УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Борейко Лилия Дмитриевна
Буковинский государственный медицинский университет, г.Черновцы, Украина
к.мед.н., доцент кафедры ухода за больными и высшего медсестринского образования

Аннотация
В статье проанализирован опыт преподавания дисциплин терапевтического профиля по кредитно трансферно-накопительной системе. Обращено внимание на информационно-коммуникационные, дистанционные технологии обучения и самостоятельную работу студентов.

Ключевые слова: кредитная трансферно-накопительная система, медицинская сестра-бакалавр, методы обучения, самостоятельная работа студентов


THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN ACCORDANCE WITH MODERN REQUIREMENTS

Boreiko Liliya Dmytrievna
Bukovinian State Medical University, Chernivtsi, Ukraine
PhD in internal medicine, Associate professor, Department of Nursing and Higher Nursing Education

Abstract
The article analyses the experience of teaching of therapeutic subjects by credit transfer-funded system. Note is take of a need to improve the students’ independent activity.

Библиографическая ссылка на статью:
Борейко Л.Д. Организация учебного процесса с учетом современных требований // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4263 (дата обращения: 16.07.2023).

Введение Европейской кредитной трансферно-накопительной системы (ЕКТС) является одним из направлений модернизации высшего медицинского образования. Она раскрывает широкие возможности для развития познавательной самостоятельной деятельности студентов, открывает возможность интегрироваться в европейскую и мировую системы обучения и быть конкурентоспособными специалистами на мировом рынке труда. Это требует качественно новых подходов к организации учебного процесса с целью повышения профессиональной подготовки выпускников [4, 12-16].

Обучение студентов проводится в соответствии с требованиями Болонской декларации. На принципах Европейской кредитной трансферно-накопительной системы организации учебного процесса разработаны учебные программы.

С первых занятий преподаватели разъясняют студентам структуру модуля, организацию и проведение практических занятий, расчет баллов текущей успеваемости. Каждый студент имеет возможность ознакомиться со справочником для каждого предмета, где приведена вся необходимая информация: планы лекций, практических занятий, самостоятельной работы, перечень вопросов к модульному контролю, критерии оценки знаний и умений, список литературы. Студенты проявляют интерес к рейтинговой системе оценки знаний и получению дополнительных баллов.

На практических занятиях и лекциях используются такие методы как “объяснительно-иллюстративный метод или информационно-рецептивный” – студенты получают знания, воспринимают и осмысливают факты, оценки, выводы и остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления; “репродуктивный метод” – применение изученного на основе образца или правила, деятельность студентов носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях; “метод проблемного изложения” – преподаватель к изложению материала ставит проблему, формулирует познавательную задачу на основе различных источников и средств, показывает способ решения поставленной задачи, а студенты не только воспринимают, осознают и запоминают готовую информацию, но и следят за логикой доказательств и становятся свидетелями и соучастниками научного поиска; “частично-поисковый, или эвристический, метод” – заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или сформулированных самостоятельно) познавательных задач под руководством преподавателя, либо на основе эвристических программ и указаний; “исследовательский метод” – проводится анализ материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа студентов, затем самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера [3, 38-45].

Современная медицина требует специалистов, владеющих новейшими технологиями ухода за пациентами и предоставления медицинских услуг (зависимых и независимых сестринских вмешательств) в соответствии с европейскими стандартами. Именно поэтому на кафедре значительное внимание уделяется обучению будущих медицинских сестер-бакалавров основным принципам организации практической работы в терапевтических отделениях (общетерапевтических, специализированных), манипуляционном кабинете, кабинетах физиотерапии и функциональной диагностики, а также умению выявлять и диагностировать функциональные и органические реакции человека на существующие и потенциальные проблемы здоровья через призму медсестринского диагностического процесса, умению оказать больному квалифицированную неотложную доврачебную помощь (в том числе и работникам промышленных предприятий) и обеспечить соответствующий профильной патологии медицинский уход за больными с острой и хронической патологией, а также осуществлять научную работу по проблемам медсестринства. При этом важно безупречное овладение студентами практическими навыками по медсестринским манипуляциям.

Практические занятия по отдельным темам проводятся в центре практической подготовки, кабинете инструментальных исследований и лабораториях (клинической, биохимической), которые имеют необходимое методическое обеспечение, многофункциональные фантомы, муляжи, инструментарий, учебную аппаратуру и другие предметы диагностики и ухода за больными, что позволяет в доклинических условиях имитировать реальные подходы к выполнению этой работы в клинике.

Компьютеризация образовательного процесса является активизирующим фактором обучения. Мультимедийное представление учебной информации позволяет значительно повысить эффективность усвоения материала студентами на практических занятиях и лекциях. Особенностями мультимедийных методов являются: информационная насыщенность ресурса (одновременное гармоничное интегрирование различных видов информации – высококачественной графической, звуковой, фото и видеоинформации); органическое сочетание учебной и игровой составляющих мультимедиа; интерактивность программных средств; наличие удобных средств навигации по мультимедиа продукту; фиксация личных достижений студентов в процессе работы. Следует отметить, что информативность мультимедийных электронных презентаций является большей по сравнению с традиционными за счет мультимедийности – наличие не только текста и графики, но и анимации, видео и звука [6, 160-161].

По требованиям Болонского процесса увеличивается количество часов на  самостоятельную работу студентов в учебных программах всех дисциплин. Информационно-коммуникационные и дистанционные технологии обучения позволяют обеспечить студентов электронными учебными ресурсами для самостоятельной работы, задачами для самостоятельного выполнения, реализовать индивидуальный подход к каждому студенту и тому подобное. Использование дистанционных технологий в таких условиях дает возможность: а) студентам – выбирать удобное время для изучения и усвоения учебных дисциплин, самостоятельно осуществлять дистанционно-модульный контроль и анализ своей учебной деятельности; б) преподавателям – систематически управлять учебной работой студентов, контролировать и анализировать их деятельность по каждому модулю учебной дисциплины, стимулирует студента качественно осваивать содержание высшего образования [2, 5-6].

Именно поэтому в подготовке к практическим занятиям студентам помогают электронные учебные курсы (ЭУК) на сервере дистанционного обучения университета в среде “MOODLЕ”, содержащие необходимую информацию: методические указания, конспекты, ситуационные задачи, тесты для самоконтроля, видео- и аудиоинформацию, презентации. Это позволяет усилить интерес студентов к учебному материалу, улучшить усвоение, а на практическом занятии оптимальнее использовать отведенное время. Кроме того, мультимедийные ресурсы позволяют студентам уже на этапе подготовки к учебному занятию в видеорежиме увидеть методики проведения клинического или лабораторно-инструментального обследования пациента, ход выполнения манипуляций, прослушать аудиолекции. Студентам предоставляется алгоритм поиска дополнительных сведений со ссылками на бумажные или электронные издания, в том числе ресурсы Интернет.

Важным этапом подготовки студента к практическому занятию является самоконтроль. Для этого в ЭУК в конце каждого тематического раздела созданы тестовые задания для самоконтроля, которые дают возможность студенту самостоятельно пройти тестирование в режиме реального времени (on-line). Тестирование возможно в учебном (тренинговом) и контролирующем режимах. После завершения тестирования студент имеет возможность увидеть собственную оценку и правильность своих ответов, а преподаватель – проверить результаты тестирования студентов, увидеть количество попыток и затраченное время, определить наиболее «легкие» и «проблемные» тестовые задания. Последнее позволяет преподавателю накануне проведения практического занятия верно составить план его проведения, а именно верно определить акценты как в разрезе группы, так и в разрезе конкретного студента, что позволяет индивидуализировать учебный процесс.

На каждом практическом занятии оценивается уровень усвоения студентами программного материала дисциплины. Для этого применяются различные средства контроля: индивидуальный устный и письменный опрос, тестовые задания, ситуационные задачи и контроль выполнения практических навыков, предусмотренных учебной программой. Контроль знаний дисциплинирует студентов, воспитывает ответственность, обеспечивает систематическую работу по изучению дисциплины. Использование тестового контроля занимает особое место в разработке и внедрении в учебный процесс новых подходов к оценке знаний студентов и выявление уровня знаний. К достоинствам тестов относят: унифицированность и стандартизированность; возможность одновременно охватить контролем всех студентов; возможность систематически проводить “срезы успешности”, уменьшая затраты времени преподавателей на осуществление контроля; возможность вести контроль по всему материалу, а не выборочно [5, 38-44]. Целесообразным является решение клинических ситуационных задач, требующее от студента логического мышления, а не только выбора правильного ответа теста. Во время устного ответа студенты учатся выражать свои мысли, больше общаться.

Согласно основным положениям ЕКТС большее внимание студентов должно уделяться самостоятельному обучению, что не всегда положительно воспринимается студентами. Именно на внеаудиторную учебную деятельность студента отводится больше времени, включая обязательную (подготовка к текущим аудиторным занятиям) и специальную (индивидуальные занятия), направленную на углубление и закрепление знаний студента. При этом важна роль преподавателя – научить студента учиться и в дальнейшем совершенствовать свои профессиональные знания [1, 13-15].

Умение правильно организовывать свою самостоятельную работу даст возможность будущим медицинским сестрам бакалаврам при выполнении различных профессиональных задач, при прохождении практики: рационально распределять время и силы, оценивать информационное обеспечение для собственной интеллектуальной подготовки, творчески мыслить при выполнении различных задач, а также искать эффективные методы решения проблем не только в процессе обучения, но и на профессиональном уровне. Конечно, эффективность самостоятельной работы зависит от индивидуальных особенностей студентов, их теоретической подготовки, наличия соответствующего умения.

Выполнение самостоятельной работы может добавить соответствующее количество баллов к их общей сумме, учитывается при выставлении итоговой оценки за модуль по дисциплине. Студентам предложено следующее – работа в научном студенческом кружке, участие в научных конференциях, публикация докладов в журналах (тезисы, статьи), изготовление наглядности согласно учебным программам (таблицы, муляжи, графлогические схемы практических занятий), изготовление стендов, выпуск санбюлетней в отделениях больницы, подготовка рефератов. Оценка по каждой дисциплине является рейтинговой и определяется с учетом текущей учебной деятельности студента и оценок усвоения им предусмотренных программой модулей.

Одним из вспомогательных методов обучения и совершенствования практических навыков является работа в студенческом научном кружке. Участие в научных исследованиях развивает у студентов самостоятельность, уверенность, раскрывает профессиональные качества будущего специалиста, создает творческий подход к организации своей работы. Опытные преподаватели разрабатывают тематику научно-исследовательской работы в сфере сестринской деятельности, направляют работу студентов на обработку рекомендуемой литературы, проводят консультации, помогают обобщить и систематизировать полученные результаты. Это способствует овладению студентами компьютерными формами изложения материала в форме обычных или презентационных докладов или их совершенствованию. Лучшие кружковцы участвуют в работе студенческих научных конференций.

Важной в подготовке медицинских сестер-бакалавров является прохождение преддипломной практики, которая предусматривает полное овладение техникой выполнения манипуляций, предусмотренных программой; закрепление, систематизацию и углубление теоретических знаний по специальным предметам; усвоение принципов организации лечебно-охранительного режима и методов санитарно-просветительной работы, совершенствование профессиональных навыков и умений с терапевтического профиля; подготовка к будущей самостоятельной работе как в условиях терапевтического стационара, так и в семейной амбулатории; овладение навыками выполнения диагностических и лечебных манипуляций соответствующего уровня сложности, которые регламентируются учебной программой.

Вывод. Организация учебного процесса для студентов специальности “Сестринское дело” (методическое обеспечение, оснащение современными средствами обучения, электронное обучение (ЭУК), контролирующая компьютерная программа, центр практической подготовки) является предпосылкой надлежащего усвоения теоретического материала и овладения навыками по дисциплинам терапевтического профиля согласно ЕКТС, что позволяет качественно осуществлять подготовку медицинской сестры-бакалавра.


Библиографический список
  1. Баркалова Е. Л. Организация учебного процесса в контексте внедрения кредитно-модульной технологии / Е.Л. Баркалова // Мед.освита. 2007. №4. С.13-15. [на укр. языке]
  2. Бацуровская И. В. Использование дистанционных технологий в условиях кредитно-модульной системы организации обучения в вузе / В. Бацуровська // Теория и методика управления образованием. 2011. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tme.umo.edu.ua/.на укр. языке]
  3. Болюбаш Я.Я. Организация учебного процесса в высших учебных заведениях: учеб. пособие для слушателей учреждений повышения квалификации системы высшего образования / Я.Я. Болюбаш. К .: ВВП «КОМПАС», 1997. 64 с. [на укр. языке]
  4. Волосовец А. П. Вопрос качества образования в контексте внедрения принципов Болонской декларации в высшей медицинской школе / А. П. Волосовець // Мед. образование. 2005. № 2. С. 12-16. [на укр. языке]
  5. Милерян В.Е. Методические основы подготовки и проведения учебных занятий в медицинских вузах. Методическое пособие для слушателей ФПК первичных циклов / В.Е. Милерян. К., 2006. 80 с. [на укр. языке]
  6. Совтус И.Н. Корнисик Н.М. Повышение эффективности обучения и развития творческой познавательной активности студентов путем применения информационных технологий // Актуальные вопросы высшего медицинского и фармацевтического образования: опыт, проблемы, инновации и современные технологии: материалы учебно-методической конференции. Черновцы, 2012.  С. 160-161. [на укр. языке]


Все статьи автора «Борейко Лилия Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: