На сегодняшний день очень стремительно развиваются информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). Их использование во многом не только упрощает нашу жизнь, но и совершенствует ее. ИКТ активно внедряются и используются в процессе обучения.
В работе преподавателя очень важно умение грамотно и эффективно использовать различные информационные технологии в учебном процессе. Это нужно для того, чтобы говорить с обучающимися на одном языке, побуждать их к деятельности, к раскрытию творческих и умственных способностей.[2]
Информационно – коммуникационные технологии помогают обучающимся в решении коммуникативных и познавательных задач, которые сформулированы в новых федеральных государственных стандартах как требование к результатам освоения основной образовательной программы.
Одной из главных задач преподавателя является направление деятельности учащихся в нужное русло. Он должен научить учащихся использовать ИК технологии так, чтобы это давало им максимум знаний, умений и навыков.
В своей практической деятельности, многие преподаватели используют для повышения мотивации к обучению Google – сервисы для подготовки материалов к урокам и заданий для обучающихся.
Сервисы Google позволяют взаимодействовать как индивидуально, так и группами. Эти взаимодействия включают в себя:
- индивидуальные действия учащихся: создание записей, заметок, аннотирование текстов, размещение мультимедиа;
- коммуникация учащихся между собой (посредством чатов, форумов, конференций, вебинаров).
При работе, преподавателям не всегда удобно повторять одно и то же – на помощь приходят Google – сервисы, благодаря которым можно вставить активную ссылку, например в таблицу или блог, которая будет содержать формулировку задания, критерии оценивания и другую необходимую информацию.
Объединение современных педагогических и ИК технологий способно развить познавательный интерес к предмету, мотивировать учащегося к его изучению. Это разумный способ повышения качества процесса обучения и самообразования.
Еще К. Ушинский отмечал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.[2]
Google – сервисы позволяют стимулировать процесс обучения, повысить успеваемость, увеличить количество самостоятельной работы обучающихся.
Если урок будет построен преподавателем с применением Google – сервисов, информация будет более наглядной, ведь будет использоваться не только текст, но и средства визуализации – музыка, видео, фото, анимация, графики.
Это качественный уровень применения объяснительно-иллюстративного метода обучения. Важно отметить, что информационно-образовательные ресурсы не должны использоваться с развлекательной целью и не должны заменять педагогических технологий. Они призваны преследовать педагогическую целесообразность и некомпенсируемый результат.
Рассмотрим основные возможности сервисов Google в процессе организации и осуществления образовательного процесса:
Сервис Google Документы позволяет:
- работать с текстовыми, табличными, графическими документами в браузере;
- создавать и проводить опросы и тесты;
- совместно использовать и редактировать документ.
Google Календарь позволяет:
- планировать мероприятия;
- следить за важными событиями;
- получать напоминание в виде сообщений на электронную почту или SMS.
Этот сервис является очень простым в использовании, но и, в то же время, очень полезным для работы учителя. В нем можно создавать календарно-тематическое планирование учебного курса, конспект урока, составлять план работы над учебным или исследовательским проектом с возможностью доступа к просмотру этапов работы над проектом.
С помощью Google Сайта можно:
- доступным и легким способом создать сайт и работать на нем коллективно;
- объединить информацию в единую систему хранения;
- создавать электронные тетради;
- сопровождать электронное обучение;
- управлять правами на просмотр и изменение опубликованной информации.
Google Блог – сервис, который позволяет:
- создавать пространства для общения и обмена информацией;
- опубликовывать различные новости, идеи, мысли;
- создавать подборки ссылок;
- взаимодействовать между собой, обмениваться информацией и опытом.
Специфика использования сервисов Google предполагает совместную работу над любыми продуктами деятельности. Такая совместная работа делает процесс обучения открытым и доступным как для учителя, так и для обучающихся.
В заключении хотелось бы отметить, что Google – сервисы вносят большой вклад в образование. Они способствуют развитию мотивации обучающихся и их способностей, умению работать коллективно, делают процесс обучения более увлекательным и содержательным, а так же приучают обучающихся самостоятельно находить нужную информацию, выбирать из большого числа наиболее важное и актуальное, самостоятельно ставить цели и решать различные задачи.
Библиографический список
- Завьялова Т.Б. Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/10/106(дата обращения: 05.10.2015).
- Заславская О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов//Информатика и образование 2012, №1
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические соч., т. 1–2, М., 1974.- 401 с..
- Волкова И.А. Интерактивные информационные средства в образовательном процессе: учеб./И.А. Волкова, Н.В. Шпарута; Институт развития образования. – Екатеринбург: ИРО, 2012.-124 с.