Введение. В условиях реформирования современного образовательного пространства особое значение приобретает проблема обучения и воспитания студенческой молодежи, которая имела бы высокий уровень профессионализма, национального сознания, творческой активности. Воспитательная работа со студентами является органической составляющей профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшего учебного медицинского заведения, а потому в ней проявляется творческий поиск педагога, его индивидуальная неповторимость, профессиональная направленность на формирование современного компетентного специалиста [4, 34-35].
Достижение цели воспитания возможно лишь при условии комплексного подхода и привлечения к этой работе всего профессорско-преподавательского состава университета, администрации и органов студенческого самоуправления.
Современный медицинский специалист должен не только адаптироваться к стремительным социальным изменениям, но и уметь практически оценить происходящее и наметить пути дальнейших преобразований в сфере деятельности и в своей жизни.
Поскольку личность студента в высшем учебном заведении является объектом воспитания, то его формирование необходимо осуществлять как через сознание и внутренний мир этой личности, так и через окружение, в котором она находится [6, 70].
Основная часть. В основе психолого-педагогической подготовки студентов лежит традиционный профессионально-дидактический треугольник, объединяющий учебную, воспитательную и научно – исследовательскую деятельность высшей школы. Учебно-воспитательная работа – особая и сложная задача, решение которой требует, с одной стороны, поиска и приведения в действие новых форм воздействия на студентов, отработки новых методик, а с другой – активизации традиционных видов деятельности, сохранения достижений прошлого. В соответствии с этим можно выделить основные направления работы: гуманизация образования, национально-патриотическое воспитание (активная гражданская позиция), художественно-эстетическое воспитание, физическая культура, превентивная деятельность, средства массовой информации и популяризаторская работа, социально-бытовая сфера [4, 36-37].
Знание психолого-педагогических, творческих, профессиональных и других не менее важных качеств современного специалиста медицины – является неотъемлемой чертой. Выполняя профессиональные функции, человек всегда реализует себя как личность. Воспитание – один из факторов, под влиянием которого осуществляется развитие человека. Ведь именно когда медицинский специалист начинает свою практическую деятельность – он должен обладать всеми профессиональными качествами, и облегчит его сотрудничество с пациентами, сотрудники и коллегами.
Главной целью воспитания является формирование целостной и гармонично развитой личности с высоким национальным самосознанием. Такая личность – это прежде всего гражданин государства, ее патриот, гуманист, для которого приоритетом является общечеловеческие и общегосударственные ценности, это человек с высокой профессиональной подготовкой и широким кругозором, развитым интеллектом, должным уровнем общей, политической и правовой культуры.
Воспитание студента как специалиста ориентировано на развитие глубокой заинтересованности, любви к выбранной профессии, профессионального самосознания, эрудиции и компетенции; осознание профессионального интереса и ответственности, способности ставить творческие и эффективно решать профессиональные задачи в сфере медицины, готовности принимать нестандартные решения; открытости для новых достижений науки и практики [3, 16-17].
Важную роль в этом процессе играет личность преподавателя, прежде всего дисциплин профессионального направления.
Воспитание студента как личности предполагает развитие: методологической, исследовательской культуры; творческо-поисковых умений и способностей; способностей как к индивидуальному, так и к коллективному творчеству в выбранной сфере профессиональной деятельности; способностей к креативному, системному применению знаний в решении профессиональных теоретических и практических задач [1, 56].
Воспитание студента как конкурентоспособной личности ставит целью развитие трудолюбия, стрессоустойчивости, непрерывного профессионального саморазвития, коммуникативных и лидерских качеств, нравственно-правовой ответственности; умение выполнять и завершать работу на высоком качественном уровне; стремление постоянно повышать свой уровень информационной культуры.
Важную роль в воспитании будущих медицинских работников играют преподаватели. Именно их отношение к работе и окружению, высокий уровень профессионализма, эрудиция, самодисциплина, стремление к творчеству способствует развитию подобных качеств и в студенческой среде. Интеллигентность, коммуникабельность, тактичность создают такую атмосферу между преподавателями и студентами, когда последние становятся равноправными субъектами одного процесса образования и воспитания, саморазвития, социокультурного определения [5, 364-365].
Работа по становлению гражданской и социально-профессиональной позиции дает действенный результат тогда, когда она проводится не в назидательной форме, а осуществляется будто постепенно, непринужденно, добавляя определенной тональности в эмоциональном и моральном аспектах взаимоотношений отношений преподавателя и студентов. Только высокопрофессиональный и идейно подготовлен и морально воспитанный преподаватель может понять всю масштабность задач воспитания будущего медицинского специалиста, проявить себя как настоящего педагога высшей школы.
Преподаватель всегда был воспитателем, впрочем сегодня воспитание может и должно пониматься не как одновременное передачи знаний и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместного бытия.
Авторитет преподавателя является интегральной характеристикой его профессиональной, педагогической и личностной позиции в коллективе, которая проявляется в процессе взаимоотношений с коллегами, студентами и производит влияние на успешность учебно-воспитательного процесса; состоит из двух компонентов: авторитета роли и авторитета личности. Сейчас на первое место выходит личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая осуществляет на студентов воспитательное (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие. Авторитет формируется с достаточно высокого уровня развития трех видов педагогических умений: предметных (научные знания), коммуникативных (знания о своих студентах и коллегах) и гностических (знание самого себя и умение корректировать свое поведение).
Можно дифференцировать основные компоненты в деятельности преподавателя:
1. Конструктивная деятельность – связана с отбором, умением выстраивать учебно-воспитательный материал и проектировать развитие индивидуальности студента.
2. Организационная деятельность – предполагает организацию своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности) на занятиях и вне их; обратная связь со студентами (мнение, знания, интерес).
3. Коммуникативная деятельность – совместная деятельность педагога и студента, построение межличностного взаимодействия (восприятие и понимание людьми друг друга) и отношений в процессе педагогической деятельности, процесс педагогического общения.
4. Рефлексивная деятельность – умение педагога анализировать и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность, развивать самосознание, которое выявляется в самопознании, самооценке и саморегулировании поведения; стремление к личностному росту, самореализации и самоконтролю.
Следовательно, именно эти принципы должны пытаться реализовывать в своей профессиональной деятельности преподаватели университета, осуществляя не только образовательный процесс, но и воспитательный.
Сутью профессионального воспитания является становление студента как специалиста. Учебный процесс в университете является основным звеном профессионального становления студента. Поэтому принципиально важно сочетать теорию и практику, с наибольшей эффективностью передавать студентам необходимый объем знаний и умений, научить их систематически работать над собой, умело пользоваться приобретенными знаниями в реалиях сегодняшнего дня. Лекции, практические занятия, встречи со специалистами, самостоятельные занятия в библиотеке, научно-исследовательская работа, подготовка научно-исследовательских работ – далеко не полный перечень форм работы на пути профессионального становления молодых ученых. Важной в этом процессе является личность преподавателя, прежде всего дисциплин профессионального направления. Одним из составляющих профессионального становления является овладение знаниями и навыками работы с людьми, психологическая готовность работать в рыночных условиях и отвечать за результаты своей работы. Результатом профессионального воспитания является любовь и уважение к выбранной профессии врача, глубокие и разносторонние профессиональные знания и умения, творческий подход индивида к решению имеющихся проблем, готовность принимать нестандартные решения, личная ответственность за дело, открытость для новых достижений науки, техники и практики.
Общее руководство кураторской работой в университете, ее координацию осуществляет Координационный совет по гуманитарным вопросам и воспитанию во главе с проректором по научно-педагогической работе и воспитанию совместно с председателем совета кураторов. Непосредственную организационно-методическую работу по организации деятельности кураторов университета осуществляет председатель совета кураторов [6, 71].
Помочь студенту адаптироваться к условиям и требованиям университетского образования, разобраться и организовать учебную и внеучебную деятельность может куратор академической группы. Ведь, важнейшими направлениями деятельности кураторов является адаптация первокурсников к новым условиям обучения; помощь студентам в решении их социально-бытовых проблем и организация досуга; помощь в формировании в студенческой группе атмосферы дружбы, доброжелательности, сплоченности и взаимной поддержки, в осознании причастности ее к университетского сообщества преподавателей и сотрудников, объединенных одной организационной культурой, системой взглядов и ценностей [2, 24-29].
Одной из основных задач системы воспитательной работы в академической группе студентов является планирование, которое представляет собой разработку системы мер, направленных на реализацию целей, задач национального, гражданского и патриотического воспитания студенческой молодежи. Процесс организационно-воспитательной работы предусматривает сотрудничество, содружество преподавателя-куратора и студентов. Куратор при организации коллектива студентов академической группы должен: проявлять официальных и неофициальных лидеров в группе; предотвращать конфликты в группе; определять интересные студентам творческие коллективные дела и помогать в их организации; проводить часы тематического общения, обращая внимание на развитие политической культуры, формирования интеллигентности, эстетического вкуса, нравственных норм и ценностей, становление гражданской позиции; способствовать здоровому образу жизни, предотвращать употреблению студентами алкоголя и наркотиков; содействовать участию студентов в возрождении национально-культурных традиций, соблюдении традиций факультетов, университета; изучать историко-культурное наследие региона; отмечать государственные праздники и памятные даты [6, 72].
Меры организационно-воспитательной работы куратора академической группы студентов включает: знакомство с группой студентов; посещение общежитий, сотрудничество со студенческими советами общежитий с целью улучшения бытовых условий проживания студентов, сбор информации о каждом студенте; выявление творческих и одаренных студентов путем тестирования, анкетирования, наблюдения, метода экспертных оценок; обсуждение вопросов успешности и дисциплины (обеспечение учебными пособиями, другой литературой, организация консультаций; взаимоотношения с преподавателями и др.); индивидуальная работа; встречи с ветеранами труда; экскурсионная работа; участие в спортивных соревнованиях факультета, университета; участие в общих университетских мероприятиях, художественной самодеятельности; разработку программ индивидуального развития и саморазвития личности студента; рекомендации по организации учебной и внеаудиторной деятельности; содействие развитию и формированию положительных черт, а также самокритики; составление письменных отчетов об организационно-воспитательной работы со студентами академической группы за учебный год. При этом куратор обязан соблюдать морально-этические нормы во время общения со студентами и не допускать распространения конфиденциальной информации, касающейся студентов группы.
План организационно-воспитательной работы, который органично сочетает процесс обучения и воспитания, составляется куратором академической группы с участием каждого студента группы на учебный год по календарному принципу.
Сложность процесса становления коллектива академической группы имеет объективные причины, главная из которых – преимущественно индивидуальный характер основных видов деятельности студента. Поэтому необходимо, чтобы члены группы были поставлены в такие условия, которые бы стимулировали формирование психологической и поведенческой единства группы, чтобы именно организация жизнедеятельности объективно ставила ее членов в отношения ответственной зависимости.
Особое внимание в воспитательной работе кураторы обращают на первокурсников. Ведь зачастую они обращаются с такими проблемами как преодоление стрессового состояния, связанного с приспособлением к новым условиям обучения; преодоления трудностей общения и взаимодействия с одногруппниками, которые возникают во время обучения; проблема одиночества (приезжие студенты испытывают внутреннюю пустоту, дискомфорт, отчужденность, они скучают по родительскому дому, замыкаются в собственном микромире, что мешает им сосредоточиться на учебе). Некоторым из них трудно правильно организовать свой день, они не готовы чувствовать и нести самостоятельно ту ответственность, которая появилась. Ведь теперь они сами управляют своей судьбой и собственными поступками.
Итак, важнейшей задачей совершенствования работы куратора является помощь студентам в организации таких мероприятий, которые позволили бы глубоко осознать, понять, почувствовать и воспринять традиции университета, его ценностные ориентации, те отношения и нормы, которые традиционно лежат в основе отношений и взаимодействий в этом учебном заведении и за его пределами (ознакомление с историей и традициями университета, экскурсии в музеи, библиотеку, на кафедры, встречи с ведущими учеными, организация самостоятельной работы студентов, привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности, участия в органах студенческого самоуправления, организации и проведения факультетских и университетских мероприятий и т.п.).
Совершенствование деятельности кураторов предусматривает проведение семинаров, на которых обсуждаются нормативные документы по проведению воспитательной работы, предоставляются методические рекомендации по совершенствованию работы и обмен опытом работы [6, 73].
Кураторы группы посещают лекции, практические занятия по различным учебным дисциплинам, которые преподаются в группе, способствуют при необходимости организации дополнительных консультаций накануне проведения модульных контролей; обсуждают ежемесячно на воспитательных часах успеваемость и производственную дисциплину; следят за своевременным заполнением индивидуальных планов студентов своей группы. Осуществляется разъяснительная работа относительно негативных последствий несвоевременной сдачи модулей, предоставляются квалифицированные советы в решении проблем, которые привели к накоплению академической задолженности, осуществляется постоянный контроль совместно с деканатом.
Задачами по реализации цели профессиональной подготовки являются: формирование у студентов любви и ответственного отношения к выбранной профессии; овладение знанием закономерностей, влияющих на профессиональную деятельность специалиста, обеспечение его профессиональной и специальной компетентности; формирование основ профессионального мастерства.
Вывод: По окончании обучения каждый студент, оставляя стены медицинского университета, сохранит в сердце светлое воспоминание о будни днях, обучении, о беседах с высококвалифицированными специалистами, которые сыграли (каждый в свою очередь) важную роль в формировании личности врача.
Библиографический список
- Витвицкая С. C. Основы педагогики высшей школы: Метод. пособие. / С.С. Витвицкая // Киев: Центр учебной литературы. 2003. 316 с. [на укр. языке]
- Инновационные коммуникативные технологии в работе куратора академической группы / Методические рекомендации / Под редакцией Н.К. Желябин. Запорожье: ЗГИА, 2007. 67 с. [на укр. языке]
- Козловская И. М. Проблема подготовки специалиста в контексте основных философских категорий: научно-методические рекомендации / И. М. Козловская. Львов: Сполом, 2006. 16 с. [на укр. языке]
- Матвиишин Л.П. Роль куратора группы в организации учебно-воспитательного процесса // Клиническая и экспериментальная патология. Том Х, No3 (37), 2011 С. 34-37. [на укр. языке]
- Мойсеюк Н. Е. Готовность к профессиональной деятельности: сущность и пути формирования / Н. Е. Мойсеюк // Современные информационные технологии и инновационные методики обучения в подготовке специалистов: методология, теория, опыт, проблемы: сб. научн. тр. Вып. 12 / сост. И. А. Зязюн (председатель) и др. Киев-Винница: ДОО «Винница», 2006. С. 364-368. [на укр. языке]
- Тихонова А. А. О важности роли куратора в формировании профессиональной компетентности студентов – медиков / А. Тихонова // Вестник проблем биологии и медицины. 2013. Вып. 3 (2). С. 70-73. [на укр. языке]