Постановка проблемы в общем виде. Современные социально-экономические тенденции развития общества требуют формирования высокопрофессиональных специалистов любого направления. Трансформационные процессы в украинском обществе коснулись также и профессиональной подготовки будущих специалистов правоохранительных органов, в частности пограничного ведомства. Общественная практика нуждается в профессионально компетентных офицерах-пограничниках, которые могут осуществлять диагностический, консультативный, организационный, просветительский, служебный и другие виды работы в профессиональной деятельности [1, 10].
В связи с вышеуказанным, перед современной образовательной парадигмой стоит задача сформировать высоко компетентных специалистов пограничного ведомства. Современные проблемы высшего образования является многоаспектными. Среди таких аспектов важно непостоянство объектов общественных наук в связи с динамичной общественной жизнью. Большинство общественных наук, социология, политология, экономическая теория, логика, непосредственно реагируют на вызовы общественного развития. На сегодня более актуальной становится проблема методики преподавания общественных дисциплин в высшей школе, в частности в высшей военной школе, где упомянутые дисциплины не являются профильными [4, 7].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассмотрено решение данной проблемы и на которые опирается автор. Обобщение результатов анализа литературы по представленной проблемы, позволило установить, что ее изучали такие ученые: Л. Боголюбов, В. Дияк, В. Николко, В. Овсянников, Л. Сумаркова, В. Титов, А. Щербина и др .. Вопрос повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, его оптимизации и интенсификации были в центре внимания таких ученых: А. Алексюка, В. Андреева, Ю. Бабанского Л. Занкова, А. Макаренко, П. Пидкасистого, В. Лозовая, В. Шаповаленко и др . [1].
Целью статьи является изложение результатов исследования психолого-педагогических особенностей оптимизации процесса преподавания общественных наук в высшем военном учебном заведении пограничного ведомства.
Изложение основного материала исследования. Неотъемлемой частью педагогического процесса является учебно-воспитательный процесс, поэтому важными задачами являются его оптимизация и интенсификация [11].
Современный этап развития науки сделал теоретическое обоснование сущности оптимизации обучения на основе системного подхода [2].
Развитие принципа системности связано с общими принципами построения системных объектов и определения их свойств, а также – с выделением нескольких аспектов системного подхода и направлением соответствующего анализа:
- системно-элементным, который дает ответ на вопрос, из каких составляющих (элементов и компонентов) состоит система;
- системно-структурным, который раскрывает внутреннюю организацию системы, способы взаимодействия ее элементов;
- системно-функциональным, проявляющий функции, которые реализует система и ее компоненты;
- системно-интегративным, который раскрывает источники, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
- системно-процессуальным, который указывает на процессы (операции, процедуры), которые происходят в системе с целью сохранения ее целостности, совершенствования и развития;
- системно-коммуникационным, который раскрывает взаимосвязь этой системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;
- системно-историческим, который рассматривает вопросы возникновения системы, этапы ее развития и историческую перспективу [6, с. 7].
В то же время, системный подход предполагает соблюдение следующих условий:
- установление всех составляющих элементов исследуемого педагогического процесса или явления;
- изучение связей, зависимостей каждого элемента от всех, и на этом основании определения основных элементов с ведущими связями, отношениями;
- построение модели, характеризуется тремя параметрами: организованностью, целостностью и иерархичностью;
- раскрытие зависимости установленной системы от внешних условий, поскольку только в таком случае система будет функционировать;
- описание конкретного элемента в неразрывной целом с этой системой, с описанием его общих и специфических функций внутри единого целого;
- свойства изучаемого процесса, явления вытекают не только из суммы свойств его элементов, но и из особенностей системы в целом, самой структуры системы [15, с. 31-32].
Особого внимания заслуживает мнение В. Семченко о том, что процедура выделения системы, определения ее состава (компонентного и элементного), структурных особенностей (иерархии, способов связи отдельных составляющих, системообразующего фактора) представляет собой создание своего рода «теоретического гештальта», который позволяет в определенных пределах, с определенной позиции в ограниченных параметрах отобразить свойства исходного системного объекта. Такая процедура является обязательным моментом отделения явления от фона, ограничение круга параметров, учитываемых разделение качеств объекта и его связей с окружающей средой на основные и второстепенные формализации, которые составляют арсенал науки и реализуются в явном или скрытом виде в любом научном исследовании [13].
Учитывая вышеуказанные терминологию и особенности системного подхода, в дальнейшем изложении, оптимизацией является система средств, которая обеспечивает: положительные результаты в обучении (на уровне учебных возможностей, которые не являются ниже требования государственных стандартов); предотвращения неуспеваемости субъектов учебного процесса; рациональные затраты времени представителей научно-педагогического состава [12].
Обобщение результатов анализа литературы по представленной проблеме исследования позволило установить, что методика преподавания общественных дисциплин в высшей военной школе является многоуровневой. Методика преподавания – это наука, которая имеет свою собственную теоретическую и практическую составляющие, а также методологию. Некоторые ученые считают, что методика преподавания определенной дисциплины – это одновременно средства, способы, организационные формы и нормативные требования к преподавательской деятельности [4].
Основными особенностями преподавания общественных дисциплин, которые считаются непрофильными в высших учебных и высших военных учебных заведениях являются:
- обеспечение идейной направленности дисциплины, которая преподается;
- сочетание познавательной и воспитательной функций;
- высокий научный уровень информативности материала учебных занятий;
- доказательность и убедительность учебного материала;
- сочетание информативности и проблемности изложенного материала;
- четкость и логичность изложения учебной информации;
- активизация внимания обучаемых;
- развитие их профессионального мышления;
- ясность и четкость речи изложения материала;
- учебно-методическое обеспечение занятий;
- активизация творческой деятельности обучаемых [5, 14].
Представлены особенности преподавания общественных дисциплин в высшем образовании, не являются окончательными, поскольку современные общественные науки представляют собой гигантскую систему социальных, философских, экономических, политологических и т.д. знаний, исследовательских технологий, методик, с помощью которых они охватывают объективную реальность, все процессы и явления жизни, а также его сферы [8].
Основными особенностями оптимизации процесса преподавания общественных наук в высшем военном учебном заведении пограничного ведомства являются:
- учет специфики реализации основного подхода в учебно-воспитательном процессе (компетентностного, контекстного, деятельностного, интегративного и т.п.);
- учет специфики средств контроля, активизации познавательной деятельности, закрепление полученных знаний и тому подобное;
- степень владения приемами педагогического мастерства;
- уровень владения соответствующей педагогической технологии обучения;
- четкость формулировки целей и задач учебной деятельности в зависимости от формы ее организации;
- целесообразность выбранных методов обучения;
- повышение эффективности связи подготовки и профессиональной деятельности (взаимосвязь теории и практики);
- соответствующий научный уровень управления учебным процессом;
- систематический мониторинг учебной деятельности с целью дальнейшей ее корректировки [14].
Таким образом, указанные выше особенности преподавания общественных наук позволяют оптимизировать процесс обучения курсантов-пограничников, дают возможность каждому курсанту проявить себя, способствуют улучшению взаимодействия субъектов процесса обучения между собой и с окружающим миром, что, в свою очередь, способствует формированию высокого уровня профессиональной компетентности будущих офицеров-пограничников.
Выводы. Таким образом, результаты проведенного теоретического исследования свидетельствуют о том, что теоретический подход к оптимизации преподавания общественных наук в высшем военном учебном заведении пограничного ведомства объединяет методологические, дидактические, психологические, организационные и методические аспекты, в свою очередь, дает возможность качественно повысить уровень преподавания упомянутых общественных наук.
Перспективы дальнейших исследований. Выделенные в статье особенности оптимизации преподавания общественных наук в высшем военном учебном заведении пограничного ведомства являются минимальными, поскольку процесс оптимизации может предвидеть изменения любой составляющей дидактической системы: цели обучения, методов и средств обучения, результата деятельности, диагностики и контроля результатов обучения, организации учебного процесса. Указанные вопросы могут быть основой для дальнейших научных исследований в представленной проблеме.
Библиографический список
- Актуальные проблемы преподавания и изучения социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе: опыт и новации. Сб. науч. тр. − Воронеж, 1994. − 183 с.
- Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. – М. : Высш. шк, 1980. – 268 с.
- Блауберг, И. В. Целостность и системность / И. В. Блауберг // Системные исследования : ежегодник. – М., 1977. – С. 5‑28.
- Загвязинский, В. И. Дидактика высшей школы / Загвязинский В. И. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
- Кожевников, В. Оптимізація навчальної діяльності // Рідна школа. – 1995. – № 2–3.
- Методика преподавания общественных наук в высшей школе / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2000.
- Николко, В. Н. Об одной модели многоуровневой системы логического образования в Украине // Логіка та багаторівнева система освіти: Методологія та методика викладання: Міжнародна наукова конференція: Матеріали доповідей та виступів. − К.: ВПЦ «Київський університет», 2006. − С. 94−96.
- Про вищу освіту : Закон України від 17 січ. 2002 р. № 2984 − ІІІ // Відом. Верхов. Ради України. – 2002. ‑ № 29. – Ст. 134. – Зі змінами ; ост. ред. 19 січ. 2010 р.
- Педагогіка вищої школи : навч. посіб. / З. Н. Курлянд, Е. І. Хмелюк, А. В. Семенова [та ін.] ; за ред. З. Н. Курлянд. – 2-ге вид., перероб. і доп. – К. : Знання, 2005. – 399 с.
- Пидкасистый, П. И. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов и пед. колледжей / П. И. Пидкасистый. – М. : Пед. о-во России, 1998. – 640 с.
- Семиченко, В. Системно-структурне моделювання складних об’єктів у психолого-педагогічних дослідженнях / В. Семиченко // Післядипломна освіта в Україні. – 2003. – верес. – С. 26‑30.
- Сумаркова, Л. М. Логіка в юридичному вищому закладі освіти // Проблеми викладання логіки і дисциплін логічного циклу: Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції. Київ, 13 – 14 травня 2004 року. − К.: Вид.-полігр. центр «Київський університет», 2003. – С. 103 – 104.
- Боголюбов, Л. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политический журнал − 1997. − N 3. − С. 104−119.
- Овсянников, В. К новой парадигме социально-гуманитарных наук // Alma mater − 1997. − N 2. − С. 18−25.
- Хазова, Л. Подходы к организации преподавания социально-гуманитарных дисциплин в негуманитарных вузах // Социально-политический журнал − 1997. − N 3. − С. 81 − 90.