Возможность саморазвития и самообразования будущего педагога по физической культуре – одна из наиинтереснейших областей профессионально-педагогического знания, т.к. именно через здоровое тело формируется здоровый дух и здоровый разум. Единство трех составных (тело, душа, разум) интересовало человечество издревле, ведь никакая физическая сила личности (или в другой системе детерминации физическое развитие личности) не может быть достаточной и объективной без духовного и интеллектуального становления личности и ее развития. Теоретико-эмпирические особенности формирования потребности в саморазвитии у будущего педагога могут быть изучены только после уточнения понятийного аппарата предстоящей профессионально-педагогической деятельности в рамках организуемого научно-педагогического исследования, качество и специфика нашей работы будет выбрана в соответствии с заявленными особенностями и возможностями научного исследования по педагогике, описанными в работе [1].
В модели продуктивной деятельности обучающихся [2-5] особенности саморазвития личности определяются как форма и ресурс самостоятельного поиска личности в определении и решении задач развития, следствием качества решения которых является практика повышения качества самообучения и самообразования личности, в совокупности своей определяющих приоритеты воспитательно-образовательного пространства в выборе основ организации самостоятельной работы в образовательном учреждении. Особенности саморазвития личности в структуре продуктивной деятельности личности могут быть определены через процесс, механизм, продукт, условие, характеристику, объект, предмет, возможность, практику, компетенцию. Определим понятие «саморазвитие личности» и понятие «саморазвитие будущего педагога по физической культуре» через нами выделенные направления детализации понятийного аппарата современной педагогики, выделив работы [6-7] в качестве ресурса детализации научно-педагогического исследования, работы [8-10] – примеров реализованной возможности уточнения и детализации категориального аппарата современной педагогики.
Саморазвитие личности – это …
- процесс (широкий смысл) целенаправленной, самостоятельной верификации модели познания и преобразования объективного во внутреннем мире диалектически изменяющейся личности и, как следствие, во внешней среде – социальном и профессиональном пространстве, определяющем возможность и систему требований к постановке и решения задач самостоятельного изучения и изменения внутриличностных особенностей восприятия и отображения продуктов триединого развития всех детерминируемых явлений, единиц, функций, характеристик, ценностей, компетенций и прочих составных педагогически определяемых и измеряемых величин и составных профессионально-педагогического знания;
- процесс (узкий смысл) целостной самодетерминации личности в выборе условий и практики верифицированного поиска высоких достижений в выбранном поле деятельности и развития внутриличностных структур, предопределяющих успешность и состоятельность личной практики в выделенном направлении профессионального и социального знания;
- процесс (локальный смысл) формирования потребности личности в определении и решении задач и противоречий типа «хочу – могу – надо – есть», где все ценности и компетенции являются следствием сформированности продуктов данного качественного поиска и решения;
- механизм (широкий смысл) формирования целостной, креативной и конкурентоспособной личности в иерархии формируемых смыслов, ценностей, мотивов, компетенций, моделей познания и преобразования объективного, предопределяющих качество сформированности культурологически обусловленных компонентов формирования и развития личности (коммуникативная культура, культура профессионального самоопределения, культура самостоятельной работы, профессиональная культура и пр.), системно отображающих уровень реализации условий активного поиска личности в выявлении и решении совокупности личностно, социально и профессионально обусловленных задач, специфика которых в первой стадии происходит через описываемый механизм и практику оценки качества достижения поставленной цели, во второй стадии – через самореализацию личности, в третьей – через самоутверждение личности, в четвертой – через социализацию;
- механизм (узкий смысл) верификации качества сформированности мировоззрения личности, предопределяющий возможность самостоятельного поиска условий собственного развития и достижения поставленных целей и способов воспроизводства и обновления продуктов и объектов науки, культуры, искусства, спорта и пр.;
- механизм (локальный смысл) самоопределения и детализации качества решения задач собственного развития, определяющегося в качественно-количественных изменениях внутриличностного генеза, системно иллюстрирующих способности и возможности личности в модели поликультурного образования;
- продукт культуры и научной верификации качества постановки и решения задач определения и оптимизации качественно-количественных изменений во внутриличностном росте детерминируемых явлений, процессов, процедур, механизмов, компетенций, непосредственно связанных с поставленными задачами и условиями воспроизводства социального, личностного, профессионального;
- условие воспроизводства социальных и профессиональных ценностей, предопределяющих качественное преобразование внутреннего мира личности и, как следствие, продуктов во внешнем пространстве;
- характеристика целостного, уникального становления личности в модели поликультурных отношений и способов воспроизводства социальных благ и приоритетов достижения акмеверифицированных продуктов культуры, науки, искусства, спорта и пр.;
- объект педагогической практики и деятельности, определяющий способность личности целостно и всесторонне анализировать собственные возможности и достижения, ставить новые цели и уточнять модели социализации и самореализации в поликультурном пространстве с его специфическими возможностями и изменениями, происходящими в единстве с изменениями во внутреннем мире личности, включенной в активный поиск оптимальных условий сосуществования и взаимодействия;
- предмет исследования педагогики развития, детерминируемый в модели воспроизводства продуктов целеполагания личности, определяющей приоритеты постановки и решения задач своего «акме», предопределяющего качество жизни и сохранение общечеловеческого в ноосфере;
- возможность самореализации и продуктивного самовыражения личности в принятии поля смыслов и ценностей, приоритетов и способов воспроизводства объектов и продуктов, традиций и новообразований в поликультурном пространстве, системно модифицирующих особенности постановки и достижения цели, сохранения ноосферы как кладези культурологически обусловленных явлений, продуктов, механизмов и пр.;
- практика решения задач самостоятельной постановки цели своего развития в микро-, мезо-, макромасштабах, обуславливающих состоятельность ведущей деятельности и общения в неподдельных подлинных смыслах продуктивных отношений и самосохранения, воспроизводства культуры и пролонгации развития ноосферы;
- компетенция, детерминирующая самосохранение и уникальность личности в модели активного поиска оптимальных условий развития и продуктивного становления в ведущей деятельности, хобби, отдыхе и пр.
Определим специфически выделенные единицы саморазвития личности в системе продуктивного изучения курсов современной педагогики [11-26], определяющих возможность нестандартного мышления следствием качественного формирования внутриличностного развития обучающегося.
Саморазвитие будущего педагога по физической культуре – это …
- процесс (широкий смысл) целенаправленной, самостоятельной верификации модели познания и преобразования объективного во внутреннем мире диалектически изменяющейся личности в системе соблюдения и пропаганды идей здоровьесбережения и продуктивности, предопределяющих в своей качественной оценке и состоятельности внешние изменения в социальном и профессиональном ракурсах взаимоотношений, определяющих возможность и систему требований к постановке и решению задач самостоятельного изучения и изменения внутриличностных особенностей восприятия и отображения продуктов триединого развития всех детерминируемых явлений, единиц, функций, характеристик, ценностей, компетенций и прочих составных педагогически определяемых и измеряемых величин и составных профессионально-педагогического знания, где специфические и частно-предметные особенности развития педагога по физической культуре переопределяют базовое развитие личности, на основе которого происходит дополнение и верификация других его составных – интеллектуального и духовно-нравственного;
- процесс (узкий смысл) целостной самодетерминации личности будущего педагога по физической культуре в выборе условий и практики верифицированного поиска высоких достижений в выбранном поле деятельности и развития внутриличностных структур, предопределяющих успешность и состоятельность личной практики в выделенном направлении профессионального и социального знания, определяющего здоровье высшей ценностью, физическую культуру и физическое воспитание – ресурсами воспроизводства здоровьесбережения;
- процесс (локальный смысл) формирования потребности личности будущего педагога по физической культуре в определении и решении задач и противоречий типа «хочу – могу – надо – есть», где все ценности и компетенции являются следствием сформированности продуктов данного качественного поиска и решения, специфика деятельности педагога по физической культуре визуализируется в моделях и ценностях, непосредственно связанных с физической культурой, физическим воспитанием, здоровым образом жизни, культурой здоровья и прочими новообразованиями современной профессиональной деятельности учителя физической культуры и тренера;
- механизм (широкий смысл) формирования целостной, креативной и конкурентоспособной личности будущего педагога по физической культуре в иерархии формируемых смыслов, ценностей, мотивов, компетенций, моделей познания и преобразования объективного, предопределяющих качество сформированности культурологически обусловленных компонентов формирования и развития личности (коммуникативная культура, культура профессионального самоопределения, культура самостоятельной работы, профессиональная культура, культура здоровья и пр.), системно отображающих уровень реализации условий активного поиска личности в выявлении и решении совокупности личностно, социально и профессионально обусловленных задач, специфика которых в первой стадии происходит через описываемый механизм и практику оценки качества достижения поставленной цели, во второй стадии – через самореализацию личности педагога по физической культуре, в третьей – через самоутверждение личности педагога по физической культуре, в четвертой – через социализацию педагога по физической культуре;
- механизм (узкий смысл) верификации качества сформированности мировоззрения личности будущего педагога по физической культуре, предопределяющий возможность самостоятельного поиска условий собственного развития и достижения поставленных целей и способов воспроизводства и обновления продуктов и объектов науки, культуры, искусства, спорта и пр., системно верифицирующего качество профессиональной подготовки педагога по физической культуре к качественному определению и решению профессиональных задач;
- механизм (локальный смысл) самоопределения и детализации качества решения задач собственного развития в модели культуры здоровья, культуры общефизической и специальной физической подготовки, определяющих в качественно-количественных изменениях внутриличностного генеза способность к развитию и достижению поставленных целей и задач, системно иллюстрирующих способности и возможности личности в модели поликультурного образования;
- продукт культуры и научной верификации качества постановки и решения задач определения и оптимизации качественно-количественных изменений во внутриличностном росте детерминируемых явлений, процессов, процедур, механизмов, компетенций, непосредственно связанных с поставленными задачами и условиями воспроизводства социального, личностного, профессионального в работе педагога по физической культуре;
- условие воспроизводства социальных и профессиональных ценностей, предопределяющих качественное преобразование внутреннего мира личности будущего педагога по физической культуре и, как следствие, продуктов деятельности педагога по физической культуре во внешнем пространстве;
- характеристика целостного, уникального становления личности в модели поликультурных отношений и способов воспроизводства социальных благ и приоритетов достижения акмеверифицированных продуктов культуры, науки, искусства, спорта и пр., где деятельность педагога по физической культуре и перспективы достижений являются объектами и продуктами оптимизации самоорганизующейся системы ноосферного генеза;
- объект педагогической практики и деятельности, определяющий способность личности будущего педагога по физической культуре целостно и всесторонне анализировать собственные возможности и достижения, ставить новые цели и уточнять модели социализации и самореализации в поликультурном пространстве с его специфическими возможностями и изменениями, происходящими в единстве с изменениями во внутреннем мире личности (педагога по физической культуре), включенной в активный поиск оптимальных условий сосуществования и взаимодействия;
- предмет исследования педагогики развития, детерминируемый в модели воспроизводства продуктов целеполагания личности, определяющей приоритеты постановки и решения задач своего «акме», предопределяющего качество жизни и сохранение общечеловеческого в ноосфере, пропаганду здорового образа жизни и востребованность физической культуры, высшую культуру деятельности педагога по физической культуре или тренера по избранному виду спорта;
- возможность самореализации и продуктивного самовыражения личности педагога по физической культуре в принятии поля смыслов и ценностей, приоритетов и способов воспроизводства объектов и продуктов, традиций и новообразований в поликультурном пространстве, системно модифицирующих особенности постановки и достижения цели, сохранения ноосферы как кладези культурологически обусловленных явлений, продуктов, механизмов и пр.;
- практика решения задач самостоятельной постановки цели своего развития в микро-, мезо-, макромасштабах, обуславливающих состоятельность ведущей деятельности и общения педагога по физической культуре в неподдельных подлинных смыслах продуктивных отношений и самосохранения, воспроизводства культуры и пролонгации развития ноосферы в рамках постановки задач и выполнения функций профессионально-педагогической деятельности и хобби;
- компетенция, детерминирующая сохранение ценности физической культуры и спорта, здоровья и здорового образа жизни, самосохранения и уникальности личности в модели активного поиска оптимальных условий развития и продуктивного становления в ведущей деятельности, хобби, отдыхе и пр.
Все детализированные определения будут использованы в оценке качества решения задач саморазвития личности педагога по физической культуре, примерами которой являются научные публикации студентов НФИ КемГУ факультета физической культуры, написанные по проблеме саморазвития в соавторстве и единолично [27-39].
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Качество профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сборник статей Междун. научно-практической конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-108.
- Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Некоторые возможности уточнения категории «социализация» в структуре педагогического взаимодействия // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 34-36.
- Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа: Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Базарный К.Г., Седова К.С., Зубанов В.П. Специфика детерминации основ социализации, саморазвития и самореализации в структуре изучения возможностей педагогики спорта // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С.55-62.
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
- Кириенко С. А., Козырева О. А., Невзоров П. П., Шайдулина Т. Н. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по хоккею // Вестник КузГПА. 2012. 9 (23). 10 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/104/
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
- Понамарева А. А. Некоторые особенности саморазвития и социализации школьников в цирковом искусстве // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире : сборник статей Международной научно-практической конференции (Казань, 8 октября 2015 г.). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.170-172.
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
- Стародубов Д. Ю., Ащеулов Н. В., Козырева О. А. Специфика и возможности детерминации процессов самореализации саморазвития в боксе // Роль науки в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 ноября 2014 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 135-137.
- Федотова В. А. Некоторые особенности самосовершенствования и саморазвития обучающихся в настольном теннисе // Перспективы модернизации современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 мая 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.119-121.
- Шалунов Н. В., Ермилин В. В., Козырева О. А. Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №6. С.749-752.
- Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
- Шишкарева Т. А., Кононцова Я. С., Ертышова С. В. Некоторые аспекты детерминации понятия «успешность педагогической деятельности» в системе непрерывного профессионального образования // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 136-138.
- Щукин П.С., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика выбора модели саморазвития и самореализации личности в системе непрерывного профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6012
- Щукин П.С., Зубанов В.П., Кондакова К.С. Специфика определения основ реализации идеи адаптивной и акмеверифицированной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58517