УДК 378

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧКСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ

Савельева Людмила Александровна
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес информатики и информационных технологий

Аннотация
В статье актуализируется вопрос о философско-культурологической стороне процесса формирования у студентов современных вузов их профессиональных компетенций. Внимание сосредоточено на социализации компетенций, выделении в них интеллектуально-нравственной основы, на месте во всем этом истины и ценностей.

Ключевые слова: студенты


PHILOSOPHICAL-CULTURAL ASPECTS OF THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AT STUDENTS MODERN UNIVERSITY

Savelyeva Ludmila Aleksandrovna
Magnitogorsk State Technical University
PhD in Pedagogical Sciences, Assistant Professor of the chair of Business Informatics and Information Technologies

Abstract
Article updated the question of philosophical-cultural side of the formation of the modern university students their professional competencies. Focuses on socialization competencies allocation in them the intellectual and moral basis on the spot in all this truth and values.

Keywords: students


Библиографическая ссылка на статью:
Савельева Л.А. Философско-культурологичкские аспекты процесса формирования профессиональных компетенций у студентов современных вузов // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3995 (дата обращения: 24.09.2024).

Формирование профессиональных компетенций у студентов современных вузов на текущем этапе развития системы профессионального образования имеет свои особенности.

Прежде всего, они связаны с необходимостью своевременной социализации этих компетенций, так как модель общества, в котором студентам предстоит реализоваться, выдвигает все новые и новые требования к специалистам и их труду.

Кроме того – с важностью определения в этих компетенциях их интеллектуальной и одновременно нравственной составляющей, так как современный специалист, так или иначе, но вовлечен в процесс всеобщей интеллектуализации, нуждающейся в регуляции соответствующих процессов с помощью новых правил общежития, например, в трудовом коллективе.

Наконец, они связаны с потребностью педагогической науки в обобщении философско-культурологических оснований процесса  формирования таких компетенций, так как именно они (эти аспекты) остаются сегодня недостаточно раскрытыми, но актуальными в связи с возникновением новых горизонтов философии и культурологии, их значения в моделировании идеального для современного общества образа специалиста.

О необходимости своевременной и полноценной социализации профессиональных компетенций студентов современных гуманитарных вузов, в частности интеллектуальной социализации, имеющей отчетливые как социально-педагогические, так и философско-культурологические основания, заявляет в своих работах Е.Б. Плотникова. Исследователь пишет: «Будучи занятыми интеллектуальным трудом … воспитанники образовательных учреждений должны обладать интеллектуальной культурой»; они должны демонстрировать «признаки такой личности, которая бы в своей интеллектуальной деятельности не преступала нравственного закона и действовала по принципу предосторожности в освоении новых технологий. …Человек не только природное, но и социальное существо. Для его полноценного развития необходимы благоприятные культурные и социально-педагогические условия. Регулятором такого развития … является мораль. Благодаря морали изменяется личностная позиция человека и появляется стремление к преобразованию социальной среды». Однако, говорит автор, «сегодня ни педагоги, ни их воспитанники … не обладают такой культурой», и это «проблема формирования у воспитанников единства эмоционально-ценностного (культурного), когнитивного (знаниевого), самоценности и способности к самовоспитанию (социального) опыта» [5, с. 21-23; 21; 26].

Для решения проблемы И.И. Боброва и Е.Б. Плотникова предлагают:

- разрабатывать обучающие интеллектуальные системы, «которые позволяли бы студентам быстро и оперативно осваивать большой объем информации, ориентироваться в постоянно растущем количестве учебных вопросов и задач, систематизировать как предметные, так и надпредметные знания, окультуривать (социализировать) интеллект» [1, с. 48];

- внедрять в педагогическую практику гуманитарных вузов трансцендентально-реалистический подход, с помощью которого «педагогические ситуации направляются на развитие контролируемого применения логических, конструктивных и философских возможностей интеллекта участников педагогического взаимодействия; а решение педагогических проблем высшего профессионального образования рассматривается в единстве логических, конструктивных и философских компетенций студентов» [4, с. 192].

С.С. Великанова раскрывает особенности формирования профессиональных компетенций у студентов технического вуза, ссылаясь на «противоречие между потребностью общества в качественном совершенствовании профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе и низким уровнем обеспечения такой подготовки посредством активизации учебно-профессиональной деятельности студентов». Для этого она выделяет алгоритмический и эвристический подход и пишет: «От выпускника вуза, будущего специалиста, требуется умение нестандартно подходить к решению проблем, намечать пути решения вновь появляющихся проблем. Однако эффективность профессиональной деятельности специалистов не обеспечивается их должной подготовкой в вузе». «Возникает необходимо изучить возможности алгоритмизации как одной из основ активизации учебно-познавательной деятельности, включающей мотивационные и операциональные компоненты; максимально полный учет  особенностей реальной профессии» [2, с. 7; 4-5; 92].

Роль мифов в жизни общества, соответственно и в формировании, социализации, окультуривании профессиональных компетенций и личности студентов, описывает А.К. Макарова. В одной из работ автора сказано: «Под мифом понимается иллюзорное отражение реальности; мифология есть специфическая форма поиска решения социальных противоречий посредством построения фантастической картины мира». «Мифология ориентирована на осмысление фундаментальных антиномий человеческого бытия, на гармонизация человека, общества, природы». «В данный момент образные системы мифологии входят в золотой фонд как западной, так и восточной культур». Современному человеку миф помогает осознать «кто что должен делать и почему: кто в мире властвует, кто подчиняется …». «Миф в настоящее время надо рассматривать при изучении проблемы воспитания нового поколения». «Иносказательная форма информирования побуждает слушателя к собственным размышлениям, формирует ряд вопросов, поиск ответов на которые стимулирует развитие личности» [3, с. 8; 16; 38; 54; 66].

Нельзя не согласиться с А.А. Царан, считающим вопрос о нравственной стороне компетенций студентов (будущих менеджеров предприятий и организаций) одним из наиболее важных в современной педагогике высшей школы. Исследователем обосновано значение «формирования мотивов нравственного поведения студентов через расширение в процессе учебных занятий их информационного поля» в процессах становления коллективной, трудовой этики. Это, по мнению автора, обеспечивает студентам не только узнавание нравственных принципов общества, но и осознание мотивов профессионального поведения представителей  трудового коллектива, масштаб изменений в обществе, формирование нового взгляда на профессиональную деятельность. «В процессе профессиональной подготовки студентов необходимо обратить пристальное внимание на мотивацию нравственного поведения будущих специалистов, так как именно в этом возрасте из мотивов поведения активно складываются смысловые образования личности, формируется способ взаимодействия личности с социумом», – говорит А.А. Царан [6, с. 234; 235].

Мы же на основании сказанного выше, утверждаем, что формирование у студентов современных вузов профессиональных компетенций имеет следующие философско-культурологические основания.

Во-первых, в ходе организации образовательного процесса имеет смысл компетенции делить на философские (обеспечиваемые трансцендентально-реалистичным и др. подходами), социально-значимые (формируемые в учебно-профессиональной деятельности на основе конкретных социальных ситуаций и проблем с помощью алгоритмических и эвристических упражнений), ценностно-значимые (культурные, обусловленные учетом нравственных ценностей, моральных принципов личности и общества, той или ной культурой).

Во-вторых, в организации образовательного процесса следует объединять методы обучения студентов мифотворчеству и активное использование обучающих интеллектуальных систем, что дает возможность балансировать обучающимися на грани между поиском истины, культурной традицией и освоением технических средств как учебной, так и собственно профессиональной деятельности.

В-третьих, в организации образовательного процесса особое внимание необходимо уделить коммуникативной культуре – правильному употреблению языка, подстраиванию его под ту или иную социальную ситуацию, возведению в культ речевой культурной традиции, что, с одной стороны, развивает у студентов качества социальной и культурной личности, с другой, говорит о наличии в способностях и компетенциях студентов философской привычки ума.

Отметим, таким образом:

- философский аспект формирования профессиональных компетенций студентов современных гуманитарных вузов составляет присутствие в организации образовательного процесса понятия истинное (реальное, практическое) знание, обусловленное мифическим, иллюзорным, но стимулирующим реальное развитие личности знанием;

- культурологический – показывает как образовательная деятельность в вузе под влиянием систем ценностей способствует изменению представления студентов об основополагающих доминантах трудовой жизни, акцентах предполагаемой профессиональной деятельности, культурологическом ядре этих компетенций.

Без учета философско-культурологических аспектов процесса формирования профессиональных компетенций у студентов современных вузов, с нашей точки зрения, невозможна полноценная социализация профессионального потенциала студентов, вхождение в профессию с заведомо устоявшейся жизненной позицией, отчетливо выраженным мировоззрением, системой личных целей обучающихся, не противоречащих общественным целям.


Библиографический список
  1. Боброва И.И., Плотникова Е.Б. О необходимости разработки обучающих интеллектуальных систем для студентов гуманитарного вуза /Проблемы современной науки. 2014. № 13. С. 47-54.
  2. Великанова С.С. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки: монография /С.С. Великанова; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Магнитогорский гос. ун-т». Магнитогорск, 2008.
  3. Макарова А.А. Современные мифы и их роль в жизни общества: монография /А.К. Макарова; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Магнитогорский гос. ун-т». Магнитогорск, 2007.
  4. Плотникова Е.Б. Развитие интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза на основе трансцендентально-реалистического подхода // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2. С. 191-195.
  5. Плотникова Е.Б. Социально-педагогический фактор интеллектуального воспитания личности / Сборник научных трудов Sworld. 2007. Т. 8. № 1. С. 21-26.
  6. Царан А.А. Формирование мотивов нравственного поведения будущих менеджеров как педагогическое условие их нравственного становления в процессе профессиональной подготовки в вузе /Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 233.


Все статьи автора «Савельева Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: