УДК 37.064.2

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ ВОСПИТАННИКА

Фаизова Виктория Борисовна
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
аспирант кафедры педагогики

Аннотация
В статье рассматривается возможность применения интерактивных методов обучения в процессе подготовки будущих педагогов к работе с семьёй воспитанника в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения


THE APPLICATION OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO WORK WITH THE FAMILY OF THE PUPIL

Faizova Victoria Borisovna
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
graduate student of chair of pedagogy

Abstract
The article discusses the possibility of applying of interactive teaching methods in the preparation of future of teachers to work with the family of the pupil in professional activities.

Keywords: interactive teaching methods


Библиографическая ссылка на статью:
Фаизова В.Б. Применение интерактивных методов обучения в процессе подготовки будущих педагогов к работе с семьёй воспитанника // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/04/3912 (дата обращения: 15.07.2023).

Основным результатом освоения основной образовательной программы у бакалавров являются сформированные общекультурные и профессиональные компетенции. Компетенциями в сфере взаимодействия с семьёй воспитанника являются: готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); способность к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способность к использованию систематизированных теоретических и практических знаний гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); способность к организации сотрудничества обучающихся и воспитанников (ПК-6). Эти компетенции формируются у бакалавров при изучении ими учебных дисциплин их разных циклов.

При анализе учебных планов дисциплин «Педагогика» и «Психология» мы выявили, что вопросам работы педагога с воспитанниками и их родителями посвящены только отдельные модули в курсах «Педагогика» (модуль 2. «Теория воспитания и методика организации воспитательной работы» и модуль 3. «Основы социальной педагогики»), «Психология» (в модуле «Педагогическая психология» рассматривается психологическая сущность воспитания, его критерии). Очевидна недостаточность часов на освоение навыков взаимодействия и сотрудничества с семьёй в профессиональной деятельности, однако эти дисциплины обладают большим потенциалом для рассмотрения в их рамках вопросов, касающихся работы с семьёй.

При изучении модуля «Общая психология» бакалаврами усваиваются основные знания по психологии: предмет, задачи, методы и структура современной психологии; методология психологии; проблема человека в психологии; психика человека как предмет системного исследования; общее понятие о личности; основные психологические теории личности; деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности; суть процессов общения, ощущения, памяти и др.; основные этапы развития психологии; психологические теории и направления и др. Также бакалавры диагностировали основные психологические явления, что послужило предпосылками к формированию у них практических навыков взаимодействия с людьми в профессиональной деятельности.

В модуле «Социальная психология» изучались: предмет, теоретические и прикладные задачи социальной психологии; понятие группы как социально-психологического феномена; феномен группового давления, межгруппового взаимодействия и феномен конформизма; принципы групповой сплочённости; стили лидерства и руководства; стадии и уровни развития группы; основные понятия в этнопсихологии; проблемы личности в социальной психологии; бакалавры научились методам разрешения межличностного конфликта.

В модуле «Возрастная психология» изучались: предмет, задачи, методы возрастной психологии; условия, источники и движущие силы психического развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; социальная ситуация развития; ведущая деятельность; основные новообразования; бакалавры научились диагностировать особенности развития ребенка в разных возрастах.

В модуле «Основы специальной психологии» изучались: предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии; категории развития в специальной психологии; психическое развитие и деятельность; понятие аномального развития (дизонтегенеза); типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие; понятие «аномальный ребенок»; особенности аномального развития; отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития; бакалавры научились распознавать психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их психического развития в процессе воспитания и образования.

В модуле «Педагогическая психология» изучались: предмет и задачи педагогической психологии; понятие учебной деятельности; психологическая сущность и структура учебной деятельности; проблема соотношения обучения и развития; психологические проблемы школьной отметки и оценки; психологические причины школьной неуспеваемости; мотивация учения; психологическая готовность к обучению; педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы; психология личности учителя; проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста; учитель как субъект педагогической деятельности; бакалавры осознали психологическую сущность воспитания и его критерии.

По окончании изучения дисциплины «Психология» у бакалавра формируются знания, умения и навыки, составляющие ПК – 5:

знания: принципов организации эффективного взаимодействия в малой группе; принципов разрешения конфликтных ситуаций; правил взаимодействия и ведения диалога; преимущества кооперации и сотрудничества; различных стратегий, видов и форм взаимодействия; социально-психологических и возрастных особенностей личности;

умения: организовать групповое решение учебных, профессиональных и социальных задач на основе сотрудничества; разрешить конфликтную ситуацию; выстроить эффективное взаимодействие в различных ситуациях и с различными партнёрами; бесконфликтно взаимодействовать в малой группе в стандартных ситуациях; оценивать особенности партнёра и ситуации для выбора эффективных форм и видов взаимодействия; оценивать эффективность формы социального и педагогического взаимодействия;

владения: навыками убеждения, активного слушания, ведения диалога, принятия группового решения

Под компетенцией «обладает готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнёрами» понимается способность к обоснованному отбору и осуществлению стратегии и различных форм сотрудничества в соответствии с психологическими, возрастными и социальными особенностями партнёров по взаимодействию.

При изучении дисциплины «Педагогика» вопросы по проблеме подготовки будущих педагогов к работе с семьёй воспитанника рассматривались при изучении следующих модулей: 1) «Теория воспитания и методика организации воспитательной работы» – изучались: теоретические основы воспитания; сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса; базовые теории воспитания и развития личности; закономерности и принципы воспитания; системный подход в воспитании; современные воспитательные системы; коллектив как объект и субъект воспитания; организация воспитательной работы в школе; педагогическое взаимодействие и воздействие в воспитании; технологии воспитания; система деятельности классного руководителя; 2) «Основы социальной педагогики» – изучались: сущность и содержание социального воспитания личности; социальная педагогика, ее предмет и задачи; социализация человека как социально-педагогическое явление; механизмы и движущие силы социального развития ребёнка; социальное воспитание: сущность и содержание; среда и формирование личности; воспитание в контексте микрофакторов социализации; становление и развитие духовно-ценностных ориентаций ребенка в воспитательных организациях; социально-психологические основы классного руководства; планирование и реализация целевых программ воспитательной работы в классе; внеурочная деятельность ученического коллектива; методика проведения коллективных творческих дел в классе.

По окончании изучения дисциплины «Педагогика» у бакалавра формируются знания, умения и навыки, составляющие ПК – 6:

знания: сути процесса общения, способов общения и пути сотрудничества в коллективе; основных условий продуктивного общения, средств вербального и невербального общения; причин, видов и путей преодоления межличностных конфликтов; социально-психологические признаки коллектива; способов управления коллективом; особенностей социального партнерства в системе образования;

а также знания: адекватного оценивания своего поведения и поведения окружающих; оказания сотрудничества и взаимопомощи; аргументирования своей позиции и координирования её с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозирования возникновения конфликтов при наличии разных точек зрения; решения конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; координирования и принятия различных позиций по взаимодействию.

умения: бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; – участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, определять общую цель и пути ее достижения; строить отношения в коллективе, проявлять социальную активность, выражать, гражданскую позицию; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; задавать вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества, договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

владения: способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; организацией сотрудничества обучающихся, мотивацией их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся и развития творческих способностей.

Под компетенцией «способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников» понимается профессиональная компетенция в области педагогической деятельности, которая необходима будущему педагогу для овладения приемами и навыками продуктивного общения с различными субъектами педагогического процесса, вступления в диалог и сотрудничество, успешного построения отношений в коллективе, проявления социальной активности и инициативности, творческих способностей.

При изучении психолого-педагогических дисциплин помимо традиционных методов обучения мы использовали интерактивные. Способы использования интерактивных методов на учебных занятиях описывали Л.А. Боков, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин, М.А. Косолапова и др. [1].

Интерактивные методы в обучении позволят преподавателю и студенту находиться в равноправных позициях, преодолеть коммуникативные барьеры и научиться работать в команде, повысят активность студентов. Бакалавры получают возможность накопить личный опыт и научиться принимать коллективное решение.

Интерактивный («Inter» – взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. То есть, главным отличием интерактивного метода от активного является интерактивная ориентация на более широкое взаимодействие бакалавров не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активной позиции студентов в процессе обучения. Преподаватель на интерактивном занятии направляет деятельность студентов на достижение цели занятия. Преподавателем составляется план занятия (как правило, он включает интерактивные упражнения и задания, при выполнении которых студент усваивает материал). Таким образом, интерактивное обучение – это диалог студента и преподавателя в сотрудничестве. Чтобы решить воспитательные и учебные задачи при изучении психолого-педагогических дисциплин можно воспользоваться следующими интерактивными формами проведения занятий: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака); деловая игра; сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ) и тренинг. Использование этих методов позволит: а) сформировать у бакалавров положительную мотивацию к взаимодействию с родителями воспитанников в профессиональной деятельности; б) развить навыки сотрудничества с воспитанниками и их семьёй в образовательном процессе; в) сформировать умения интегрировать усилия в установлении взаимоотношений с родителями для эффективной работы образовательной организации; г) овладеть навыками обучения родителей воспитанников педагогической культуре и помочь им в психолого-педагогическом самообразовании; д) развить навыки корректирования воспитательной деятельности для разных типов семей.

Рассмотрим используемые интерактивные методы.

Круглый стол (дискуссия, дебаты). Дискуссия является важнейшей формой коммуникации, плодотворным методом в решении спорных вопросов, а также своеобразным способом познания. Дискуссия является формой спора, полемики и является серией утверждений, поочерёдно высказываемых участниками обсуждения. В дискуссии может присутствовать «оппонент» – участник, имеющий противоположное мнение. Все участники дискуссии имеют некие представления об обсуждаемой проблеме. Основной целью дискуссии является процесс обсуждения какой-либо проблемы компетентными специалистами для достижения взаимоустраивающего решения. Задачами для достижения этой цели являются: 1) достичь определённой степени согласия между всеми участниками дискуссии относительно обсуждаемой проблемы; 2) сформировать общее представление, основанное на разных представлениях, но оно должно быть не частной точкой зрения, а итогом объективного обсуждения, проводимого всеми участниками дискуссии; 3) достичь убедительного обоснования позиции, не имеющей первоначальной ясности для всех участников дискуссии. Методика проведения дискуссии включает: 1) проведение организационного этапа: формулируется тема дискуссии; студенты делятся на малые группы (по числу обсуждаемых позиций); выбираются «спикер», «оппоненты», «эксперты»; 2) проведение подготовительного этапа: обсуждение малой группой позиции по теме дискуссии определённый промежуток времени для формулирования общей групповой позиции; 3) проведение дискуссии: заслушиваются позиции, предлагаемые каждой малой группой; после каждой позиции оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций; в завершении дискуссии формулируется общая позиция, выражающая совместное мнение по тезису дискуссии; 4) подведение итогов: экспертами предлагаются оценочные суждения по высказанным позициям малых групп, осуществляется сравнение первой и последней позиции и даётся оценочное суждение относительно окончательной позиции во время дискуссии.

При изучении психолого-педагогических дисциплин предлагалась такая тема для обсуждения «Коллективные и индивидуальные формы взаимодействия», где студентами обсуждались следующие вопросы: на что должно быть ориентировано образование родителей в школе? кого можно привлечь к организации родительского всеобуча? в какой форме могут проводиться занятия родительского всеобуча? Бакалавры после дискуссии пришли к выводу, что: 1) образование родителей в школе должно быть ориентировано на повышение уровня их психолого-педагогической грамотности, формирование знаний о возрастных психологических особенностях детей, умений оказывать помощь в обучении и решать задачи воспитания и развития; 2) к организации родительского всеобуча можно привлечь классных руководителей, председателей методического объединения, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителя социально-психологической службы и других специалистов; 3) проводить занятия родительского всеобуча можно в лекционной форме, как: семинарское занятие, конференция, «круглый стол», «мозговой штурм», деловая игра, индивидуальные беседы и консультации. Также студенты выяснили, что специфику содержания и форм работы родительского всеобуча определяет очередность, постепенность освоения знаний, этапность образования родителей.

Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака). Мозговой штурм является методом, при котором любой ответ обучающегося принимается во внимание. Высказываемые точки зрения оцениваются не сразу, учитываются и фиксируются письменно: на доске или в тетради, ответы обосновывать не нужно. Метод мозгового штурма эффективен в следующих случаях: когда обсуждаются спорные вопросы, для стимулирования неуверенных студентов к участию в обсуждении, чтобы собрать больше идей за короткое время, для получения обратной связи. Метод мозгового штурма является простым способом генерации идей для решения поставленной задачи во время свободного обмена идеями, где каждый может развить чужую идею. Цель мозгового штурма – выявление информированности или подготовленности аудитории за короткое время. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) сформировать общее представление об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия; 2) развить коммуникативные навыки (навыки общения). Методика проведения мозгового штурма включает следующие этапы: 1) задание участникам определенной темы или вопроса для обсуждения; 2) предложение высказывать свои мысли по этому поводу; 3) фиксирование всех прозвучавших высказываний (принимаются все без корректировки); 4) когда все идеи и позиции высказаны, повторяется задание и перечисляется всё, что записано со слов участников; 5) завершение работы, узнав у участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой занятия.

После окончания «мозговой атаки» (в среднем 4-5 минут) необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.

Мы предлагали бакалаврам педагогического образования воспользоваться данным методом, поставив перед ними проблемы: составление плана мероприятий по воспитанию детей, не имеющих родителей; «родительский авторитет»: правила наказания и поощрения в семье; рекомендации для родителей по общению в семье. Данные проблемы были обозначены для формирования у студентов общего представления по заданной проблематике и развития коммуникативных навыков.

Деловая игра. Данная интерактивная форма предполагает имитацию реальных условий, отработку конкретных специфических операций, моделирование соответствующего рабочего процесса. Цель проведения деловой игры – формирование профессиональной компетенции в заданных условиях. Нами проведена деловая игра с бакалаврами на тему «Родительское собрание как форма взаимодействия с родителями» для: повышения педагогической компетентности, формирования знаний о специфике проведения родительского собрания представлений о значимости родительского собрания; знакомства с методикой проведения родительского собрания. План деловой игры: 1) определение сути и значения понятия «Родительское собрание», 2) формулирование основных задач группового собрания; 3) обозначение задач подготовки педагогов к работе с родителями; 4) определение проблемы организации родительского собрания; 5) каким образом нужно проводить родительское собрание (составление памятки-рекомендации для педагогов); 6) как привлечь родителей на родительское собрание (рекомендации для педагогов).

Возможными трудностями при реализации плана деловой игры могут быть: пассивность студентов, нежелание и неумение участников работать в малых группах, отсутствие интереса у студентов к обсуждаемым вопросам, неумение анализировать представленные материалы.

Ход деловой игры: 1) мы оказали помощь бакалаврам в формулировании понятия «родительское собрание»; 2) познакомили бакалавров с основными задачами группового родительского собрания; 3) сформулировали совместно с бакалаврами задачи подготовки педагогов к совместной деятельности с родителями: осуществлять психолого-педагогическое просвещение и самообразование; овладеть методами изучения семьи; сформировать коммуникативную культуру и выработать единый стиль общения с родителями для всей образовательной организации; изучить и использовать в работе наиболее эффективные технологии, формы и методы взаимодействия с родителями.

Совместно с бакалаврами мы определили, что решения и общественное мнение родителей, выраженное на групповом собрании, помогают педагогу в оказании положительного влияния на отдельные, нуждающиеся в этом семьи. Мы попросили бакалавров сформулировать тематику групповых родительских собраний. В результате дискуссии они определили, что тематика групповых собраний может быть разнообразной: сообщение педагогов по различным вопросам воспитания – доклады, информации врача, других специалистов, директора; подведение итогов работы за определенный период; сообщения родителей об опыте воспитания ребенка в семье.

Следующим заданием для бакалавров было определение значения родительского собрания. Выдвигалось множество идей, итоговым определением стало: для родителей такие встречи должны не терять своей привлекательности по нескольким причинам: актуальность тем, поднимаемых на встречах; насыщенность встреч коррекционной, профилактической и просветительской информацией; возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов, оформленные в виде показательных выступлений, творческих отчетов. Проблемой организации родительского собрания является неэффективное взаимодействие педагога с родителями по причине несформированной коммуникативной компетентности и личностных качеств самого педагога.

Сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ). Сase-study является одним из методов анализа, техники обучения описания реальных ситуаций. Студентам предлагают проанализировать ситуацию, суть проблемы и выработать несколько вариантов выхода из неё и выбрать наиболее оптимальный. Метод Сase-study обуславливается концентрацией значительных достижений технологии «создания успеха», активизацией студентов, стимулированием их к успеху и подчёркиванием их достижений. Создание ситуации успеха является главной движущей силой этого метода и формирует устойчивую позитивную мотивацию и наращивает познавательную активность студентов. Приведём примеры ситуаций: а) стандартная (часто возникающая при одних и тех же событиях, может быть и положительной и отрицательной); б) критическая (нетипичная ситуация, разрушает первоначальный расчёт и план, требует радикальной корректировки); в) экстремальная (уникальная ситуация, не имеет аналогов, приводит к негативным изменениям, полевая); г) ситуация-оценка (описывает конкретное событие и принятые меры, формулирует задачу оценить причины, механизмы, значение и следствие ситуации и принятых мер); д) ситуация-иллюстрация (на конкретном примере демонстрирует закономерности или механизмы социальных процессов, позитивную и негативную деятельность личностей и коллективов, эффективность использования методов и приемов работы, значение каких-либо факторов и условий), е) кресельная, базовая и конкретная; ж) ситуация-проблема, ситуация-тренинг; з) классическая, «живая» ситуация, разбор корреспонденции, действие по алгоритму. Источниками ситуаций могут быть: художественная и публицистическая литература, статистические данные, научные статьи, реальные события местной жизни, Интернет.

При изучении психолого-педагогических дисциплин метод Сase-study использовался нами для повышения мотивации студентов к взаимодействию с родителями, формирования у них умений и навыков общения и работы в группе. Бакалавры осмысливали реальную ситуацию, описание которой одновременно отражало не только проблему сотрудничества с семьёй воспитанника, но и актуализировало определённый комплекс знаний, требующий усвоения при разрешении поставленной проблемы. Однако у проблемы нет однозначных решений, сase-study является ролевой системой. Например, студентам предлагалось задание на развитие образности публичного выступления. Им предлагалось модифицировать одну из известных сказок таким образом, чтобы её суть была перенесена на взаимоотношения педагога и родителей и инсценировать её. Допускалась импровизация и изменение сюжета сказки. Затем студенты её анализировали по следующей схеме: а) как в сказке отразилось Ваше умение общаться с родителями? б) удалось ли Вам передать характер изображаемого образа? Рефлексия занятия: бакалаврам предлагается выразить отношение к занятию путем лозунга.

Бакалаврам в период педагогической практики выдавались задания для самостоятельного выделения и анализа ситуации.

Тренинг. Использование этого интерактивного метода необходимо для формирования у студентов умений и навыков в какой-либо сфере с помощью выполнения последовательных заданий, действий или упражнений, направленных на выработку и развитие требуемой компетенции.

При изучении психолого-педагогических дисциплин мы применяли тренинг на развитие эмоциональной устойчивости будущих педагогов для формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, овладения навыками профилактики эмоционального выгорания и повышения компетентности в общении [2]. Задачи тренинга: снижение ситуативной и личностной тревожности студентов; ознакомление студентов со способами регуляции негативных психоэмоциональных состояний. Бакалаврам выдавались задания на осознание напряжённости педагогической деятельности: а) в чём проявляется разница между напряжением и напряженностью педагога в общении с семьёй воспитанника? б) как соотносятся напряженность и конфликтность в общении с семьёй воспитанника? в) какие способы существуют для регуляции эмоционального состояния. Затем бакалавры знакомились с различными способами поддержания психологического здоровья и эмоциональной устойчивости в работе с семьёй в профессиональной деятельности (упражнения с успокаивающим эффектом и упражнение на визуализацию). В качестве рефлексии занятия каждый участник тренинга должен был завершить фразу: «Я (мне) сегодня …». Далее преподаватель подводил итоги.

Таким образом, с помощью анализа литературных источников по проблеме использования интерактивных методов обучения на занятиях по «Психологии» и «Педагогике» мы можем сделать вывод о необходимости их включения в процесс обучения наряду с традиционными методами для подготовки бакалавров педагогического образования к работе с семьёй воспитанника.


Библиографический список
  1. Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин, В.А., Боков Л.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР / М.А. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин, Л.А. Боков. – Томск: ТУСУР, 2012. – 87 с.
  2. Крутикова Н.М. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников / Н.И. Крутикова. – Санкт – Петербург. – 2014. – 44 с.


Все статьи автора «aspirantka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)