УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ КАТЕГОРИИ «ВОСПИТАНИЕ» В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Похоруков Олег Юрьевич1, Домилложоннов Хуршиджон Бустанович2, Шварцкопф Елена Юрьевна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», преподаватель

Аннотация
В статье описаны возможности изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре в модели детерминации и уточнения воспитания как одной из главных категорий в подготовки учителя по физической культуре. Категория «воспитание» определяется будущими учителями в системе представлений и возможностей развития личности обучающегося и качества реализации идей гуманизма и здоровьесбережения.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, культура самостоятельной работы, научная работа, проблемная задача, продуктивная деятельность, самоидентификация, саморазвитие, самореализация, самосовершенствование, социализация, физическая культура, физическое воспитание


SOME POSSIBILITIES OF DETERMINATION OF THE CATEGORY "EDUCATION" IN THE STRUCTURE OF THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Pokhorukov Oleg Yurievich1, Domullojanov Hurshidjon Bustanovich2, Schwarzkopf Elena Yurievna3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, lector

Abstract
The article describes the possibility of studying the basics of pedagogical knowledge of future teachers of physical culture in the model of determination and clarification of education as one of the main categories in the teacher preparation in physical education. Category "education" is defined by the future teachers in the system of ideas and development of student's personality and the quality of implementation of ideas of humanism and health care.

Keywords: health and a healthy lifestyle, identity, physical culture, physical education, problem, productive activity, scientific work, self-development, self-fulfillment, self-improvement, self-realization, socialization, task, the culture of independent work


Библиографическая ссылка на статью:
Похоруков О.Ю., Домилложоннов Х.Б., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые возможности детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки будущих учителей физической культуры // Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5008 (дата обращения: 14.07.2023).

Воспитание как категория современной педагогики – уникальная область научно-педагогического знания, верифицирующего возможность постановки и решения задач развития личности в модели учета социального опыта и востребованности условий и практики развития личности как труженика, семьянина и гражданина. Успешность и гибкость реализуемых идей гуманистического воспитания системно предопределяет качество развития и становления личности в модели ведущей деятельности и общения на протяжении всего периода развития в социуме. В структуре поиска оптимальных условий развития личности категория «воспитание» как любая другая категория педагогики способствует в своем осмыслении и детализации в работе будущего педагога оптимизацию возможности определения особенностей и условий коррекции своей педагогической практики и педагогической деятельности. Немаловажное место в развитии личности играет социальное происхождение, культура, общество, в структуре которых все социальные роли родителей и знакомых располагают личность к построению и верификации собственной позиции и возможностей социализации и самоутверждения. Социум располагает личность к поиску условий развития и самореализации в поле предоставленных возможностей и способов решения задач развития личности и общества.

Воспитание как ресурс сохранения и преумножения ценностей и продуктов культуры и науки, искусства и спорта в модели научного мировоззрения [1] определяет возможности личности в модели развития и становления, которые описаны в различных направлениях и детерминациях в работах [2-38].

Специфика воспроизводства социального знания в акмеверифицированной и адаптивной практики социокультурных отношений представляет собой, с одной стороны, процесс и условие социализации личности, с другой стороны, – продуктивное самовыражение личности в системе социальных ценностей и условий развития личности. Единство воспитания и социализации отражаются в качестве продуктивной самостоятельной работы личности [2]. В структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» [10-11] будущие педагоги делают акцент на качестве формирования ценностей как основы современного воспитания.

Определение возможностей современного воспитания – уникальный процесс решения задач и условий воспроизводства социальных отношений и продуктов современного научного знания, обеспечивающего личность триединым потенциалом для развития и самоутверждения в поликультурной системе смыслов, ресурсов, продуктов, объектов, возможностей и запретов ноосферы (антропосреды).

Качество современного воспитания – ресурс мало изученный и недостаточно определяемый в практике педагогического анализа и описания результатов развития детей родителями, определяющими направления и уровень достижений их детей.

Детерминации и возможности воспитания как продукта ноосферы позволяют выделить особенности социального знания в системе понятий и ресурсов научно-педагогической деятельности, обеспечивающей обществу целостное понимание и воспроизводство всех нюансов социального и регионального климата развития, продуктов жизнедеятельности, условий страховки реконструкции и ретрансляции социального опыта и способов формирования научного мировоззрения, отражающих уровень практики личностного и социального самоопределения в визуализации нюансов всех происходящих изменений и налагающих определенные ограничения в выборе решений задач современного образования и культуры.

Построение категорий «воспитание» [8-9, 12-13] осуществляется в системе учета современных идей педагогической методологии, разрабатывающей философские положения, способы познания в модели философии науки и культуры, потребности социального пространства распространять условия и возможности развития как эталона и ресурса современной ноосферы.

Воспитание с точки зрения научного подхода – процесс и ресурс формирования научных представлений и эталонов знания, обеспечиваемых и обеспечивающих личности и обществу сохранность всех звеньев и функций антропосистемы, предопределяющей позицирование ценностей гуманизма и здоровьесбережения базовыми ценностями и условиями всех преобразований, ценности креативности и продуктивности – ценностями деятельности, сохраняющими общечеловеческое в трудовых функциях и опыте, ценности государства и личности – ценностями права и порядка, обеспечивающими жизнеспособность государства в системе распределения уникальных особенностей регионально-национального конгломерата устойчивых связей воспроизводства биологического, социального и культурологического как трех составных, сохраняющих общество в неподдельных моделях развития и самостраховки.

Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – процесс системного использования представлений о добре и зле в модели развития культуры и этики, строящих общечеловеческое позицирование развития личности и общества в системном понимании духовного и материального единства в обществе и личности, представляющих слепок всех изменений, происходящих в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, сводящих социальный опыт, мировоззрение, практику объективного восприятия личностного, социального, научного, сверхъестественного и прочих компонентов современной системы возможностей и ограничений в единой линии (матрице) всех преобразований и возможностей самосохранения и развития.

Выделенные два определения представляют собой диаметрально противоположные направления явления. Специфика первого предопределяет качественное решение задач развития личности и общества в модели современной науки. Специфика второго определяет возможность развития в неподдельной взаимообусловленности добра и зла, борьба которых в различных состояниях и формах способствует формированию и развитию личности и общества, сохраняющих потенциал всех преобразований, начатых в модели эволюции вида, продолжаемый в модели эволюции знания, культуры, искусства, эзотерии.

Все механизмы и возможности диаметрально противоположных направлений осмысления воспитания как фундаментального явления современной педагогики строятся в различных плоскостях и формах сотрудничества и единоличного развития. Обеспеченность материальным обеспечением личности не всегда говорит о ее дальнейшем качественном становлении в выделяемых приоритетах развития. Духовная культура как малоизученная сущность социального развития и эволюции общечеловеческого потенциала всё чаще становится мифологической сущностью развития личности и общества, обнищание высших идеалов добра, справедливости, верности, честности и прочих общечеловеческих продуктов самосохранения ставят личность и общество на грань вымирания, неизбежность которого визуализируется в различных проявлениях современных изменений – демографическая яма, безработица, сворачивание производства, кризисы экономики, власти и прочих направлений социального в ноосфере.

Воспитание как продукт и ресурс самосохранения культуры и антропосреды представляет собой общепедагогическое программирование будущего педагога на уникальное определение возможностей личности обучающегося в модели учета нормального распределения способностей и соблюдении идей гуманизма.

В иерархии изучения методов воспитания, приемов воспитания, средств и технологий воспитания будущий педагог вооружается не на один день, но духовное становление личности не может быть оторванным от целостного обогащения культуры и общества всеми условиями и продуктами происходящих изменений, смена ценности мира на ценность войны дает свои последствие – военная педагогика заменяет педагогику свободы и развития, различными способами и средствами определяют в поле своих изменений продуктов решений и развития диаметрально противоположные философии. В таком понимании важно помнить о добре и его защите, целостном восприятии возможностей развития личности и общества, для этого достаточно вспомнить пример Короля Матиуша I (Я. Корчак), любовь к детям и народу которого определила все изменения, не позволившие оставить государству его неприкосновенность и самостоятельность, а краткосрочная практика достатка и удовольствия, определяемого в конфетах, печенье, игрушках и прочих потребностей детей, не смогла компенсировать всех последствий реформирования государства.


Библиографический список
  1. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  3. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
  4. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  5. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  6. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : КРИПКиПРО, 2011.  363 с.  ISBN 978–5–7148–0360–4.
  7. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  8. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010.  410 с.  ISBN 978–5–7148–0346–8.
  9. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.  ISBN 978–5–85117–411–7.
  10. Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2009.  121 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978–5–85117–457–5.
  11. Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – 2-е изд. доп. и перераб. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011.  121 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978–5–85117–553–4.
  12. Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007.  95 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–300–4.
  13. Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  115 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–357–8.
  14. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие.  Новокузнецк : КузГПА, 2007.  171 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–304–2.
  15. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  207 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–359–2.
  16. Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
  17. Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Чернопазов Р.В. Специфика и возможности изучения курсов современной педагогики в модели подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/5001
  18. Грецкая К. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Подготовка будущего педагога по физической культуре к реализации идеи здоровьесбережения как социально-педагогическая проблема // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 20 сент. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.11-13.
  19. Грецкая К. С., Похоруков О. Ю., Острякова С. В. Педагогические условия реализации идей здоровьесбережения в работе со слушателями курсов переподготовки // Наука третьего тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 сентября 2014г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.112-114.
  20. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Качество профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-108.
  21. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Некоторые возможности уточнения категории «социализация» в структуре педагогического взаимодействия // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 34-36.
  22. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
  23. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты детерминации категорий «социализация», «самосовершенствование» и «самореализация» в ресурсах педагогики спорта // Общество, наука и инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 дек. 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2014. С.188-190.
  24. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности построения педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогики спорта // Инновационная наука и современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.98-100.
  25. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности социализации личности в структуре изучения педагогики спорта // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 октября 2014 г.).  Уфа : Аэтерна, 2014. С.17-19.
  26. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности моделирования категории «воспитание» в структуре изучения педагогики спорта и теории воспитания // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (1 ноября 2014 г., г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014. С.12-13.
  27. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогики спорта // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 ноября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 29-31.
  28. Ельчанинова Е. Е., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Определение и специфика системы принципов социализации и самореализации воспитанников кёкусинкай каратэ // Наука и образование в современной конкурентной среде : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15-16 февраля, 2014) : в 3-х ч. Часть 1. – Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014.  С. 171-173.
  29. Зыбина Е. В., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты изучения курса «История педагогики и образования» в структуре верификации его качества // Инновационный вектор развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 6 августа 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 69-71.
  30. Косолапов А. В., Зауэр Н. Г., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» в структуре изучения основ профессионально-педагогического знания // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сборник статей Междун. научно-практической конференции (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.226-228.
  31. Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
  32. Похоруков О. Ю., Сулло Н. А., Платоненко А. И. Некоторые аспекты реализации полисистемного подхода в профессиональной подготовке будущего педагога по ФК //  Научные аспекты глобализационных процессов: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 декабря 2014 г). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 106-107.
  33. Похоруков О. Ю., Хромочкин А. А. Некоторые аспекты детерминации основ профессиональной подготовки будущего педагога по ФК // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.252-254.
  34. Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
  35. Татур В.В., Шварцкопф Е.Ю., Бойкова И.В. Возможности педагогического моделирования в определении и решении задач подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12907
  36. Чернопазов Р. В., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности продуктивного самосовершенствования в постановке и верификации задач самореализации будущего педагога по ФК // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.104-106.
  37. Шеянов П. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности педагогического моделирования в детерминации основ педагогического взаимодействия // Актуальные проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.228-230.
  38. Южанин М. С., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Педагогическая поддержка как форма педагогического сотрудничества и взаимодействия // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 58-60.


Все статьи автора «FFK NIF KemSU»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: