфика моделирования системы принципов педагогами по физической культуре в структуре изучения теоретических и практических основ педагогики // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 16 июня 2014 г). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 38-40.
- Обидин С.В., Козырева О.А. Возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в ресурсах становления педагога по физической культуре // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 25дек. 2014 г.): в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 216-218.
- Оруджова А. В., Козырева О. А. Некоторые особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия педагога ФК // Наука и образование: тенденции и перспективы: матер. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 25-26 июня 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 52-54.
- Питнявко В. А., Козырева О. А. Возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Инновационное будущее педагогики и психологии: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 2 июня 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 34-36.
- Полтинникова Е. В., Козырева О. А. Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма // Теория и практика образования в современном мире : матер. V Междун. науч. конф. (СПб., июль 2014 г.). – СПб. : Реноме, 2014. С. 226-228.
- Попов И. Н., Козырева О. А. Возможности детерминации в структуре моделирования системы принципов педагогического взаимодействия будущими педагогами по ФК // Развитие научной мысли в современном обществе: сб. стат. студ., аспир., молод. уч. и препод. Уфа : Аэтерна, 2014. С. 87-89.
- Шнейдер К. В., Козырева О. А. Некоторые особенности моделирования системы принципов в структуре изучения теоретических основ педагогического знания // Наука и образование: тенденции и перспективы: матер. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 25-26 июня 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 87-89.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Т.3. С.63-67.
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
- Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
- Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
- Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340