УДК 51

СВЯЗЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С СОДЕРЖАНИЕМ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Рубец Анна Алексеевна
Филиал «Ставропольский Государственный Педагогический Институт» в г. Железноводске
студентка гуманитарного факультета

Аннотация
Данная статья посвящена обзору нововведений в процесс образования на примере дисциплины «математика». Рассматриваются принципы, преимущества и значимость формирования УУД, что является основным принципом ФГОС НОО, на уроках математики. Данная тема является актуальной к рассмотрению на данном этапе развития образования.

Ключевые слова: деятельностный подход, начальная ступень обучения, новые стандарты в математике, умение учиться, формирование универсальных учебных действий в математике


COMMUNICATION UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS WITH THE CONTENT OF THE SUBJECT "MATHEMATICS" AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING

Rubets Anna Alekseevna
Branch "Stavropol State Pedagogical Institute" in Zheleznovodsk
student at the Faculty of Humanities

Abstract
This article provides an overview of innovations in education by the example of discipline "Mathematics". The principles, advantages and importance of the formation of universal educational actions, which is a basic principle of the new standards in math class. This topic is relevant to consider at this stage of education.

Keywords: : УУД


Библиографическая ссылка на статью:
Рубец А.А. Связь универсальных учебных действий с содержанием предмета «Математика» на начальной ступени обучения // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4296 (дата обращения: 14.07.2023).

Введение новшеств в федеральные государственные стандарты образования перенесло основу в системе образования на формирование у учащихся общеучебных умений, навыков, и способов действий. Освоение конкретных знаний, умений и навыков учащимися в рамках определенных дисциплин теперь не являются основными задачами. Доминирующей задачей теперь является развитие личности. В системе образования оно обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение УУД создают возможность успешно усваивать не только новые знания умения и компетентности самостоятельно, но конечно организацию этого усвоения. Учащиеся добывают знания сами, тем самым достигая фундаментального принципа ФГОС НОО – так называемое, «умение учиться».

Начальный курс математики ставит своей целью обеспечение обучающихся предметной подготовкой, необходимой для продолжения математического образования в основной школе. Еще одна цель – в процессе усвоения предметного содержания, создание дидактических условий для овладения УУД, которые подразделяются на виды: личностные (к ним относятся, например, развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и др.), познавательные (поиск и выделение необходимой информации; анализ, синтез, классификация, подведение под понятие; знаково-символическое моделирование  и др.), регулятивные (способность к организации своей деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и др. )  и  коммуникативные (умение оформлять свою речь в устной и письменной форме, вступать в диалог и уважать чужую точку зрения). На современном этапе развития общества для младшего школьника ставятся  определенные требования. Например: результативно принимать решения и действовать в незнакомых проблемных ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, уметь ориентироваться в множестве различной информации, быть коммуникативным и эмоционально устойчивым и многое другое. Поэтому важные из методологических оснований при разработке ФГОС НОО второго поколения это компетентностный и системно-деятельностный подходы, которые предполагают саморазвитие личности. Они обеспечивают формирование общеучебных навыков и умений, а так же способов действий, освоение которых закладывают основу для последующего обучения и предопределяют его успешность.

Новые стандарты образования подчеркивают недостаточность формирования прочных лишь предметных знаний умений и навыков, которые, безусловно, необходимы и значимы, но  не обеспечивают успешное разностороннее развитие личности ребёнка. Это сформировало основу для разработки и использования в образовательном процессе методов и приемов, обеспечивающих развитие умения самостоятельно добывать новые знания, сортировать и фильтровать информацию при поиске, выдвигать  предположения и  гипотезы, планировать свою работу, делать выводы и умозаключения.
Именно поэтому в изучении основ математики ставится новая задача – расширения и усложнения индивидуальных познавательных данных в процессе овладения учебной дисциплины. Такие общеучебные действия как анализ, синтез, обобщение, осмысление полученных знаний, соотнесение их с жизненным опытом и многие другие имеют своей основой формирование умения учиться. Новые стандарты ставят своей целью создание личности, которая не просто имеет знания, а которая имеет сформированные навыки приобретения, корректировки, изменения, организации и применения знаний. Умение учить самого себя является первоочередной задачей, в решении которой школа является незаменимой основой. Для решения этой задачи и реализации удовлетворения современных потребностей учащихся, применяется формирование УУД, которые обеспечивают овладение учащимися основных компетенций. Так как отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, то развитие общеучебных умений является основным способом достижения цели образования. К ним относятся такие действия как: самостоятельная постановка проблемы и формулирование познавательной цели, способность структурировать имеющиеся знания и производить отбор  необходимой информации, осознанное и произвольное  и грамотное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, а так же преобразование модели с целью выявления общих законов и др.

Начальный курс математики формирует УУД посредством выполнения вариативных по содержанию и формулировке заданий. Они обеспечивают выполнение учащимися различных видов деятельности, которые учат планировать работу, выполнять ее в соответствии с планом и достигать поставленной цели. Так же учебные задания учат детей анализировать объекты, выделять их существенные и несущественные признаки, находить их сходство и различие. Проводить сравнение и классификацию по признакам, которые установлены в условиях или выделяются самостоятельно. Учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения а так же в форме соединения простых суждений, на основе известных данных об объекте. Обобщать и находить сходства целого ряда единичных объектов, выделяя существенные связи; формируют умения работать в группах и парах; обеспечивают реализацию планирования своей работы самостоятельно; выделение темы урока и многое другое.

Разнообразие и вариативность учебных заданий предполагает, применение в процессе обучения математике игровых ситуаций содержательного характера , различные способы решения проблем, коллективное обсуждение результатов и оценка, самостоятельно выполненной учениками работы, и многое другое способствует  овладению учащимися универсальными и предметными способами действий. А творческая сторона заданий и самостоятельное оценивание оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию положительного отношения к школе, а так  же закладывает навыки рефлексии.

Эти и другие виды УУД формируются на уроках математики, не только с помощью учебника и представленных в нем заданий, но и умением педагога точно и продуктивно организовывать урок, применять  различные, формирующие УУД, виды работы, достигать поставленной перед школой задачи – научить самостоятельно добывать знания, научить учиться. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности так,  чтобы знания, которыми обладают учащиеся, были результатом их собственных решений и поисков, необходимо правильно организовывать эти поиски, управлять процессом добывания учащимися информации, и создавать условия для развития их познавательной и творческой деятельности.


Библиографический список
  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 40 с.
  2.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.: Просвещение, 2010. — 160 с.


Все статьи автора «AnnaR»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: