Изучение склонностей и способностей является важным аспектом психологии в плане профориентации и подготовки кадров. Поскольку профессиограмма каждой специальности требует определенных способностей [1].
На сегодняшний день для изучения склонностей и способностей разработано множество методик, где главным испытуемым является сам объект изучения, также существует альтернативный метод, где на опросник отвечают окружающие люди исследуемых объектов. Одной из таких методик является социометрия.
Метод социометрии разработанный французским учёным Ж.Морено [2] был очень популярным в 70-годы. В 1989 году эта методика была переработана и адаптирована в Ташкенте профессором Б.Р.Кадыровым [3] в целях отбора среди учеников средних школ сообразительных и активных учащихся. Первоначальный вариант этой методики имел 16 вопросов: 8 из которых выявлял тех, кто хорошо учиться по данным предметам, а остальные 8 вопросов направлены для выявления тех, кто мог бы хорошо учиться по этим же предметам. Последние 8 вопросов могли бы прогнозировать склонности к данным предметам. В процессе многолетних исследований количество и содержание вопросов были многократно изменены. В 1998 году данная методика имела 6 вопросов и под названием «Социометрия интеллекта» была первичным этапом в технологии отбора в «Центре одарённости», который функционирует существующее в городе Ташкенте.
Инструкция по проведению этой методики в школах и средних специальных учебных заведениях заключается в следующем: «Вам предлагается 6 вопросов. Дайте справедливые ответы, сначала подумайте. Не показывайте ваши ответы другим. Заданные вопросы требует от вас выбрать 3 учеников из вашего класса. На первое место поставьте «самого лучшего», на второе «лучшего» и на третье «хорошего». Если вы не можете найти достойных ставьте минус (-). Если достойных больше 3 человек вы всё равно должны выбрать только 3 из них». Методист читает все вопросы по очереди и ученики записывают свои ответы. Вопросы следующие:
А. Кто в классе хорошо знает математику и физику? 1. 2. 3.
Б. Кто в классе хорошо знает биологию, химию или географию? 1. 2. 3.
В. Кто в классе много читает художественную или историческую литературу, хорошо и без ошибок пишет сочинения? 1. 2. 3.
Г. Кто в классе достиг успехов в сфере искусство, например, хорошо рисует, хорошо играет на музыкальных инструментах, имеет богатый эстетический вкус? 1. 2. 3.
Д. Выберите 3 учеников в классе, кто самый мудрый, начитанный и много работает над собой в изучении иностранных языков? 1. 2. 3.
Е. Когда имеются трудности по предметам, к кому вы обращаетесь за помощью в классе, то есть кто хорошо знает все предметы и хорошо объясняет? 1. 2. 3.
На проведение этой методики уходить максимум 10-15 минут. Собранные ответы анализируются следующим образом. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица. В каждой матрице указываются фамилии учеников, которые упомянуты в ответах и записываются все оценки, поставленные в виде 1-место, 2-место или 3-место как в Таблице 1. Количество голосов обозначаются буквой «Н», сумма данных мест буквой « М». Если «М» разделить на «Н», то получаем коэффициент «К», который показывает среднее количество приоритета ученика в классе в сфере одарённости. Чем ближе «К» к 1, тем выше приоритет ученика. Каждая из 6 матриц заполняется таким образом. Далее в каждой матрице определяется ученики, набравшие больше 50 % голосов. Если ученик набрал таких голосов в 3 и больше матрицах он проходит отбор. При большом количестве отобранных таким образом учеников, им также присваиваются места 1-е, 2-е и так далее. Мы изучили 9в-класс лицея города Ташкента.
Таблица 1. Матрица А (Математика, физика).
Фамилия | Показатели | Н | М | К | |
1 | Содикова Н | 111111111111111111 | 18 | 18 | 1 |
2 | Кобилова З | 2222222312 | 10 | 20 | 2 |
3 | Тухтаев Д | 3323 | 4 | 11 | 2,7 |
4 | Курбонов Б | 323 | 3 | 8 | 2,6 |
5 | Машарипов Д | 3332 | 4 | 11 | 2,7 |
6 | Кобилов Ш | 23332 | 5 | 13 | 2,6 |
Таблица 2. Матрица Б (Химия, биология, география).
Фамилия | Показатели | Н | М | К | |
1 | Содикова Н | 121121111111112 | 15 | 19 | 1,2 |
2 | Тухтаев Д | 222133323 | 9 | 21 | 2,3 |
3 | Курбонов Б | 31112 | 5 | 8 | 1,6 |
Таблица 3. Матрица В(Литература).
Фамилия | Показатели | Н | М | К | |
1 | Саидахмедов Х | 11112223221221111 | 17 | 26 | 1,5 |
2 | Содикова Н | 2221111131112212 | 16 | 24 | 1,5 |
3 | Тухтаев Д | 3333 | 4 | 12 | 3 |
Таблица 4. Матрица Г(Искусство).
Фамилия | Показатели | Н | М | К | |
1 | Ахмедова Б | 1221321212311 | 13 | 17 | 1,3 |
2 | Камбарова Г | 12131321213 | 11 | 20 | 1,8 |
3 | Саидахмедов Х | 11221 | 5 | 7 | 1,4 |
4 | Каримов Д | 33121 | 5 | 10 | 2 |
5 | Содикова Н | 112 | 3 | 4 | 1,3 |
Таблица 5. Матрица Д (Иностранные языки).
Фамилия | Показатели | Н | М | К | |
1 | Содикова Н | 111111111111111211 | 18 | 19 | 1,05 |
2 | Куробонов Б | 23 | 2 | 5 | 2,5 |
3 | Эгамбердиев А | 32321232222223 | 14 | 31 | 2,2 |
Фамилия | Показатели | Н | М | К | |
1 | Содикова Н | 1111121111111121 | 16 | 18 | 1,1 |
2 | Кобилова З | 2222222312 | 8 | 17 | 2,1 |
3 | Рахимов А | 32 | 2 | 5 | 2,5 |
В результате, только Содикова Н была избрана как одарённая ученица, поскольку она получила высокие показатели голосов в пяти матрицах (А,Б,В,Д,Е), где в классе было 31 ученик. Далее была изучена корреляционная связь показателей «Социометрии интеллекта» с успеваемостью учеников, а именно 1-,2-,3-четвертными оценками. Мы остановились только на точных науках (алгебра, геометрия, информатика, физика). Корреляции между данными матрицы А по «Социометрии интеллекта» и четвертные оценки по алгебре, геометрии, информатике были положительными (Таблица 2). Как видно из Таблицы 2, корреляционная связь между социометрическими показателями и успеваемостью по математическим предметам высокая. Особенно она возрастает во 2-ой и 3-ей четверти, по сравнению с 1-четвертью.
Таблица 7. Корреляция между матрицей А и четвертными оценками по предметам алгебра, геометрия, информатика и физика.
Социометрия, матрица А | ||||
Н | М | К |
Четвертные оценки |
|
513 | 489 | -328 | Алгебра, 1-четверть | |
615 | 620 | -243 | Алгебра, 2-четверть | |
586 | 534 | -180 | Алгебра, 3-четверть | |
437 | 387 | -319 | Геометрия, 1-четверть | |
648 | 633 | -359 | Геометрия, 2-четверть | |
519 | 404 | -395 | Геометрия, 3-четверть | |
504 | 512 | -290 | Информатика, 1-четверть | |
631 | 612 | -298 | Информатика, 2-четверть | |
533 | 421 | -427 | Информатика, 3-четверть | |
200 | 214 | -211 | Физика, 1-четверть | |
305 | 341 | -146 | Физика, 2-четверть | |
507 | 478 | -129 | Физика, 3-четверть |
Преимущество методики «Социометрия интеллекта» состоит в том, что ученика оценивают все одноклассники в классе, и этим добивается объективность, справедливость оценок. И все же, не смотря на то, что «Социометрия интеллекта» выявляет склонности и способности учеников, это методика имеет и недостатки. На наш взгляд, оценка одарённости учеников одноклассниками ограничивается в пределах класса. Оценка производится в сравнении с другими учениками, которые учатся только в этом классе. А в классе могут учиться ученики даже с максимальным интеллектом, который не превышает среднего коэффициента. Поэтому эта методика самостоятельно, т. е. не проходя следующие этапы отбора одарённости, не может быть достоверной на 100%.
Библиографический список
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. —464 с.
- Морено Д. Социометрия: пер. с англ// М.: Инлит.-1958.
- Б.Р.Кадыров «Изучение склонностей подростков», 1996.