В настоящее время появление в Российском образовании практик тьюторства обусловлено запросом на индивидуализацию обучения на всех уровнях: в среднем образовании, высшем, послевузовском, дополнительном профессиональном. Индивидуальная образовательная программа предполагает выбор человеком содержания, форм своего обучения и в то же время программа является эффективным управленческим механизмом в пространстве открытых образовательных систем.
Ряд современных преобразований в отечественном образовании, связанны с внедрением в практику тьюторских практик, что влечет за собой изменения форм, методов обучения и воспитания, внедрения таких инновационных образовательных технологий как портфолио, профессиональных проб, социогуманитарных практик, технологий сотрудничества, трененговые, консалтинговые технологии, что влечет за собой необходимость введения института тьюторства в систему как общего образования, так и дополнительного образования, в том числе в условиях функционирования детских оздоровительных лагерей.
Н.А. Шалимова в своем исследовании утверждает, что тьюторская деятельность лежит в методологии «иной педагогики», отрицающей педагогическое воспроизводство, деятельность тьютора – это деятельность в основе которой лежит не знание ответов на все вопросы как в деятельности учителя, а понимание самой сути вопроса обучающегося [4]. Тьютор как бы пытается ответить на вопрос, какое должно быть содержание образования, субъектом которого является человек. В основе деятельности тьютора лежит посреднические действия, помогающие обучающемуся выстраивать свой собственный образ. Т.М. Ковалева, подчеркивает, что тьюторская деятельность обеспечивает сопровождение обучающегося в проектировании и построении им индивидуальной образовательной программы [2].
Анализ научных исследований посвященных изучению феномена тьюторства, показал, что весь веер использования тьюторского сопровождения рассматривается учеными во всех аспектах обучения и воспитания. Мы в своем исследовании рассматриваем тьюторское сопровождение с позиции его организации в пространстве детского оздоровительного лагеря. Особенность такого сопровождения заключается в организации педагогической помощи и поддержке целенаправленной деятельности воспитанника, ориентированной на развитие его индивидуальных особенностей построенной на материале реальной жизни ребенка в детском оздоровительном лагере. Тьютор в непосредственном взаимодействии с воспитанником создает ситуации, открывающие ребенку возможности формировать потребность в собственном саморазвитии и самоопределении [1]. В исследовании мы под педагогическим сопровождением понимаем такое взаимодействие тьютора с воспитанников, к ходе которого воспитанник выполняет определенные действия, а тьютор создает условия для их реализации. В исследовании под тьюторским сопровождением воспитанников детского оздоровительного лагеря понимаем такой тип сопровождения, в ходе которого создаются условия решения проблемных вопросов воспитанников и предлагаются способы их решения. Позиция тьютора в детском оздоровительном лагере отличается от других позиций, тем, что содержание деятельности тьютора интересно воспитаннику. Тьюторское сопровождение позволяет работать с интересом каждого воспитанника, отвечать на их конкретные запросы. Итак, тьюторское сопровождение в сфере образования позволяет сделать образовательный процесс ориентированным на потребности личности, поскольку при его организации идет опора на следующие положения: признание главной роли обучающегося в процессе обучения, ориентация при проектировании образовательного процесса на субъективный опыт и индивидуальные особенности обучающегося, признание в качестве равноправных источников образовательного процесса: обучение и самообучение. Тьютор является субъектом развития системы образования, поскольку обеспечивает непрерывность и эффективность образования в условиях его открытости.
Теоретическими основами тьюторства являются идеи развития индивидуальности, индивидуализации образования. Суть процесса индивидуализации образования заключается в осмыслении жизненной траектории и построение через управление собственной жизни своего образа. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей), на получение учебных результатов в продуктивной форме. Индивидуализация образования предполагает переход на субъект-субъектные отношения, предоставление педагогу и ребенку права на формирование и реализацию индивидуальной программы, возможности продвижения по траектории жизненного и профессионального становления. Индивидуальный же подход – это управление индивидуальным развитием и образованием. Под индивидуализацией в широком контексте понимается способ обеспечения каждому ребенку права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, траектории индивидуального развития, придание осмысленности самообразованию за счет возможности выборов типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих образовательных перспектив и перспектив жизненного и профессионального развития.
Таким образом, ключевыми направлениями деятельности тьютора в сфере образования является: система дистанционного образования, тьюторство в общеобразовательных организациях; тьюторство в системе инклюзивного образования, тьюторство в системе дополнительного образования детей и молодежи; тьюторство в системе постдипломного образования,тьюторство в сфере психологического консультирования. Следует отметить, что в данном перечне отсутствует очень важная сфера реализации возможностей тьюторского сопровождения, таких как системе детских воспитательно-оздоровительных лагерях.
Основными принципами тьюторского сопровождения являются: принцип субъектности; принцип мобильности; принцип непрерывности; принцип индивидуализации; принцип открытости. Векторы тьюторского сопровождения: социальный; антропологический; культурно-предметный.
После сложного, напряжённого учёбного года наступает самая любимая пора в жизни школьников – летние каникулы. Для любого родителя и самого ребёнка очень важно, чтобы летнее время прошло с пользой для души и тела. Различается несколько форм и видов отдыха: семейный (с родителями, родственниками) и общественный (с друзьями, ровесниками); активный (насыщенный новыми эмоциями, впечатлениями) и пассивный (ничегонеделание). Поскольку отпуск родителей сравнительно небольшой по времени, предпочтение для детского отдыха отдаётся детским оздоровительным лагерям (активный общественный отдых), где ребёнок не только оздоравливается, но и развивается, получает те или иные социально значимые навыки. Здесь очень важно удовлетворить потребности и ожидания родителей и детей: безопасность, оздоровление, польза, интерес, новые эмоции, яркие впечатления.
Ожидания от отдыха в детском оздоровительном лагере родителей детей и подростков педагогов обеспечение безопасности, оздоровление, организация занятости и развития ребенка реализация перспективы интересного досуга, самостоятельной жизни, организация общения, самореализация, получение нового опыта, умений и навыков; создание системы, обеспечивающей гармоничное сочетание оздоровления, воспитания и развития детей и подростков
В 2013 году коллектив детского оздоровительного лагеря «Экспресс», расположенного в п Кабардинка, Туапсинского района, активно включился в инновационную деятельность по теме «Тьюторское сопровождение детей и молодежи в открытом пространстве детского оздоровительного лагеря». Цель данного проекта заключалась в создании комплекса средств, способствующих становлению позитивной активности воспитанников детского оздоровительного лагеря. В лагере были созданы условия (кадровые, материально-технические, социального партнерства и др.), обеспечивающие успешную реализацию основных направлений проекта. Приоритетные направления проекта: создание культурно-творческого комплекса; реализация воспитательного потенциала пространства детского оздоровительного лагеря; отработка модели тьюторского сопровождения; создание службы тьюторов, которая осуществляет организацию и координацию деятельности; оптимизация образовательно-воспитательных возможностей среды.
Тьюторское сопровождение – это процесс, в результате которого воспитанник осознает свою актуальную ситуацию развития, учится формулировать свой запрос к системе. Результатом сопровождения становится индивидуальная программа развития (ИПР), куда закладываются все возможные и необходимые для достижения поставленной цели ресурсы (места, люди, книги, сайты и т.д.). Занятия с тьютором особенно в условиях детского оздоровительного лагеря не похожи на занятия с репетитором, который учит определенному предмету. Во-первых, форма занятия может изменяться из раза в раз: тьюториал (индивидуальный/групповой), коуч-сессия, игра, съемки фильма или работа над проектом, образовательное путешествие, профессиоанльная проба. Во-вторых, позиция тьютора безоценочна – в работе с ним ребенку не надо давать правильные ответы, ведь когда разговор идет о создании программы развития Человека – может ли какой-то ответ считаться правильным? Следует отметить, что тьюторское сопровождение будет полезно особенно тому ребенку, который находится в поиске своего пути в современном мире образовательных услуг, особенно если нуждаетесь в консультации по выбору интересных курсов дополнительного образования. Тьютор, в сегодняшнем понимании, это педагог, который работает с образом будущего своего тьюторанта. Каким ребенок хочет вырасти? Что ему интересно в этом мире? Кем быть и где учиться? Повысить результативность достижения тьютором данных целей возможно используя потенциал пространства детского оздоровительного лагеря. В зависимости от того, с какой проблемой столкнулся подопечный (тьюторант), тьютор предлагает различный способы взаимодействия в данном пространстве.
При построении модели тьюторского сопровождения воспитанников в пространстве детского оздоровительного лагеря за основу была взята модель, описанная А.Л. Пикиной [3] в своем исследовании, которая состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: субъективного, ценностно-смыслового, целевого, содержательного, организационно-деятельностного, аналитико-результативного.
Субъектный компонент, включает в себя тьюторская деятельность, как взаимную необходимость. Сопровождаемые – дети различного возрастного уровня находящиеся в детском оздоровительном лагере в период одной смены: от обучающегося в начальной школе до старшеклассника, а так же дети с ограниченными возможностями здоровья. Тьюторы – это члены педагогического коллектива, которые занимают тьюторскую позицию: методист лагеря, старший воспитатель, организаторы культуно-массовых мероприятий, руководители кружков и др. Тьюторскую позицию по отношению к воспитанникам по мере необходимости могут занимать воспитатели, вожатые, физруки, тренеры. Основанием системы тьюторского сопровождения воспитанников детских оздоровительных лагерей являются: потребность воспитанника в индивидуальной самостоятельной творческой или спортивной деятельности; сформировавшийся запрос воспитанника на его продвижение в творческой или спортивной деятельности. Цнностно-смысловой компонент тьюторского сопровождения детском оздоровительном лагере «Экспресс» определил основные методологические подходы (индивидуальный, рефлексивно-деятельностный, культурологический интегративно-вариативный подходы), принципы (целенаправленности, открытости, активности, сотрудничества, добровольности) организации тьюторсокого сопровождения.
Тьюторское сопровождение в детском оздоровительном лагере «Экспресс» основывается на следующих принципах: принцип открытости, заключается в том, что тьюторская практика в лагере есть практика открытого пространства, связанного с процессом становления открытого общества. В тьюторском сопровождении в пространстве ДОЛ важно создание личностно-ориентированного, творчески-развивающего пространства. Таким образом, опираясь на данные теоретические положения можно выстраивать в пространстве детского оздоровительного лагеря гибкие, вариативные модели тьюторского сопровождения с учетом интересов и особенностей воспитанников, прибывающих в лагере в ту или иную смену и направленных на поддержку личностного роста воспитанника. Результатом эффективности решения задач развития и саморазвития воспитанников через тьюторское сопровождение и реализацию принципа событийности и сотрудничества в построении личностно-ориентированного, творчески-развивающего пространства лагеря, является сформированное позитивное отношение воспитанников к окружающему миру, высокий уровень их социальной активности. Постепенно стержневой в пространстве лагеря становится система отсчета: «я», «я в лагере», «я в своем городе», «я в моей стране». Системообразующей деятельностью всех субъектов в детском оздоровительном лагере, в этом случае, становится деятельность по раскрытию индивидуальных возможностей каждого воспитанника. Значимым приоритетом программы развития деистского оздоровительного лагеря, становится развитие и саморазвитие личности каждого участника лагерной смены. Для достижения поставленных целей в лагере сформируется открытое пространство развития его воспитанников включающие в себя пространство познавательной деятельности как основу воспитания патриотизма, пространство творческой и социальной самореализации воспитанников, пространство сетевого социального взаимодействия и партнерства.
Пространство познавательной деятельности как основа воспитания патриотизма, заключается в создании условий для использования ее воспитательных возможностей. Воспитывающий аспект предусматривает использование содержания мероприятий смены, с целью становления основных качеств патриота. Для этого тьютору необходимо выявить воспитательные возможности содержания мероприятия и определить пути его использования для оказания серьезного воспитательного воздействия на воспитанников лагеря. В течение смены воспитанники лагеря знакомились с определенными событиями, происходившими на территории Кораснодарского края в период Великой отечественной войны, погружались в пространство той эпохи, знакомились с ее духовным и материальным наследием, знаменитыми россиянами, осознавали значимость события для истории нашей страны, чтобы у воспитанников сформировалось отношение к ее великим представителям.
Наполнением пространства творческой и социальной самореализации воспитанников лагеря становятся воспитательные события, организованные в системе дополнительного образования. Тьюторское сопровождение при этом в организации детско-взрослых отношений.
Модель открытого пространства лагеря включает образовательные возможности действующих на территории лагеря творческих кружков. Особого внимания заслуживает пространство начально-технического моделирования, состоящего из двух интегрированных пространств: предметного и социального. Под предметным пространством понимается содержание технических наук, проектная, исследовательская и самостоятельная практическая деятельность. Изменением в организации такого пространства стали индивидуальные и групповые творческие проекты. Выбор творческой области, темы проекта самостоятельно осуществляет воспитанник. Тьютор выступает в качестве консультанта, который помогает конкретизировать потребности и интересы воспитанника в данной области технического моделирования. Сотворчество обеспечивает одновременно проявление индивидуальности наставника и становления индивидуальности воспитанника. Инновационной в практики лагеря является самостоятельная работа воспитанников в студии изобразительного искусства, позволяющая реализовать возможности пленэрной практики и музейной педагогики. Тьютор создает ситуацию «погружения» в окружающий мир использует потенциал содержания музеев города. Для каждого воспитанника студии разрабатывается индивидуальный маршрут, включающий совокупность творческих заданий. К особенностям организации процесса в студии можно отнести использование портфолио достижений, который позволяет продемонстрировать самим воспитанникам и их родителям динамику продвижения в освоении техник изобразительного искусства в конце смены. Социальное подпространство насыщено социальными пробами воспитанников, включающих в себя приобретение опыта публичной деятельности (участие в конкурсах, фестивалях, защитах проектов). Такой опыт участия в социально-значимых мероприятиях находит свое продолжение в самоуправлении. Именно система детского самоуправления в совокупности с социальным тьюторством позволяет воспитанникам лагеря проявлять позитивную социальную активность и творческую инициативу.
Пространство сетевого социального взаимодействия и партнерства, есть пространство интегрирующего воспитательные возможности самого детского оздоровительного лагеря, его окружения и ресурсы социальных партнеров. Они представлены работой детских спортивных секций России и зарубежья, таких как детские спортивные школы по вольной борьбе, футболу, баскетболу, волейбол, легкой атлетики и т.д. Ежегодно в «Экспресс» приезжает команда тренеров футбольного клуба «Ital-самр». Спортивная направленность, обеспеченная работой преподавателей и тренеров позволяет привлекать не занятых в данном виде спорта детей к активному участию в спортивных мероприятиях.
Создание открытого пространства развития воспитанников лагеря призвано обеспечить становление у воспитанников способности использовать ресурсы детского оздоровительного лагеря для развития и саморазвития. Создание системы тьюторского сопровождения воспитанников лагеря должно начинаться с создания открытого пространства развития воспитанников через формирование условий вариативности и многообразия позволяющих раскрыть возможности для реализации принципа открытости пространства детям.
Библиографический список
- Горюнова Л.В. Особенности подготовки педагогов к выполнению тьюторской деятельности / Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее. Материалы международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2013 года. В 2 томах. Т.1. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета. 2013. 415 с. – С. 59-65
- Ковалёва Т.М. Практика работы с процессом индивидуализации. Анализ локальных школьных проектов // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: Сб. науч. тр. по материалам IV всерос. науч. конф. /отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровская. –Томск: Пилад, 2000. – С. 49–64.
- Пикина А.Л. Организация тьюторского сопровождения одаренного ребенка в дополнительном образовании // Ярославский педагогический вестник. 2012. №2 (Психолого-педагогические науки II) – С. 240-243
- Шалаева Н.А. Технология тьюторского сопровождения как средство достижения учащимися новых образовательных результатов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2011. Том 17. – С. 22-25