УДК 378

АННОТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СПЕЦСЕМИНАР НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ» ДЛЯ МАГИСТРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «БИОЛОГИЯ» В РАМКАХ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Берсенева Оксана Андреевна
Иркутский государственный университет
кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физико-химической биологии

Аннотация
В статье представлена аннотация рабочей программы дисциплины «Спецсеминар на английском языке» для магистров направления подготовки «Биология», составленная в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Ключевые слова: аннотированная программа, биология, биология клетки, магистры, методические указания, самостоятельная работа студентов, содержание программы, спецсеминар на английском языке


ANNOTATED PROGRAM OF THE DISCIPLINE «SPECIAL SEMINAR IN ENGLISH» FOR MASTER'S FIELD OF STUDY BIOLOGY WITHIN THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE THIRD GENERATION

Berseneva Oksana Andreevna
Irkutsk State University
Ph D in biology, senior lecturer of department of physical and chemical biology

Abstract
The article presents a summary of the work program of discipline «Special seminar in English» for Master's field of study Biology, prepared in accordance with the applicable state educational standard of higher professional education.

Keywords: annotated program, Biology, Cell Biology, content of the program, guidelines, independent work of students, masters, Special seminar in English


Библиографическая ссылка на статью:
Берсенева О.А. Аннотированная программа дисциплины «Спецсеминар на английском языке» для магистров направления подготовки «Биология» в рамках системы федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4986 (дата обращения: 12.07.2023).

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС) предполагает изменения в организации образовательного процесса. Одним из главных принципов, которых является создание инновационных учебных программ и совершенствование учебного процесса.

Аннотированная программа дисциплины «Спецсеминар на английском языке» составлена в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, согласована с УМК биолого-почвенного факультета и рекомендована кафедрой физико-химической биологии ФГБОУ ВПО ИГУ для обучения магистров направления подготовки: 020400.68 «Биология», профиля «Биология клетки». Шаблон аннотации рабочей программы представлен на сайте Иркутского государственного университета www.isu.ru.

Учебная программа, разработанная для магистров, будет полезна для аспирантов, молодых ученых и преподавателей биологических факультетов вузов, а также преподавателей колледжей с углубленным изучением биологии и широкого круга специалистов биологов. 

Программа дисциплины «Спецсеминар на английском языке»

Изучение материала дисциплины базируется на знаниях, полученных в курсах Иностранный язык и общих профессиональных дисциплин. Полученные при изучении курса «Спецсеминар на английском языке» знания будут использованы при изучении дисциплин «Научно-исследовательская практика», биологические дисциплины магистратуры.

Целью освоения учебной дисциплины «Спецсеминар на английском языке» является: изучение необходимой лексики и терминологии по основным биологическим дисциплинам магистратуры.

Задачи дисциплины:

-          совершенствование навыков чтения научной литературы по биологическим дисциплинам магистратуры;

-          овладение техникой перевода оригинальной литературы по биологическим наукам, а также составлению аннотаций, тезисов, резюме, портфолио, реферата, доклада и презентаций;

-          развитие и закрепление навыков устной речи по темам, связанным с научно-исследовательской работой магистров.

Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Спецсеминар на английском языке» входит в профессиональный цикл подготовки по направлению 020400.68 «Биология» и является дисциплиной по выбору, вариативной части профиля «Биология клетки».

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способен к творчеству (креативность) и системному мышлению (ОК-1);
  • способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня (ОК-3);
  • понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач (ПК-1);
  • знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению (ПК – 2);
  • демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку (ПК – 4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: перевод специальных терминов по биологическим дисциплинам, речевые клише для написания реферата научной статьи;

уметь: составлять письменную заявку на  участие в международной конференции, портфолио, резюме и презентации на английском языке, излагать содержание текста по биологической тематике;

владеть: техникой чтения оригинального текста по биологическим дисциплинам, методикой аннотирования и реферирования статей по биологическим наукам.

Содержание разделов и тем дисциплины

Тема 1. Техника перевода спецтекста.

Формирование словаря специальной лексики по биологическим дисциплинам магистратуры.

Тема 2. Основные понятия теории текста.

Виды и формы перевода научного текста.

Тема 3. Основы реферирования научных статей.

Некоторые общие требования к составлению и реферированию научного текста по специальности. Модель реферата русскоязычных и англоязычных научных статей по дисциплинам магистратуры. Речевые клише для написания рефератов. Информативный и индикативный реферат. Лексические единицы характерные для английской научной литературы.

Тема 4. Структура написания тезисов, научной статьи.

Основные правила и критерии написания тезисов по содержанию и форме изложения. Алгоритм и стилистика написания научной статьи. Требования к оформлениям научных статей, составлению письменной заявки на участие в международной конференции. Особенности составных элементов научной статьи и основные требования, которые необходимо соблюдать при работе над ними. Описание актуальности научного исследования. Обсуждение целей и задач исследования. Описание методов исследования.  Оформление литературных источников.

Тема 5. Методика аннотирования текста по биологическим наукам.

Требования, предъявляемые к составлению аннотации. Оформление аннотации по международным стандартам.              

Тема 6. Перевод и анализ научных текстов.

Особенности письменного перевода научных статей по биологическим дисциплинам. Перевод биологических текстов учебной и научной тематики.

Тема 7. Презентация научной статьи и эксперимента.

Требования к составлению презентации научной статьи и эксперимента на английском языке.

Тема 8. Проведение обсуждения научных докладов.

Подготовка доклада по теме научного исследования магистранта. Выступление с подготовленной презентацией.

Тема 9.  Составление резюме текста по биологическим наукам на английском языке.

Оформление резюме. Структура и содержание резюме.

Тема 10. Составление портфолио научного сотрудника.

Структура и содержательное наполнение портфолио научного сотрудника. Общие требования к содержанию и оформлению портфолио научного сотрудника. Практическая значимость портфолио.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

    Самостоятельная работа студента предусматривает совершенствование навыков самообразовательной работы как основного пути повышения уровня образования: углубление и расширение знаний по предмету. Ниже представлены варианты самостоятельной работы студентов:

1.  изучение учебного материала, предусмотренного рабочей программой, но не изложенного в лекциях;

2.  подготовка к устному опросу на семинарских занятиях;

3.  подготовка к текущим контрольным мероприятиям (тестированию и зачету);

4.  написание рефератов, подготовка докладов;

5.  подготовка презентаций.

6. составление портфолио, резюме.

Темы для самостоятельной работы

1. Перевод научных текстов, их анализ.

2. Презентация научной статьи и эксперимента.

3. Подготовка научных докладов.

4. Написание тезисов, научных статей.

5.  Составление авторского резюме на английском и русском языке.

6. Составление портфолио научного сотрудника.

7. Оформление заявки на международную конференцию.

Рекомендации по подготовке реферата

Реферат позволяет наиболее полно и подробно осветить тему исследования, проанализировать суть вопроса и высказать свое отношение к описываемой проблеме.

Реферат должен включать следующие разделы: введение, где  указываются  цели и задачи работы; основная часть, где дается анализ литературы, раскрывается “история вопроса”,  излагаются основные положения поставленной проблемы; заключение, где приводятся оценки проделанной работы, дается анализ решения поставленных во введении задач. Обязательный пункт реферата – библиографический список использованной литературы.

Объем реферата не должен превышать 20 страниц печатного текста. Текст работы должен быть набран на компьютере шрифтом Times New Roman размером 14 пт (при использовании текстового процессора Microsoft Word). Шрифт, используемый в иллюстративном материале (таблицы, графики, диаграммы и т.п.), при необходимости может быть меньше, но не менее 10 пт. Межстрочный интервал в основном тексте (кроме иллюстративного материала) – полуторный, форматирование по ширине. При наборе текста следует соблюдать следующие размеры полей страницы: левое поле -30 мм; правое поле  -10 мм; верхнее поле  – 20 мм; нижнее поле- 20 мм.

Реферат, оформленный в соответствии с требованиями, подписывается студентом и сдается  преподавателю  для проверки в установленные сроки.  Реферат, имеющий  замечания  отдается для доработки и  студент (ка) обязаны в надлежащий срок  устранить замечания и сдать реферат на повторную проверку.

Рекомендации по подготовке устного доклада

Для устного доклада  студент должен подготовить  тестовый материал на  7-10 минут, что составляет примерно четыре страницы машинописного текста и необходимый    демонстрационный (наглядный) материала в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, фотографий.  Наглядный материал, представляемый студентом для аргументации основных положений работы, должен обязательно иметь заголовок, пояснения, если требуются, к условным обозначениям. Не рекомендуется в качестве наглядных пособий использовать большие, перегруженные цифрами таблицы, а так же  материал, оформленный в виде сплошного текста, мелкие  диаграммы, рисунки  и т.п.

Материал доклада  рекомендуется излагать  в следующей последовательности:

1. Наименование, актуальность темы

2. Цели и задачи

3. Краткое изложение решения поставленных  цели и задач

4. Выводы

В ходе выступления студент должен свободно владеть текстом доклада на английском языке, использовать наглядные материалы (таблицы, схемы, диаграммы и др.). По окончании выступления слушатели, присутствующие на защите, задают вопросы студенту по теме доклада. На все поставленные вопросы студент должен дать исчерпывающие ответы.

При оценке реферата, устного сообщения учитывается, содержание, умение логично  излагать свои представления на английском языке, вести аргументированную дискуссию, четко  отвечать на вопросы.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Английский язык для магистров и аспирантов естественных факультетов университетов / О.И. Сафроненко, Ж.И. Макарова, М.В. Малащенко.− М., 2005. – 175 с.

б) дополнительная литература

  1. Дружкова М.А. Английский язык: Учебное пособие для развития навыков чтения и устной речи / М.А. Дружкова, М.Ф. Матявина. − М., 2005. – 100 с.
  2. Аннотирование и реферирование. Учебное пособие по английскому языку / Г.И. Славина, З.С. Харьковский, Е.А. Антонова. – М.: Высшая школа, 2006. – 186 с.
  3. Маркушевская Л.Г. Аннотирование и реферирование (Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов) / Л.Г. Маркушевская, Ю.А. Цапаева. – СпбГУ ИТМО, 2008. – 51 с.

в) программное обеспечение

  1. Microsoft office

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. http://www.protein.bio.msu.ru/biokhimiya/index.htm – Интернет версия международного журнала по биохимии и биохимическим аспектам молекулярной биологии, биоорганичемской химии, микробиологии, иммунологии, физиологии и биоинформатике. Статьи в pdf-формате.
  2. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/ – NCBI (Natl Center Biotech Information) 

Образовательные технологии

В ходе освоения студентами дисциплины «Спецсеминар на английском языке» используются традиционные и инновационные виды образовательных технологий:

1. Коллоквиум-консультация, при котором до 50% времени отводится для ответов на вопросы студентов.

2. Индивидуальные проблемные задания, связанные с поиском и анализом полученной информации и формулированием выводов и готового решения, которое формулируется в виде готового эссе или презентации.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся, содержанием программы и составляет 25% аудиторных занятий.

Оценочные  средства  текущего  контроля формируются в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе университета.

Текущий контроль проводится для оценки степени усвоения студентами  учебных материалов, обозначенных в учебной рабочей программе, и контроля СРС. Назначение оценочных средств текущего контроля – выявить сформированность компетенций (ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2, ПК-4).

Текущий контроль осуществляется в виде непрерывного и рубежного контроля. К непрерывному контролю относятся систематические проверки знаний и навыков студентов. Для этого используются следующие формы текущей аттестации: устный опрос, контрольные задания, реферативные работы.

Рубежный контроль охватывает содержание части курса и проводится в середине семестра. Форма рубежного контроля – перевод научных текстов, их анализ.

Темы рефератов

  1. Современные проблемы и достижения биологии.
  2. Новые биомедицинские технологии.
  3. Технология «портфолио» как основа рейтинга научных достижений магистрантов.
  4. Устройство биохимической, биофизической, микробиологической, молекулярно-генетической лаборатории.
  5. Виды лабораторного эксперимента.

Контрольные задачи для текущей аттестации и контроля СРС

Углубление знаний по курсу осуществляется за счет организации самостоятельной работы студентов по разделам, установленных программой дисциплины.

1.  Изучение речевых клише для написания рефератов.

2. Чтение и устный перевод научного текста по дисциплинам магистратуры.

3.  Изучающее чтение незнакомого оригинального текста по основным дисциплинам  магистратуры (современные проблемы биологии, избранные главы молекулярной биотехнологии, нутригеномике, современной экологии и глобальным экологическим проблемам) со словарем.

4.  Чтение оригинального текста по дисциплинам магистратуры.

5.  Доклад на английском языке по тематике будущей научной работе магистранта.

6.  Составление аннотаций, тезисов, резюме и реферата по тематике магистерской работы.

7.  Составление словаря терминов по прочитанным литературным источникам (монографиям, учебным пособиям, научным статьям).

8.  Подготовка презентаций на темы: «Портфолио научного сотрудника», «Мои научные интересы». Выступление с подготовленной презентацией.

Оценочные средства для промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация проходит в форме зачета. Студенты, выполнившие в полном объеме аудиторную нагрузку, самостоятельную работу и успешно сдавшие промежуточную аттестацию получают допуск к зачету автоматически. Студенты, имеющие задолженность, должны выполнить все обязательные виды деятельности, а затем сдают зачет по вопросам в виде собеседования.

Для реализации промежуточного контроля используется балльно-рейтинговая система оценки, принятая в университете.

Усвоение магистром изучаемой дисциплины максимально оценивается 100 баллами. Из них 90 баллов обучающийся может набрать в течение семестра и от 0 до 10 баллов могут быть даны в качестве «премиальных» баллов за активные формы работы, высокое качество выполненных практических работ.

Итоговый семестровый рейтинг

Академическая оценка

0-59 баллов

«не зачтено»

60-100 баллов

«зачтено»

 Примерный список вопросов к зачету

1.  Прочитать и изложить своими словами на английском языке содержание текста по биологической тематике.

2.  Сообщение на английском языке по вопросам, связанным с научной работой магистранта:

•   Изложение актуальности собственного исследования.

•   Приборы и материалы, используемые в научной деятельности. Описание эксперимента.

•   Тема исследования: методы, практическая значимость.

3.  Знания специальных биологических терминов.

4.  Сообщения на английском языке по следующим темам:

•   Современные проблемы и достижения биологии.

•   Портфолио научного сотрудника.

•   Актуальность  исследования,  его практическая и теоретическая значимость.

•   Устройство биохимической, биофизической, микробиологической, молекулярно-генетической лаборатории.



Все статьи автора «Берсенева Оксана Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: