Формирование профессиональных компетенций при обучении студентов технического вуза обусловлено потребностью современного общества в подготовке современных специалистов, которые свободно ориентируются в своей профессиональной области, но и способны ориентироваться и получать новые знания в смежных областях деятельности, готовые к постоянному профессиональному росту. Для становления такого специалиста необходимы инновационные методы обучения, которые в настоящее время связывают не столько с усвоением знаний, сколько с умением приобретать новые знания. Для формирования профессиональных компетенций студентов технического вуза на предмете физика мы воспользуемся методом-кейсов.
На основе ФГОС ВПО можно выделить перечень профессиональных компетенций инженера формируемых на предмете физика по направлению подготовки 240100.62 “Химическая технология»:
ПК-7 способен и готов осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции;
ПК-8 умеет составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональной (физический) смысл полученного математического результата;
ПК-21 умеет планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические и химические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения;
ПК-24 умеет использовать знания основных физических теорий для решения физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе за пределы компетентности конкретного направления. [1]
Известно, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний – это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучающихся. Х.Е. Майхнер доказал, что у учащихся остается в памяти 10 % того, что они читают, 20 % того, что слышат, 30 % того, что видят, 50 % того, что видят и слышат, 80 % того, что сами говорят, 90 % того, что делают. [6]
Выбранный нами кейс-метод наилучшим образом способствует улучшению запоминанию материала, ее идентификации, и реализации в профессиональной деятельности.
Под кейс – методом мы понимаем метод конкретных ситуаций, который базируется на ситуативном подходе, его основной задачей является развитие у студентов практических умений и навыков принятия решений в профессиональной деятельности.
По мнению Багировой И.Х. кейс должен содержать:
- описание ситуации реальной или максимально приближенной к ней;
- описываемая в кейсе ситуация должна быть связана с конкретной темой курса, представляющие определенные сложности изучения;
- кейс должен быть сформирован и адаптирован в соответствии с целями обучения и особенностями студентов.[5]
Данный метод в процессе обучения физике можно использовать:
- На лекционных занятиях. В случае если кейс задача предлагается в начале лекции, то студенты заранее знакомятся с вопросами и проблемами при изучении данного курса. Использование кейса в конце лекции позволит применять теоретические знания для решения конкретной задачи. Формируемые компетенции ПК-8,ПК-24.
- На лабораторных занятиях. В случае, если кейс задача выдается группе студентов перед выполнением лабораторной работы, то выполнение ее становится более осознанным. Возможно организация выполнения лабораторной работы, без готовых инструкций. В работе [2] и рассмотрена организация лабораторного отчета посредством метода кейсов, где формируются компетенции ПК-7, ПК-21.
- На практических занятиях. Обучение с помощью кейс-метода в данном случае содержит в себе несколько основных этапов: подготовительный, исполнительно-творческий, заключительный. На каждом из этапов подбираются задачи, направленные на развитие профессиональных компетенций студентов и контролируется успешность формирования компетентности. Работа с кейсом начинается с определения темы. Проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. Студенты самостоятельно ищут информацию по данной теме. Подготовка ведется в течение недели. Преподаватель говорит о том, что необходимо усвоить вопросы теоретического минимума по данной теме, а также найти дополнительную информацию.
Таблица 1. Подготовка практических занятий кейс – методом на предмете физика
- Самостоятельная работа студента. Студентам самостоятельно предлагается разработать кейс – задачу по определенной теме в которой должна быть отражена реальная ситуация с которым могут столкнуться в будущей профессиональной деятельности. (ПК-8,ПК-24, ПК-7, ПК-21)
- Экзамен. Зачет. В ходе экзамена или зачета преподаватель может предложить студенту решить кейс-задачу, используя при этом теоретический материал лекционного курса. ПК-7, ПК-21, ПК-8,ПК-24
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.
- Кейс-метод в преодолении формализма знаний студентов по физике [Электронный ресурс] / Шкляр Н.А., Рахманкулова Г.А., Мустафина Д.А. // EUROPEAN STUDENT SCIENTIFIC JOURNAL : электрон.науч. журнал / РАЕ. – 2013. – № 2. – C. Режим доступа: http://sjes.esrae.ru/ru/3-75.
- Кейс-метод в преодолении формализма знаний/ Киселев Н.В., Рахманкулова Г.А.Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-1. С. 74.
- Смолянинова О. Г.Информационные технологии и методика СaseStudy в профессиональном обучении студентов педагогического вуза // Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в целях информатизации и германизации», Красноярск, май2000 г. Красноярск, 2000.
- Багирова И.Х., Бухырин Б.С. Кейс-стадии как интерактивный метод в образовании студентов экономистов в процессе изучения дисциплины «Управления персоналом»// Вестник томского государственного университета, 2012
- Майхнер Х.Е. Корпоративные тренинги. М., 2002.