Узбекистан смело движется по пути реформирования системы образования. Принятые еще в 1997 году Закон РУз «Об образовании» м Национальная программа по подготовке кадров позволила изменить нашу структуру получения образования, мы перешли на двухступенчатую систему высшего образования – бакалавриат и магистратура, изменилось и среднее специальное образование, оно может быть двух типов- профессиональный колледж, где обучают профессии и академический лицей, задачей которого является подготовка школьника в вуз. Приближаясь к системе Болонского процесса, у нас внедрили три
последовательных цикла высшего образования, а именно, первого, второго и
третьего цикла, которые ведут к получению трех степеней – бакалавра, магистраидоктора. С 2012 года изменилась система послевузовского образования, была ликвидирована ученая степень «кандидат наук», с 2014 года началось углубленное изучение английского языка во всех образовательных учреждениях республики и внедрение рейтинговой системы вузов. Осществляется работа по разработке новых и совершенствованию существующих учебных программ на уровне бакалавриата, и, в большей мере, на уровне магистратуры, внедрению в учебный процесс информационных и компьютерных технологий, дистанционного образования, усилению связей между учебными заведениями и производственными структурами и другими организациями неакадемического сектора. Такие шаги свидетельствуют о приближении Узбекистана к Болонскому процессу и Лиссабонской конвенции. Изменение структуры и содержания высшего профессионального образования, несомненно, способствуют дальнейшему повышению качества образования, которое призвано научить будущих специалистов самостоятельно добывать знания.
Новые Государственный образовательный стандарт, учебные планы и учебные программы направлены на подготовку такого специалиста, который бы нашел свое место на рынке труда. Современное обучение построено на использовании новых педагогических технологий на занятиях. Одной из составляющей новых технологий является т.н. Технологическая карта (ТК) занятия, в которой пошагово отражена деятельность преподавателя и студента, цели и задачи преподавания и учения.Как правило, ТК составляется для каждого объекта отдельно и оформляется в виде таблицы.
Технологическая карта практического занятия по педагогике
Процесс и время |
Содержание деятельности |
|
Преподаватель |
Студенты |
|
1 этап
Введение 15 минут |
1.1. Знакомит с понятиями педагогика, ее основателями, ее значением для общества
1.2. Объясняет значение этих понятий в системе обучения 1.3. Знакомит со списком литературы для освоения темы 1.4. Знакомит с нормативными документами. |
1.1.Слушают и записывают в тетради
1.2.Слушают и записывают в тетради 1.3. Записывают список литературы по теме 1.4. Слушают и записывают нужную информацию. |
2 этап
Активизация 30 минут |
2.1. С помощью вопросов определить знания студентов по данной темы. | 2.1. Отвечают на вопросы. |
3 этап
Основная часть 90 минут |
3.1.Объявляет план вопросов, которые будут разбираться на занятии:
- Введение в науку педагогику, цели и задачи предмета, - основатели основные категории, -научно-исследовательские методы педагогики, - предмет и объект изучения педагогики. -Социальные задачи педагогики; научно-практическая деятельность. 3.2. Даёт краткую информацию по вопросам практического занятия 3.3. Делит слушателей на три группы и даёт им задания 3.4. Активные участники группы знакомят со своими выводами других участников |
3.1. Записывают данную информацию у себя в тетради
3.2. Записывают информацию 3.3. Слушатели в группах обсуждают задание 3.4. Активист группы знакомит с выводами |
4 этап
Заключительная часть 45 минут |
4.1. Подведение итогов на основе граф.органайзеров«Кластер», «Эссе».
4.2. Для освоения темы задаёт вопросы 4.3. Студенты оцениваются на основе рейтинговой системы |
4.1. Слушают
4.2. Слушают и записывают 4.3. Слушают |
Технологическая карта практического занятия по английскому языку
Время |
Этап занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
10 мин. | Вводная часть | Приветствие. Проверка посещаемости внешнего вида студентов- магистров. Сообщение темы, ее актуальности. Ознакомление с целью занятия. | Студенты, магистры присутствуют в надлежащим виде (халат, галстук). При себе имеют учебник, тетрадь, словарь, ручку. |
65 мин. | Основная часть |
2. Введение и объяснение новой темы:
|
1. Студенты – магистры показывают свою готовность к уроку: отвечают на вопросы преподавателя, выполняют задания на основе изученного материала дома.
2. Работают с раздаточным материалом, делают заметки в тетради. Участвуют в парной, командной работе, интерактивном методе. Во время объяснения новой темы задают вопросы, уточняя детали. Индивидуально выполняют задания, выполняют тест на проверку усвоения. Отвечают на контрольные вопросы. В случае аудио и видео задания студент принимает участие во всех этапах: pre –while – past |
15 | Заключительная часть | Краткое обобщение темы:
|
Студент отвечает на контрольные вопросы, записывает домашнее задание, узнает свою оценку. |
Технологической карте практического занятия предшествует кропотливая работа преподавателя, которая окупается высокой мотивацией студентов и возможностью использовать разработки в другой аудитории. Например, если мы планируем ролевую игру, то обязательно должны определить задачи:
- Какие темы вы хотите закрепить?
- Сколько времени вы и ваш класс должны работать на него?
- Что вы ожидаете от ваших студентов: научные исследования, доклады, презентации?
- Вы хотите, чтобы студенты исполняли роли вместе или отдельно?
- Вы хотите включить фазы «вызов» или «конфликта»? [5]
К созданию сценария можно подключить и самих студентов:
- Предоставьте им информацию, которую вы уже подготовили об их характере (ах): цели и справочной информации. Она должна быть ясна для студента, цели, что совершил его/ее герой и почему.
- Определите, сколько ваших студентов будут исполнять роли
- Схема ваших ожидания, что вы ожидаете, от этого урока.
- Предложить общую стратегию для решения исследовательских проблем.[5]
В заключение необходимо провести разбор для студентов, чтобы определить, что они узнали и закрепить это. Это могут быть эссе, индивидуальные письменные задания, или в обсуждения в группе.
Также в современном занятии важную роль играет раздаточный материал (РМ) – как его подготовка, так и его применение. Такие материалы можно использовать не один семестр, к ним можно обращаться вновь и вновь по мере необходимости. Эффективность РМ напрямую зависит от его оформления, ничего нет скучнее сплошного напечатанного текста, и напротив, чем больше цвета, курсива, подчеркиваний, разнообразных шрифтов, символов, тем интересней студентам. Графика также поможет улучшить вид материалов и сделает их более запоминающимися. Включите в РМ «листок отзывов». С помощью простой анкеты можно получить целый ряд идей, и лучшие из них использовать при переиздании каждого материала. Не забудьте спросить «Чего здесь не хватает?» в каждой версии раздаточного материала. Если будете выдавать всем желающим копии всего, что имеет отношение к достижению целей вашего занятия, вы, несомненно, оптимизируете процесс объяснения.Раздавайте материалы заранее. По возможности рассылайте участникам раздаточные материалы для следующего занятия, чтобы к началу занятия у участников был примерно одинаковый уровень знаний или навыков.[4]
Чем больше разнообразного РМ, тем выше эффективность занятия и гарантия участия всех студентов в работе. Постоянное использование РМ на занятиях позволяет использовать одинаковые символы и условные обозначения, которые помогают запоминать и ассоциировать материал.
В современном занятии особенно тщательно преподаватель должен выбирать выражения и жесты. Необходимо исключить категоричные и критические замечания, будьте доброжелательны, лучше перехвалить, чем недооценить. Язык телодвижений известен многим, поэтому неосторожно выданный вздох, гримаса, смех может вызвать неприятие и, соответственно, потерю интереса к занятию.
Доброжелательное отношение преподавателя, технологическая карта занятия, интерактивные методы и раздаточный материал повышают эффективность занятия и развивают различные умения и навыки у студентов. Современное занятие в вузе призвано активизировать деятельность самих студентов, как известно, роль преподавателя, постепенно должна переходить в роль тьютора или инструктора.
Библиографический список
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.
- Лернер И.Я. Система методов обучения. – М.: Знание, 1976.
- Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1977.
- Эффективный тренинг.Режим доступа: [http://vladivostokapec.ru/razrabotka-i-ispolzovanie-razdatochnyx-materialov.html]
- Интерактивная лекция. Режим доступа: http://serc.carleton.edu/introgeo/roleplaying/howto.html#introduce