УДК 378

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА УСПЕХА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Равочкин Никита Николаевич1, Солодова Галина Геннадьевна2
1Кемеровская Государственная Медицинская Академия, преподаватель кафедры истории и психологии
2Кемеровский Государственный Университет., доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и межвузовской педагогики

Аннотация
В статье подчеркивается необходимость совершенствования учебного процесса в высшей школе, проанализированы возможности соотношение традиционного и инновационного в процессе преподавания философии.

Ключевые слова: высшая школа, инновации, преподавание философии.


INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS SUCCESS TEACHING PHILOSOPHY FOUNDATION IN THE HIGH SCHOOL

Ravochkin Nikita Nikolaevich1, Solodova Galina Gennadyevna2
1Kemerovo State Medical Academy, Lecturer of history and psychology
2Kemerovo State University, Doctor of pedagogical sciences, professor of general and the interuniversity pedagogy department.

Abstract
This paper emphasizes the need to improve the educational process in high school, analyzed the possibility of the ratio of traditional and innovative in teaching philosophy.

Библиографическая ссылка на статью:
Равочкин Н.Н., Солодова Г.Г. Инновационные педагогические технологии как основа успеха преподавания философии в Высшей школе // Современная педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/02/3370 (дата обращения: 14.07.2023).

Традиционная модель образования, направленная на передачу будущему специалисту необходимых знаний, умений, навыков в наше время теряет свою перспективность. Возникает необходимость изменения стратегических, глобальных целей образования, смещения акцента с оценки знаний специалиста на его человеческие, личностные качества, которые возникают одновременно и как цель, и как средство его подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Личностно гуманная ориентация образования сейчас общепризнанна. Хотя это еще не гарантирует ее реального воплощения в жизнь, поскольку у нас еще сильны традиции декларативного, лозунгового, а нередко и спекулятивного гуманизма, и переход к реальному, истинному гуманизму является непростым даже в теории, а тем более в практике, где ощущаются последствия социально ориентированного авторитарного воспитания и жестко регламентированного учения. Среди многих факторов, влияющих на реальный прогресс в гуманного образования, ориентированных на личность, способствующих созданию условий ее творческого развития и самореализации, следует обратить внимание на поиск и выбор приоритетов и их акцентирования в теоретических подходах, оценках и практической деятельности [14].

Цель статьи – проанализировать возможности и перспективы внедрения информационных технологий в университетские курсы преподавания философии.

На фоне трансформаций высшего образования нашего государства, вызванные общеевропейскими интеграционными процессами, и в контексте многих действующих документов о высшем образовании актуальной задачей является совершенствование дидактической составляющей учебного процесса в новых образовательных условиях. Появляется насущная необходимость переосмысления, дополнения и уточнения существующих подходов к организации учебного процесса по философии и другим гуманитарным наукам в высшей школе, в частности, в вопросах профессиональной подготовки специалистов в области философии.

Одним из факторов, требует внесения определенных корректив в дидактические подходы и технологии обучения философии, является система модулей и кредитов. Очевидно, что обновленными становятся не только организация обучения в высших учебных заведениях, но и само содержание обучения, в частности, это касается и содержания тех философских дисциплин, являются профильными для будущих специалистов.

Характерным признаком практики современной высшей школы является широкое применение информационных технологий в обучении, что обусловлено возросшими потребностями участников учебного процесса и профессиональными отраслевыми требованиями на фоне динамичного развития этих технологий и общей заинтересованности в них со стороны общества. Значительное внимание в новых информационных технологий существует также в кругах педагогов и педагогических ученых. Однако, несмотря на то, что педагогическая наука всегда рассматривает современные  технологические достижения своим приоритетом, следует признать, что стремительный научно-технический прогресс требует постоянных коррективов в педагогической теории и практике.

Решение проблемы эффективного применения информационных технологий в процессе профессиональной подготовки в области гуманитарных дисциплин получает дополнительный импульс в условиях кредитно-модульной системы, когда расставлены новые акценты на индивидуальной, самостоятельной и исследовательской работе студентов.

Сокращение часов в аудиторной работы вызывает необходимость оптимизации структуры аудиторных занятий, поиска различных способов сбережения учебного времени, организации эффективной самоподготовки студентов, разнообразия традиционной методической базы за счет компьютерного программного обеспечения, аппаратных средств и сетевых технологий, разработки новых моделей обучения на основе интенсивного использования студентами этих технологий.

В условиях интенсивного внедрения информационных технологий в практику высшей школы студенту не обязательно встречаться с преподавателем в аудитории. Новые модели учебного процесса в высшей школе предусматривают самостоятельную работу студента с ресурсами Интернет и внутренних сетей, консультации с преподавателем по электронной почте, самостоятельную работу по развитию компетенции на основе использования мультимедийных средств обучения. Отдельно можно выделить концепцию дистанционного образования, которая уже активно и целенаправленно реализуется в заведениях высшего образования и является объектом исследования педагогической науки. Развитие дистанционного образования служит перехода от репродуктивной к активной парадигме усвоения знаний, к образованию, основанному на конструктивной совместной деятельности [13].

Информационные технологии способствуют повышению эффективности аудиторных занятий – лекций и практических занятий по философии. Так, мощным дидактическим потенциалом обладает интерактивная доска смартборды, использование которой позволяет значительно оптимизировать презентацию материала, организацию обучения на аудиторных занятиях. Однако, в связи со спецификой учебного предмета «Философия», недостаточно ограничиться чисто интуитивными соображениями для максимально эффективного использования этого технического средства, и поэтому способы и приемы обучения философии с использованием интерактивной доски требуют тщательного исследования и научного обоснования. Важными и одновременно не окончательно решенными, является отдельные дидактические вопросы эффективного использования ресурсов Интернет непосредственно на аудиторных занятиях по философии, теоретических дисциплин гуманитарного цикла; а именно, организация работы с аудио и видео материалом, различных видов деятельности в русле коммуникативного, проблемно-ориентированного, проектного методов – подходов, утвердились в дидактике и методике преподавания философии как наиболее прогрессивные и завоевали благосклонность преподавателей и студентов в практике высшей школы [11].

С помощью информационных технологий представляется возможным значительно повысить эффективность проведения контрольных мероприятий по философии в условиях кредитно-модульной системы, оптимизировать процесс тестирования, сделать его более экономным и технологическим, усовершенствовать методики измерения знаний студентов, в том числе в контексте их самоконтроля и подготовки к контролю.

Если учесть, что одним из важных аспектов профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля, кроме овладения основным предметом, является методическая подготовка студентов, которая осуществляется на занятиях как по методике, так и философии, то дидактические вопросы применения информационных технологий в этом направлении требуют тщательного исследования.

В зарубежной методике направление использования информационных технологий в обучении иностранным языкам получил название CALL – Computer Assisted Language Learning [3; 5].

Это направление имеет свою историю и занимает видное место в теории и практике обучения философии. Новые информационные технологии в дидактике рассматриваются как “Четвертая революция” после создания школ, изобретение печати и письменной речи. Под информационными технологиями, или НИТ (Новыми информационными технологиями) понимают наукоемкие технологии получения, переработки и хранения информации в цифровом формате, которые используют телекоммуникационные и мультимедийные средства для выработки качественно новых продуктов и результатов в интеллектуальных сферах деятельности человека [10].

Если проследить историческое развитие информационных технологий в сфере образования, то ключевыми моментами можно считать появление гипертекста и всемирной паутины в начале 90-х, создание мощных мультимедийных компьютеров со звуковыми и видео картами, разработка новой технологии сжатия звука и изображения, создание мультимедийных программ на CD-ROM с учебными материалами, разработка и внедрение дистанционного образования на базе сетевых технологий, периферийных средств (таких как цифровой проектор и электронная доска).

Всемирная сеть Интернет имеет огромный потенциал прежде всего как источник ресурсов. В Интернет студенты могут найти информацию по всем сферам знаний. Особую ценность Интернет представляет для студентов, изучающих иностранные языки, ведь во всемирной сети содержатся информационные материалы любой другом языке различного характера, отраслей знаний, стилей и т.д. [2].

Для потребностей учебного процесса по гуманитарным наукам принципиально важна не только текстовая информация, но и различные файлы мультимедиа – графика, аудио файлы и видеофайлы. Существует большое количество информационных, учебных, тематических и развлекательных сайтов и порталов, материалы которых представляют интерес как для процесса подготовки преподавателя к аудиторным занятиям по иностранному языку, так и самостоятельной работы студентов. Интернет не является идеальным источником знаний для нужд образования и самообразования, поскольку существует проблема нахождения незначительной доли полезной и нужной информации среди огромного массива недостаточно упорядоченных или неупорядоченных ресурсов. Поэтому важными задачами, стоящих перед преподавателями, является обеспечение студентов необходимыми средствами и направлениям поиска, формирование у студентов специальных умений нахождения нужной информации, выделение нужных фрагментов на основе просмотра больших массивов текста или мультимедийных файлов, редактирование этих фрагментов и создания собственных электронных документов на основе их синтеза. Эти умения являются базовыми и необходимыми для творческой деятельности студентов, их работы в условиях личностно-ориентированной, коммуникативной и проектной методики [7; 8].

Поисковая работа студентов в Интернет особую актуальность приобретает в контексте кредитно-модульной системы организации учебного процесса, содержит блок индивидуальной научно-исследовательской работы. Во всей документации, составляющей методическое обеспечение определенной учебной дисциплины, особенно, методических рекомендациях по самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, необходимо предусмотреть возможность и необходимость использования ими Интернет ресурсов, обеспечить условия эффективности поисковой работы в Интернет. Одним из вариантов оптимизации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, который предлагается в практике высшей школы, является размещение важной информации наиболее значимых сайтов (а также другой информации – текстовых документов, электронных учебников и учебных пособий, учебных программ дисциплин, планов практических и семинарских занятий, конспектов и курсов лекций, тестов, файлов мультимедиа) на сервере университета для общего пользования. При такой организации учебной среды студенты смогут работать как с ресурсами внутренней сети, так и с наиболее ценными ресурсами Интернета.

Важными для самостоятельной и поисковой деятельности ресурсами Интернет являются сайты и порталы, библиотеки электронных документов на иностранных языках, в том числе научные публикации, статьи, художественные произведения и публицистика, электронные словари и энциклопедии [1].

Представительности материалов Интернет, и как следствие, общей эффективности работы с ним, способствует электронная интерактивная доска смартборды, что работает в режиме он-лайн.

Электронная интерактивная доска смартборды имеет значительные презентационные, а следовательно и дидактические возможности. Такие программные продукты как Power Point и программное обеспечение СМАРТ, позволяют максимально эффективно реализовать дидактический и методический принцип наглядности на аудиторных занятиях по философии, причем наглядные возможности доски служат не только как демонстрационный средство, но и как опора для осуществления продуктивной и рецептивной деятельности студентов.

Технические возможности смартборда предусматривают использование таких приемов работы как чертежи электронным маркером, передвижения текстовых и графических объектов по рабочему полю, их уменьшение или увеличения, печати и редактирования текста, – все эти эффекты и приемы составляют основу для многих эффективных упражнений, задач и видов деятельности.

Тесты перекрестного, альтернативного и множественного выбора, а также тесты с конструируемой ответом, которые традиционно можно найти в учебниках и сборниках тестов, по-новому реализуются с помощью демонстративных средств электронной доски.

На вопросе о тестировании в учебной среде, построенной на информационных технологиях, следует остановиться более подробно. Как известно, тестирование представляет собой процесс, который характеризуется следующими признаками как практичность и экономичность, под которыми мы понимаем удобство оценивания результатов тестирования, а также ясность инструкций и простоту в организации процесса тестирования, оптимальные затраты времени, энергии и средств на проведение тестирования. Технические возможности электронной доски полностью удовлетворяют этим критериям. По опыту преподавателей философии, которые используют в своей работе программу POWER POINT, можно предложить вариант терминологического диктанта, когда на слайдах, которые появляются с определенной частотой, изображены определенные предметы (действия, ситуации), и задача студентов заключается в том, чтобы описать эти объекты специальной терминологией.

Стоит отметить, что в современных условиях практики обучения философии в высшей школе информационные технологии рассматриваются не как основное, а скорее, как дополнительное (техническое) средство обучения. Все возможности, компьютеры и другие технические средства и технологии не должны заменить преподавателя (за исключением дистанционного образования, когда существует возможность проведения виртуальных занятий).

Также, несмотря на то, что новые технологии составляют альтернативу традиционным учебникам и учебным пособиям, по последним остается своя широкая сфера применения и статус основных средств обучения. Однако граница, разделяющая электронные средства обучения от традиционных, постепенно размывается: уже активно разрабатываются и внедряются в практику вузов электронные учебники и учебные пособия, а материалы напечатанных учебников с помощью современных средств сканирования и распознавания текста всегда подлежат трансформации в электронный формат. Так, например, в программе СМАРТ преподаватель и студенты могут работать с текстовой и художественной графикой, взятой (сканированной) из основного учебника и подкрепленной мультимедийными файлами учебно-методического комплекса, в который входит этот учебник.

Самостоятельная разработка студентами презентаций в Power Point или СМАРТ, или подготовка ими текстовых (гипертекстовых документов), посвященных определенной теме или проблеме, является эффективным видом деятельности для развития речевой и социокультурной компетенции студентов, особенно в контексте их будущих профессиональных потребностей. Комплексный характер этого задачи обеспечивает высокую мотивированность студентов, формирование разноплановых навыков работы, развитие умственной и коммуникативной деятельности, реализацию практической, образовательной и развивающей целей обучения, закладывает основы методического мастерства будущих учителей. На специально отведенных аудиторных занятиях студенты демонстрируют свои разработки, они могут апробировать свои идеи и приемы, проверить на практике дидактическую эффективность своих презентаций, тестов, задач, в то время как другие студенты выступают в роли учеников, совершенствуя свои практические умения [9].

Еще одним направлением использования информационных технологий в обучении философии есть учебные компьютерные программы, электронные мультимедийные курсы, электронные учебники и учебные пособия с элементами мультимедиа и гипертекстом. Среди всего разнообразия учебных компьютерных программ необходимо подобрать оптимальный вариант для конкретной учебной ситуации, учитывая уровень студентов, учебной нагрузки, формы занятий (аудиторная и внеаудиторная работа студентов).

Не исключено, что оптимальным вариантом может быть не какой-либо определенный курс, а комбинация фрагментов различных курсов, которую можно осуществить и внедрить на усмотрение самого преподавателя, учитывая текущий уровень и потребности студентов.

Среди популярных курсов в современном коммерческом обороте, есть много таких, эффективность которых была доказана практикой, и которые могут прогнозироваться для обучения студентов на разных этапах.

Использование учебного видео и аудио всегда рассматривалось как важный аспект наглядности на занятиях. С появлением цифровых форматов возможности использования аудио и видео значительно расширились. Аудиокниги, учебные и даже художественные видеофильмы все больше интегрируются в практику преподавания, причем все чаще наблюдается корреляция содержания этих средств с содержанием учебных программ, всех элементов учебно-методических комплексов, в том числе, напечатанных учебников и пособий. Специальное программное обеспечение (например, мультимедийные проигрыватели) позволяют осуществление демонстрации нужного фрагмента видео на занятии, неоднократного его предъявления без потери времени, различных эффектов для прогностической деятельности студентов, как просмотр фрагментов, использование стоп-кадра и др.

И последнее, распространение информационных технологий актуализирует проблему информационной компетентности самих преподавателей, их готовности использовать информационные технологии в процессе обучения с максимальной эффективностью [4].

Понятие «информационные технологии обучения» большинство исследователей (в частности, [2; 5; 10]) рассматривают на основе технологического и системного подходов в контексте решения актуальных задач, связанных с информатизацией образования. Информатизацию образования рассматривают как комплекс мероприятий по преобразованию педагогического процесса на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Ее теоретическую основу составляют информатика, кибернетика, дидактика [6].

Заметим, что понятие “информационные технологии обучения” и “Компьютерные технологии обучения” не следует отождествлять. Ведь все педагогические технологии (например, технологии игрового, интерактивного, проблемного, компьютерного обучения) по сути своей являются информационными, поскольку процесс обучения без обмена информацией между его субъектами был бы практически невозможно. Компьютер в информационных технологиях обучения можно использовать как один из возможных эффективных средств обмена информацией между субъектами педагогического взаимодействия.

В учебном процессе высшей школы выделяют следующие сферы использование информационных технологий с применением электронных средств обучения:

• курсы по программированию, информатике (предметом изучения является компьютер и его программное обеспечение);

• курсы по специальным дисциплинам (предметом изучения является профессиональная дисциплина и соответствующее предметно-ориентированное программирование, поэтому здесь в основном изучаются отдельные прикладные пакеты, компьютеры активно используются в целях моделирования физических и химических процессов, выполнение расчетов и т.п.);

• автоматизированные курсы, электронные учебники (предметом изучения является профессиональная дисциплина);

• компьютер как средство управления, базы данных, документация;

• компьютер как источник информации (используются возможности сети Интернет) [13].

В контексте решения задач нашего исследования речь идет о формировании готовности педагога к внедрению информационных технологий в высшей (или общеобразовательной) школе, организации различных уровней педагогического взаимодействия («человек ↔ компьютер», «человек ↔ компьютер ↔ человек «), работы с неограниченными информационными ресурсами, использование различных видов носителей, электронных банков информации, получение и предоставление различных коммуникативных услуг, присущих информационно-образовательной среде и тому подобное.

Готовность (по А. Линенко) является целостным устойчивым образованием, мобилизует личность на включение в профессиональную деятельность. Автор рассматривает это понятие с точки зрения качественной подготовленности субъекта к включению в педагогическую деятельность [1].

Готовность к внедрению информационных технологий обучения мы определяем как интегративное свойство личности педагога, в которой органически сочетаются профессиональные качества, информационная культура, что дает ему возможность успешно разрабатывать, внедрять, использовать информационные технологии обучения. Показателями такой готовности, по нашему мнению, является компьютерная грамотность будущего педагога, сформированность информационной компетентности, информационной культуры, информационного мышления.

Под компьютерной грамотностью понимают операции с персональным компьютером, умение использовать компьютерные программные средства, работать с электронным текстом, электронными таблицами, создавать презентации и базы данных и т.д. [12].

Следовательно, речь идет о том, что педагог должен овладеть глубокими знаниями, сформированными умениями, навыками, иметь определенный опыт, то есть быть компетентным в области информатики. С этой точки зрения есть смысл обратиться к компетентностному подходу, который является сравнительно новым методологическим подходом к современной педагогической науке, и выяснить суть и роль информационных компетенций в структуре готовности педагога профессионально внедрять информационные технологии обучения.

Информационная компетентность (по Г. Селевком) – это компьютерная грамотность в сочетании с умениями вести поиск информации, использование и оценки информации, овладение технологиями компьютерных коммуникаций, умением осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения различных проблем. Итак, это интегрированный показатель в структуре готовности будущего педагога к внедрению информационных технологий обучения, охватывает различные виды деятельности по получению, анализа, обработки, представления информации с помощью электронных средств коммуникации. Информационные компетентности, которые относят к ключевым, является признаком информационной культуры педагога.

В качестве выводов отметим, что информатизация высшего образования является последовательным и систематизированным процессом подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества. Отметим, что достичь весомых результатов в этом можно только при условии активного применения информационных технологий в высшей школе. Их внедрение значительно изменяет и обогащает не только характер педагогической деятельности преподавателя (организаторской, конструктивно-проектировочной, коммуникативной, опытно-творческой и др.), но и организацию им педагогического взаимодействия со студентами в высшей школе.


Библиографический список
  1. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. диссерт. д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 1983. – 32 с.
  2. Педагогика: Учеб. пособие /Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И, Шиянов Е. Н. / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
  3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. М.: Педагогика, 2002. Кн. 1. – 576 с.
  4. Попов Н.С., Мильруд Р.П., Чуксина Л.Н. Методика разработки мультимедийных учебных пособий: Монография. – М.: Издательство Машиностроение-1, 2002. – 128 с.
  5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – Т. 2. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
  6. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
  7. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 223 с.
  8. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.
  9. Чинкина Н. Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности [Электронный ресурс]: Дис. д-ра пед. наук: 13.0. 01. – М.: РГБ, 2003. – 482 с. // http://diss. rsl. ru/ diss/03/0116/030116030.hdf.
  10. Dudney G. The Internet and the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. – 181 p.
  11. Eurocall: Europe-based professional association devoted to CALL. http://www.eurocall-languages.org/
  12. Kazimierz М. Czarnecki. Hipotetyczne modele tworczej pracy nauczycieli i ich ogolna charakterystyka (problem do dyskusji) / Edukacja nauczyciele wobec przemian szkoly / Pod red. Eugenii Iwony Laski. – Rzeszow: Wydawniztwo uniwersytetu Rzeszowskiego, 2007. – 274 s. – S. 193-208.
  13. Levy M. Computer Assisted Language Learning: Context and Conceptualization. Oxford: Clarendon Press, 1997. – 298 p.
  14. The challenge of the Bologna process for higher education language teaching in Europe. Ian TUDOR. Université Libre de Bruxelles. ENLU web-site.http://web.fu-berlin.de/enlu/index.htm


Все статьи автора «Равочкин Никита Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: