Тенденции современных общественных процессов характеризуются как глобализацией и интеграцией экономической, политической и культурной сфер общечеловеческой деятельности, так и дифференциацией и специализацией отдельных организационных структур и индивидуальной деятельности людей. Становление новых научных школ и направлений, развитие социальной инфраструктуры, рост духовных и материальных потребностей формируют в обществе необходимость подготовки специалистов различных направлений.
Быстро меняющаяся действительность требует от выпускников общеобразовательных учебных заведений не только достаточно высокого уровня знаний, но и наличия устойчивого интереса к познанию, навыков критического мышления, умения адаптироваться к изменениям, используя свой творческий потенциал. На повестку дня поставлена задача подготовки выпускника, способного отвечать на вызовы времени, мобильного на рынке труда, личности, которой присуща гражданская позиция, способность к саморазвитию и обучению на протяжении всей жизни [1, с.13].
Сегодня ценностью становятся не знания сами по себе, а компетентность человека, его способность применять полученные знания и сформированные навыки в различных жизненных ситуациях, решать проблемы, принимать взвешенные решения, в том числе и в сфере профессиональной деятельности. Компетентность рассматривается также как неотъемлемая составляющая образования гражданина, необходимое условие развития демократического государства и становления гражданского общества.
Вследствие неустанного роста плотности информационных потоков универсализация обучения школьников эволюционирует в систему специализированного, профильного обучения. Переход к профильному обучению старшеклассников обусловлен серьезными изменениями, происходящими в обществе, в социальной жизни, в системе ценностей. Ныне украинскому среднему образованию присущи отказ от унификации общеобразовательных учебных заведений, их однообразия, стандартизации учебного содержания, форм и методов работы, системы оценивания учебных достижений школьников.
Профильное обучение сегодня – одно из ключевых направлений модернизации и совершенствования системы образования Украины, предусматривающее реальное и планомерное обновление старшей школы в условиях новой парадигмы образования, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию [2].
Отсюда следует, что профильное обучение в старшей школе направлено на радикальную дифференциацию и индивидуализацию обучения старшеклассников путем определенных изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса с учетом познавательных и профессиональных интересов и намерений учащихся касательно продолжения образования. Цель профильного обучения – расширение возможностей старшеклассников в получении качественного среднего образования, усиление их конкурентоспособности на рынке труда, формирование устойчивой ориентации на тот или иной вид профессиональной деятельности и способности к успешной самореализации в современных жизненных реалиях [3, с.3]. С 2010-2011 учебного года в Украине введено массовое профильное обучение. Одним из основных направлений такого обучения в старших классах украинских общеобразовательных школ является общественно-гуманитарное направление, которое включает исторический, юридический, философский и экономический профили, а также их комбинации (историко-правовой, экономико-правовой и т.д.). Отметим, что именно эти профили остаются достаточно популярными среди учащихся старших классов школ Украины.
Общеизвестно, что профилирование – это расширенное обучение, разумно сочетающее преподавание всех предметов общеобразовательных программ с введением профильных предметов, обеспечивающих более широкий круг знаний в той или иной образовательной отрасли. Согласно Концепции профильного обучения профильными предметами называются предметы, реализующие цели, задачи и содержание каждого конкретного профиля, а также обеспечивающие прикладную направленность обучения путем интеграции знаний и методов познания и применения их в различных сферах деятельности, прежде всего профессиональной, которая определяется спецификой профиля обучения [2]. Профильному предмету присущи такие особенности: более полное (по сравнению см уровнем стандарта) освоение учащимися понятиями, законами, теориями; систематическое использование в учебно-воспитательном процессе инновационных методов и приемов обучения учащихся, в том числе и ИКТ; организация исследовательской, проектной деятельности учащихся; организация и проведение профильной учебной практики старшеклассников.
Одним из профильных предметов в старшей школе есть «Правоведение» (профильный уровень), который изучается учащимися 10-11 классов правового (историко-правового, экономико-правового) профиля в объеме 3 учебных часов в неделю (всего по 105 часов на протяжении двух учебных лет). Коротко остановимся на его характеристике.
Изучение профильного предмета «Правоведение» структурировано по таким содержательно-тематическим блокам: блок І «Основы теории государства и права Украины»; блок ІІ «Основы публичного права Украины»; блок ІІІ «Основы частного права Украины». По своей структуре, логике и содержанию учебная программа отражает традиции и новации украинской юридической науки.
В пояснительной записке авторы программы С.Ратушняк и Т.Ремех указывают, что целью профильного предмета «Правоведение» является «формирование у учащихся понимания права как открытой системы, базирующейся на неотъемлемости общества от государства, законов от повседневной жизни. Право представлено в курсе элементом целостного мира, состоящего из понятий, переживаний и практических действий. Курс направлен на развитие правовой и гражданской компетентности, соответствующих ценностных ориентиров, умений, навыков школьников» [4, с.50].
Укажем, что эта цель реализуется через определенные задачи, среди которых – развитие комплекса умений и навыков учащихся, а именно: свободное оперирование в устной и письменной речи основными понятиями правовой науки; усвоение способов самостоятельного получения и обработки разносторонней правовой информации из различных источников; умение ориентироваться в системе законодательства, использовать нормативно-правовые акты, определять суть и объяснять содержание юридического документа и пути его применения; использование правовых знаний для анализа и решения конкретных правовых ситуаций; умение рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, критически мыслить, аргументировать, определять и выбирать альтернативное решение на материале предмета; навыки общения в малых и больших группах; умение защищать свои права и права других людей, опираясь на правовые знания; активное и сознательное участие в общественно-политической жизни страны [4, с.50-51].
Как видим, основные задачи обучения правоведению учащихся профильных классов не сводятся только к формированию у них теоретической понятийной базы, это прежде всего развитие их правовых предметных умений и навыков, а также формирование оценочных суждений о праве. Целью и результатом обучения правоведению в профильных классах является формирование / развитие правовой предметной компетентности как интегрированного результата индивидуальной познавательной деятельности старшеклассника. Она формируется на основе овладения им содержательной, мотивационной и процессуальной составляющими, когда обучение направлено на сочетание правовых знаний с внутренней позицией личности, развитие способности и готовности руководствоваться приобретенными знаниями в жизни, умение действовать в соответствии с требованиями права и закона [5, с.170-171].
Изучение каждой темы названного профильного предмета предусматривает развитие у учащихся правовой предметной компетентности в совокупности ее компонентов – когнитивного (знания), процессуального (навыки, умения) и аксиологического (эмоционально- ценностные ориентации). Подчеркнем, что обучение правоведению помимо усвоения старшеклассником определенного объема знаний о государстве, праве и отраслях законодательства предполагает также выработку умений и навыков их использования, что может обеспечить его комфортную и эффективную адаптацию и социализацию в обществе, налаживание коммуникации с другими людьми, отношений с общественными и государственными институтами [5, с.173].
Согласимся с точкой зрения ряда исследователей, согласно которой компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность школьника, а умения разрешать проблемы, возникающие: в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологий; во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков; при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, потребителя, избирателя; во всевозможных правоотношениях (взаимодействии с административными структурами, в потребительских оценках); при выборе профессии, ориентировании на рынке труда и оценивании своей готовности к обучению профессии; при разрешении собственных проблем жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов [6].
Компетентностный подход к обучению правоведения отражается в предусмотренных программой результатах учебных достижений учащихся и предполагает их разностороннюю деятельность на уроках, а именно: умение правильно применять и объяснять на примерах правовые понятия и термины; описывать, сравнивать, характеризовать, оценивать правовые явления, процедуры, процессы; анализировать положения законодательства. Отсюда следует, что задачей учителя правоведения на уроках является не только формирование теоретической базы учащихся, но и организация выполнение ими познавательных заданий, направленных на практическое применение полученных знаний (например, анализ и решение правовых ситуаций, работа с фрагментами нормативно-правовых актов, юридические практикумы), а также творческих заданий (например, написание эссе, подготовка презентаций, выполнение проектов).
Таким образом, одной из особенностей обучения правоведению учащихся профильных классов является то, что оно основывается на компетентностном и деятельностном подходах, закрепленных Государственным стандартом среднего образования Украины.
Изучение профильного предмета согласно нормативным документам, регулирующим этот вопрос, должно способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Именно в этом возрасте учение приобретает для школьников непосредственно жизненный смысл в связи с осознанием необходимости знаний и умений как условия успешного участия в разных сферах будущей жизни. В этот возрастной период учебная деятельность старшеклассников основана на таких мыслительных операциях как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, на исследовании, личностном самоопределении, когда избирательность их интересов уже вплотную связана с жизненными планами.
Отсюда следует, что организация учебной деятельности старшеклассников должна включать формирование у них умений и навыков пополнения знаний в профессиональной сфере, к которым отнесем такие: выполнение исследовательских задач и задач проблемного характера; участие в конкурсах по правовой тематике, правовых турнирах и олимпиадах; подготовка мини-лекций (например, для учащихся начальных классов) и презентаций (например: «Мир юридических профессий»; «Встать, суд идет!» и т.п.); выполнение групповых проектов (например: «Права ребенка», «Откуда и куда идут налоги»; «Школьный совет» и т.п.); обработка информации, представленной в СМИ, поиск Интернет-ресурсов и т.п. (например: «Проблема подростковой преступности в нашем регионе», «Деятельность органов местного самоуправления» и т.п.)
Таким образом, еще одной особенностью профильного предмета «Правоведение» является профориентационный компонент, который отражается в содержании предмета и реализуется через определенные виды и формы урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Подчеркнем, что достижение целей и задач учебного предмета обеспечивает не только отбор содержания, но и организация процесса обучения. В последние годы в методической литературе превалирует мнение о том, что реализации компетентностного подхода к обучению наиболее способствует применение в учебном процессе интерактивных методов. Укажем, что интерактивное обучение – это организация учебного процесса исключительно путем постоянного взаимодействия всех учащихся через само- и взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве). При интерактивном обучении акцент в преподавании переносится с монологической способа подачи информации и передачи знаний с целью их механического воспроизведения на диалог и полилог для развития критического и творческого мышления учащихся, их навыков коммуникации и коллективно-распределительного труда [7, с.13].
В условиях интерактивного обучения учащийся и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют. При такой организации обучения результаты последнего становятся системным опытом учащихся, полученным в процессе активной деятельности, на основе которого у них формируются знания, навыки и отношения (оценочные суждения), необходимые для эффективного приобретения компетенций. В процессе такого обучения учащиеся активно овладевают знаниями и могут реализовать личный творческий потенциал [5, с.173].
Формированию активной позиции учащихся профильных классов в процессе обучения правоведению способствует системное использование на уроках таких групп интерактивных методов как: фронтальные: общее обсуждение, круг идей, мозговой штурм и т.д.; кооперативного обучения: парная работа, работа в малых группах, «броуновское движение» и т.п.; ситуативного моделирования: имитационные и ролевые игры, имитация процедур и процессов (например, законодательная процедура, общественные слушания, упрощенное судебное рассмотрение дела и т.д.); обсуждения противоречивых вопросов: дискуссия, дебаты, «аквариум» и т.д.
Таким образом, систематическое применение различных интерактивных методов на уроках правоведения, когда главными в процессе обучения признаются связи между учениками, их взаимодействие и сотрудничество, отнесем к группе особенностей обучения учащихся профильных классов предмету «Правоведение».
И, наконец, отнюдь не умоляя эффективность интерактивных методов в обучении правоведению старшеклассников, отметим, что большое внимание в методике сейчас уделяется индивидуализированному обучению, которое предусматривает высокий уровень самостоятельности учащихся в овладении учебным материалом.
Подчеркнем, что индивидуальная форма учебной работы учащихся особенно важна в старших классах. Она эффективна при соблюдении ряда условий, на первом месте среди которых – создание образовательной среды, оптимальной для профессионального самоопределения учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями, интересами, возможностями и потребностями.
Самостоятельная работа представляет собой познавательную деятельность самих учеников, имеющую определенную цель и форму выражения, которая заканчивается проверкой результата. При организации самостоятельной работы учащийся сам овладевает правовыми понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания [8, с.142-143]. На практике самостоятельная работа широко применяется на уроках закрепления знаний, формирования умений и навыков, уроках с применением информационных компьютерных технологий, уроках-практикумах и др. Основными методами обучения при этом выступают индивидуальные задания и упражнения, а также самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. На такого рода занятиях (как, собственно, и на уроках с использованием интеракции) учитель выступает в роли партнера и помощника обучающихся.
Индивидуализация обучения в классах правового профиля может реализоваться через такие приемы самостоятельной работы учащихся как: подготовка рефератов, сообщений и персональных презентаций по правовой тематике; составление юридических задач и кроссвордов; выполнение тестовых заданий с обоснованием, то есть с ссылкой на определенные статьи нормативно-правовых актов; разработка и выполнение мини проектов; выполнение опережающего задания по теме; составление списка Интернет-ресурсов к разделу учебной программы предмета и т.п.
Таким образом, проведенный нами краткий обзор особенностей обучения правоведению учащихся профильных классов общественно-гуманитарного направления позволяет сделать вывод о том, что такое обучение должно быть направлено на развитие правовой предметной компетентности старшеклассников, формирование их активной жизненной позиции и определение сферы будущих профессиональных интересов.
Библиографический список
- Стратегія реформування освіти в Україні: Рекомендації з освітньої політики. / Ред. В.Андрущенко.– К.: К.І.С, 2003.– 296с.
- Про затвердження Концепції профільного навчання в старшій школі / Наказ Міністерства освіти і науки України №1456 від 21 жовтня 2013 р. Режим доступу : http://osvita.ua/legislation/Ser_osv/37784/, вільний. – Назва з екрану.
- Організація профільного навчання у сільських загальноосвітніх навчальних закладах. Науково-методичні рекомендації. - Київ: «Ґенеза», 2005. – 218 с.
- Програми для загальноосвітніх навчальних закладів, 10-11 класи : Правознавство, профільний рівень. Суспільно-гуманітарний напрям, правовий профіль. 10-11 класи / Програми для загальноосвітніх навчальних закладів, 10-1 класи. – К., 2010. – 95 с.
- Рябовол Л. Інтерактивне навчання правознавства / Л. Рябовол // Психолого-педагогічні проблеми сільської школи : зб. наук. праць / Уманський держ. пед. ун-т ім. П. Тичини; [ред. кол. : Н. С. Побірченко (гол. ред.) та ін.]. – Умань : ФОП Жовтий О. О., 2011. – Вип. 39 . – С. 170–177.
- Девина Т. Н. Инновационные технологи: компетентностный поход в обществоведческом образовании [Электронный ресурс] / Т. Н. Девина // Учитель учителю. Из опыта работы педагогов Белгородской обл. : регион. сборник. – Белгород, 2014. – № 7. – (Серия : Обществоведческие дисциплины). – Режим доступа : http://school20.beluo.ru/docs/metod/Devina.pdf, свободный. – Название с экрана.
- Пометун О. І. Енциклопедія інтерактивного навчання / О. І. Пометун. – К. : [Б. в.], 2007. – 144 с.
- Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву / Е. А. Певцова. – М. : Владос, 2003. – 400 с.