УДК 378.147

КЕЙС – МЕТОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Рахманкулова Г. А.1, Мустафина Д. А.1, Ребро И. В.1
1Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета

Аннотация
В статье описывается методика применения кейс-метода в курсе физики технического вуза, направленная на формирование профессиональных компетенций студентов.

Ключевые слова: кейс, кейс-метод, компетенция, обучение, профессия


CASE - METHOD AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

Rakhmankulova GA1, Mustafina DA1, Rebro I.V.1
1Volzhsky polytechnical institute (branch) Volgograd state technical

Abstract
This article describes how to use case-method in a technical college physics course, aimed at the formation of professional competencies of students.

Библиографическая ссылка на статью:
Рахманкулова Г. А., Мустафина Д. А., Ребро И. В. Кейс - метод как средство формирования профессиональных компетенций студентов технического вуза // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4334 (дата обращения: 13.07.2023).

Формирование профессиональных компетенций при обучении студентов технического вуза обусловлено потребностью современного общества в подготовке современных специалистов, которые свободно ориентируются в своей профессиональной области, но и способны ориентироваться и получать новые знания в смежных областях деятельности, готовые к постоянному профессиональному росту. Для становления такого специалиста необходимы инновационные методы обучения, которые в настоящее время связывают не столько с усвоением знаний, сколько с умением приобретать новые знания. Для формирования профессиональных компетенций  студентов технического вуза на предмете физика мы воспользуемся методом-кейсов.

На основе ФГОС ВПО можно выделить перечень профессиональных компетенций инженера формируемых на предмете физика по направлению подготовки 240100.62 “Химическая технология»:

ПК-7 способен и готов осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции;

ПК-8 умеет составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональной (физический) смысл полученного математического результата;

ПК-21 умеет планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические и химические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения;

ПК-24 умеет использовать знания основных физических теорий для решения физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе за пределы компетентности конкретного направления. [1]

Известно, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний – это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучающихся. Х.Е. Майхнер доказал, что у учащихся остается в памяти 10 % того, что они читают, 20 % того, что слышат, 30 % того, что видят, 50 % того, что видят и слышат, 80 % того, что сами говорят, 90 % того, что делают. [6]

Выбранный нами кейс-метод наилучшим образом способствует улучшению запоминанию материала, ее идентификации, и реализации в профессиональной деятельности.

Под кейс – методом мы понимаем метод конкретных ситуаций, который базируется на ситуативном подходе, его основной задачей является развитие у студентов практических умений  и навыков принятия решений в профессиональной деятельности.

По мнению Багировой И.Х. кейс должен содержать:

  • описание ситуации реальной или максимально приближенной к ней;
  • описываемая в кейсе ситуация должна быть связана с конкретной темой курса, представляющие определенные сложности изучения;
  • кейс должен быть сформирован и адаптирован в соответствии с целями обучения и особенностями студентов.[5]

Данный метод в процессе обучения физике можно использовать:

  • На лекционных занятиях. В случае если кейс задача предлагается в начале лекции, то студенты заранее знакомятся с вопросами и проблемами при изучении данного курса. Использование кейса в конце лекции позволит применять теоретические знания для решения конкретной задачи.  Формируемые компетенции ПК-8,ПК-24.
  • На лабораторных занятиях. В случае, если кейс задача выдается группе студентов перед выполнением лабораторной работы, то выполнение ее становится более осознанным. Возможно организация выполнения лабораторной работы, без готовых инструкций.  В работе [2] и  рассмотрена организация лабораторного отчета посредством метода кейсов, где формируются компетенции ПК-7, ПК-21.
  • На практических занятиях. Обучение с помощью кейс-метода в данном случае содержит в себе несколько основных этапов: подготовительный, исполнительно-творческий, заключительный.  На каждом из этапов подбираются задачи, направленные на развитие профессиональных компетенций студентов и контролируется успешность формирования компетентности. Работа с кейсом начинается с определения  темы. Проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. Студенты самостоятельно ищут информацию по данной теме. Подготовка ведется в течение недели. Преподаватель говорит о том, что необходимо усвоить вопросы теоретического минимума по данной теме, а также найти дополнительную информацию.

Таблица 1. Подготовка практических занятий кейс – методом на предмете физика

  • Самостоятельная работа студента. Студентам самостоятельно предлагается разработать кейс – задачу по определенной теме в которой должна быть отражена реальная ситуация с которым могут столкнуться в будущей профессиональной деятельности. (ПК-8,ПК-24, ПК-7, ПК-21)
  • Экзамен. Зачет. В ходе экзамена или зачета преподаватель может предложить студенту решить кейс-задачу, используя при этом теоретический материал лекционного курса. ПК-7, ПК-21, ПК-8,ПК-24

Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.
  2. Кейс-метод в преодолении формализма знаний студентов по физике [Электронный ресурс] / Шкляр Н.А., Рахманкулова Г.А., Мустафина Д.А. // EUROPEAN STUDENT SCIENTIFIC JOURNAL : электрон.науч. журнал / РАЕ. – 2013. – № 2. – C. Режим доступа: http://sjes.esrae.ru/ru/3-75.
  3. Кейс-метод в преодолении формализма знаний/ Киселев Н.В., Рахманкулова Г.А.Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-1. С. 74.
  4. Смолянинова О. Г.Информационные технологии и методика СaseStudy в профессиональном обучении студентов педагогического вуза // Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в целях информатизации и германизации», Красноярск, май2000 г. Красноярск, 2000.
  5. Багирова И.Х., Бухырин Б.С. Кейс-стадии как интерактивный метод в образовании студентов экономистов в процессе изучения дисциплины «Управления персоналом»// Вестник томского государственного университета, 2012
  6. Майхнер Х.Е. Корпоративные тренинги. М., 2002.


Все статьи автора «Рахманкулова Галия Алиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: