УДК 378.1; 371.3

СПЕЦИФИКА И ВОЗМОЖНОСТИ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕСУРСАХ ИЗУЧЕНИЯ КУРСОВ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА» И «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Бойкова Ирина Васильевна1, Южанин Михаил Александрович2, Шварцкопф Елена Юрьевна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», аспирант
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», преподаватель

Аннотация
В статье рассматриваются возможности педагогического моделирования в определении и уточнении системы принципов педагогического взаимодействия, осознанность элементов которой является продуктом сформированности культуры самостоятельной работы и продуктивного самовыражения, самосовершенствования и самореализации личности. Специфика моделирования и апробации системы принципов педагогического взаимодействия является уникальным элементом, связующем целостное построение курсов современной педагогики в единстве двух составных «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика».

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, педагогические дисциплины, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента


THE SPECIFICITY AND POTENTIAL, THEORY AND PRACTICE OF DETERMINING PRINCIPLES OF THE PEDAGOGICAL INTERACTION RESOURCES IN THE STUDY COURSES "THEORETICAL PEDAGOGY" AND "PRACTICAL PEDAGOGY"

Boikova Irina Vasilievna1, Yuganin Mikhail Aleksandrovich2, Schwarzkopf Elena Yurievna3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, aspirant
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, teacher

Abstract
The article discusses the pedagogical possibilities of modelling in identifying and clarifying principles, pedagogical interaction, the awareness of which elements is a product of culture independent work and productive self-expression, self-improvement and self-realization. The specifics of modeling and testing system of the principles of the pedagogical interaction is a unique element connecting the integral construction of modern pedagogy courses in the unity of the two composite "Theoretical pedagogy" and "Practical pedagogy".

Keywords: competence, independent work of the student, pedagogical modeling, teaching discipline, the culture of independent work


Библиографическая ссылка на статью:
Бойкова И.В., Южанин М.А., Шварцкопф Е.Ю. Специфика и возможности, теория и практика определения системы принципов педагогического взаимодействия в ресурсах изучения курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4905 (дата обращения: 11.09.2024).

Теория и практика верификации качества постановки и решения задач научно-педагогического исследования [1-2] в модели профессиональной подготовки педагогов-бакалавров накопила определенную методико-методологическую базу реализации идей продуктивности и гуманизма в решении задач развития личности обучающегося. Не исключение и моделирование систем принципов воспитания [3-17]. Так, специфика подготовки будущих педагогов по физической культуре, учителей биологии, химии, географии в структуре реализации ФГОС третьего поколения содержит курсы «Теоретическая педагогика» [18-22] и «Практическая педагогика» [23-30], системно определяющие качество и возможности подготовки личности будущего педагога к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности, где культуре самостоятельной работе как ресурсу и продукту профессионального становления личности отводятся ведущие позиции в верификации и идентификации качества научно-педагогического исследования [31-34].

Одним из ресурсов перехода от репродуктивного обучения к продуктивному является задача моделирования системы принципов воспитания (социализации, самореализации, саморазвития и пр.) в детерминации основ поликультурного образования и мультисредовых отношений личности, что на практике может быть определено и представлено в гносеологической модели продуктивного изучения качества педагогического моделирования и апробации систем принципов современного воспитания [35].

Самым популярным средством определения основ и ресурсов современного воспитания является использование метода конструктора принципов воспитания, один из конструкторов современной практики педагогического моделирования систем принципов воспитания представлен в работе [36].

Предложим совокупность принципов воспитания, которые могут быть определены будущим педагогом в качестве положений педагогической деятельности, регламентирующих различные условия и нюансы ретрансляции социального опыта, формирования мировоззрения и прочих составляющих современного воспитательного процесса, примеры решения поставленной задачи представлены в ряде публикаций [1-17], что может быть использовано в качестве другой модели педагогического конструктора в определении и решении задач педагогического моделирования:

- принцип аксиакмеологического развития личности;

- принцип активности и сознательности, востребованности и практичности формируемых качеств, ценностей и компетенций;

- принцип взаимовыручки в решении проблем;

- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;

- принцип всестороннего развития личности;

- принцип гуманизма, патриотизма и продуктивности развития личности;

- принцип дихотомического сочетания традиционного и инновационного в постановке и решении задач современного воспитания;

- принцип добропорядочности и благополучия, терпения и толерантности, устойчивости развития и востребованности в социуме;

- принцип достаточности, доступности, посильной сложности выполняемых обучающимся заданий;

- принцип доступной помощи в экстремальных жизненных ситуациях;

- принцип единства моделей социализации, самоутверждения и самореализации;

- принцип единства самосовершенствования, саморазвития и самореализации личности;

- принцип инновационной поддержки обучающегося в решении проблем использования социальных сетей, информационно-коммуникационных технологий, технически сложного оборудования и пр.;

- принцип исключения из практики отношений деструктивных конфликтов посредством использования метода прививок и смыслотерапии;

- принцип использования методов психокоррекции для обучающихся, имеющих отклонения в развитии и здоровье;

- принцип культуросообразности и природосообразности в решении задач и просторечий ретрансляции и реконструкции социального опыта;

- принцип любви и сострадания к животному миру;

- принцип научности, последовательности, системности, систематичности, объективности процесса и процедур современного воспитания;

- принцип ограниченности условиями социального взаимодействия (время, материальные ресурсы, человеческий фактор и пр.);

- принцип оптимизации воспитательного процесса в моделях повышения качества образовательных услуг образовательного учреждения (ОУ);

- принцип оптимизации и управления качеством педагогически обусловленных процессов;

- принцип ответственности, дисциплинированности, порядочности, точности, тактичности, нравственности, эстетичности, креативности, гибкости поведения и взаимоотношений;

- принцип педагогической поддержки и сочувствия;

- принцип продуктивного самовыражения, самоутверждения и самореализации обучающегося, включенного в верификацию модели ведущей деятельности и общения;

- принцип профессиональной ориентации обучающихся в соответствии с возможностями определения, постановкой и решением мультисредовых противоречий «хочу – могу – надо – есть»;

- принцип прочности и востребованности социального опыта, получаемого в социальных институтах современной системы образования и спорта;

- принцип развития потребности в ближних, средних и дальних перспективах (оптимизации целеполагания);

- принцип рационального питания и своевременного восстановления организма;

- принцип реализации идей акмепедагогических концепций воспитания, обучения и образования;

- принцип своевременности постановки и решения задач развития личности и ученического коллектива;

- принцип синергетического и эргономического потенциала полисубъектного поля;

- принцип соблюдения режима дня;

- принцип участия в жизни ученического коллектива;

- принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся;

- принцип учета историко-культурных норм и наследия в поликультурном пространстве;

- принцип учета специфики нормального распределения способностей в постановке и верификации качества педагогически обусловленных процессов (воспитания);

- принцип фасилитации в выборе оптимальной траектории самореализации в модели ведущей деятельности и хобби;

- принцип формирование потребности в расширении словарного запаса и словесно-логическом самовыражении, определяющем перспективность отношений и сохранение эталонов и норм культуры, определившей практику развития личности обучающегося в мультикультурном пространстве;

- принцип формирование потребности в труде;

- принцип формирования адекватной, позитивной самооценки и необходимого уровня притязаний;

- принцип формирования и развития самостоятельности личности обучающегося;

- принцип формирования позитивного самосознания и гуманно-личностного сотрудничества;

- принцип формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- принцип формирования потребности в здоровом образе жизни;

- принцип доступности современного образования и досуга в направлении «спорт», «наука», «культура», «искусство»;

- принцип объективизации результатов процесса воспитания в работе с педагогами и родителями;

- принцип формирования потребности в активном образе жизни и мысли;

- принцип единства мысли и творчества личности;

- принцип взаимосвязи воспитания школы и семьи;

- принцип взаимосвязи модификации и коррекции форм социально детерминируемых условий продуктивного становления личности;

- принцип формирования потребности в самостоятельности и активности;

- принцип единства сознания, деятельности и культуры;

- принцип связи поколений в выборе стратегии современного воспитания;

- принцип пропаганды занятий физической культуры и спорта в широких кругах социально-образовательных отношений;

- принцип ноосферного понимания целостности развития личности, общества и культуры;

- принцип принятия роли и возможности развития личности обучающегося, детерминированных в модели культурно-исторической теории развития;

- принцип опоры на позитивный опыт социальной и образовательной практики обучающегося;

- принцип вдохновения и уникальности общечеловеческого потенциала общения и взаимодействия;

- принцип разумного прогнозирования и объективного проектирования качества формирования общечеловеческих ценностей и приоритетов развития личности;

- принцип включения развивающейся личности в систему психокоррекции и саморелаксации;

- принцип наглядности, объективности и научности в ресурсах продуктивного развития личности в модели научного мировоззрения и культуры;

- принцип формирования потребности в общении;

- принцип формирования потребности в получении высоких результатов и объективности форм, методов, ресурсов оценки состоятельности личной деятельности и продуктов ее труда;

- принцип ясности, гибкости, логичности педагогических требований.

Совокупность выделенных принципов воспитания может быть дополнена или перефразирована, использована в структуре изучения курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» при выполнении лабораторных работ и работе на семинарах.


Библиографический список
  1. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования.  М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.
  3. Аксененко Ю.К., Дьячков В.А., Козырева О.А. Возможности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в структуре постановки и верификации качества занятий конным спортом //Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа,01 нояб. 2014г.). Уфа:Аэтерна,2014.С.158-160.
  4. Байменов М.С., Козырева О.А. Система принципов педагогического взаимодействия тренера по самбо с юношами, занимающимися самбо, как продукт самоидентификации и рефлексии // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 25 окт. 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014.  С. 96-98.
  5. Барков Г.В., Козырева О.А. Система принципов педагогического взаимодействия в структуре детерминации моделей курса «Теоретическая педагогика» // Теоретико-методологические и прикладные аспекты науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф.(Уфа, 13 июня 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014.  С. 103-104.
  6. Казакова С.Л., Козырева О.А. Особенности организации, направления и принципы воспитания детей (кадетов) в условиях детского дома // Вестник педагогических инноваций.  2010.  №3 (23).  С. 32-45.
  7. Козырева О. А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11 (22). Т. II. С. 127-131.
  8. Козырева О. А., Матвеев А. А. Системы принципов формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов и инженеров-строителей в структуре педагогического взаимодействия // Молодой ученый. 2011.  № 10 (33). Т. II.  С.159-161.
  9. Маслов В.Л., Козырева О.А. Некоторые аспекты детерминации и реализации системы принципов формирования профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов как условие сохранение общества // Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 469-481.
  10. Монахов М.С., Козырева О.А., Похоруков О.Ю. Возможность детерминации системы принципов педагогического взаимодействия как результат становления и развития личности педагога // Теоретические и прикладные аспекты обучения и воспитания: научно-методический сборник. Вып. I. Чебоксары: ЦДИП «INet», 2015. С. 9-10.
  11. Нигматзянов Е. Ф., Козырева О. А. Специфика моделирования системы принципов педагогами по физической культуре в структуре изучения теоретических и практических основ педагогики // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 16 июня 2014 г). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 38-40.
  12. Обидин С.В., Козырева О.А. Возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в ресурсах становления педагога по физической культуре // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 25дек. 2014 г.): в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 216-218.
  13. Оруджова А. В., Козырева О. А. Некоторые особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия педагога ФК // Наука и образование: тенденции и перспективы: матер. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 25-26 июня 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 52-54.
  14. Питнявко В. А., Козырева О. А. Возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Инновационное будущее педагогики и психологии: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 2 июня 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 34-36.
  15. Полтинникова Е. В., Козырева О. А. Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма // Теория и практика образования в современном мире : матер. V Междун. науч. конф. (СПб., июль 2014 г.). – СПб. : Реноме, 2014.  С. 226-228.
  16. Попов И. Н., Козырева О. А. Возможности детерминации в структуре моделирования системы принципов педагогического взаимодействия будущими педагогами по ФК // Развитие научной мысли в современном обществе: сб. стат. студ., аспир., молод. уч. и препод. Уфа : Аэтерна, 2014.  С. 87-89.
  17. Шнейдер К. В., Козырева О. А. Некоторые особенности моделирования системы принципов в структуре изучения теоретических основ педагогического знания // Наука и образование: тенденции и перспективы: матер. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 25-26 июня 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 87-89.
  18. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978–5–85117–742–2.
  19. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
  20. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  21. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  22. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
  23. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  24. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  25. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
  26. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
  27. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
  28. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
  29. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.  ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
  30. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
  31. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  32. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Т.3. С.63-67.
  33. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  34. Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
  35. Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
  36. Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: