В современном мире нанотехнологий и расцвета информационных интернет-ресурсов перед учителями физики стоит большая проблема: как привить интерес к данному предмету, а тем более, к целой науке. С дисциплиной физика учащиеся школ знакомятся в 7 классе, т.е. в возрасте 13-14 лет, когда эти “дети” уже владеют не то что основами работы с компьютерами, а умеют с их помощью моделировать многие процессы.
Итак, как справиться с такой задачей на первом уроке. Конечно, согласно учебникам по педагогике, учитель ставит перед собой цель и добивается ее. Но, почему-то, у учащихся по отношению к физике возникает резко негативное отношение еще до знакомства с этой увлекательнейшей наукой. К слову сказать, физика – самый простой предмет для изучения. Самое главное, это позволить своему сознанию принять этот факт. Постоянно напоминать учащимся, что физика – это все, что нас окружает. А учителю при объяснении того или иного явления обязательно приводить примеры из жизни. Например, при изучении силы трения, наглядно продемонстрировать, что сила трения покоя позволяет нам ходить и т.д.
Все же вернемся к первому уроку физики. С чего начать? Как завлечь детей изучать физику и быть расположенными к данной науке? Одним из наиболее важных аспектов в решении данной проблемы является правильная организация первого урока физики. Необходимо сделать его привлекательным, интересным и увлекательным для ребенка. Наибольший интерес вызывают уроки-экскурсии. Экскурсии по физике имеют большое значение для развития наблюдательности учащихся, формирования у них научного мировоззрения, установления взаимосвязи между различными физическими явлениями. К сожалению, в последние годы экскурсии по физике проводят неоправданно редко и преимущественно как внеклассные мероприятия. Экскурсии надо восстановить в своих правах. Тем более, что данная форма проведения урока способствует развитию увлеченности учащихся как окружающими его процессами и явлениями, так и самой физикой в целом.
Какие вопросы можно рассмотреть на первом уроке-экскурсии? Во-первых, урок ознакомительный, значит перегружать ребенка излишней информацией не нужно. Лучше акцентировать внимание детей на большем количестве явлений и процессов, как природных, так и созданных человеком, сущность которых можно постичь именно на уроках физики. Можно, также, привести пример на относительность движения и предложить учащимся поиграть в игру по схеме, предлагаемой ниже.
По ходу игры комментировать действия детей. А потом попросить их сделать вывод.
Затем можно предложить учащимся перечислить явления, которые они наблюдают в данный момент. Также наглядно демострируются способы познания и изучения, такие как наблюдение, опыт, эксперимент. Акцентируется внимание учащихся на различия таких понятий, как «тело», «материя», «вещество».
По возвращении в класс (за 10 мин до конца урока) выдать детям небольшое домашнее задание: написать небольшой рассказ о том, что нового они узнали на первом уроке физике. Примерный план рассказа может быть таким:
- Знакомство с природой (что наблюдали, какой вывод сделали)
- Перечислить несколько примеров физических тел, которые вы видели на экскурсии
- Назвать некоторые явления, наблюдаемые вами на уроке.
- Сделать вывод о том, зачем надо изучать физику?
Указанный выше вариант проведения первого урока может являться примером или выступать в виде подсказки для молодых специалистов, пришедших работать в школу. В дальнейшем уроки-экскурсии можно проводить не только в виде входного, ознакомительного урока, но и как уроки-исследования, как обобщающие, или даже в качестве проверки остаточных знаний в 8 классе, как уроки входного контроля [1] у старших школьников и других видах работы учителя физики.
Библиографический список
- Сухова, Т.А. Методика входного контроля по физике для учащихся подготовительных курсов и занимающихся самообразованием // [Эл. ресурс] Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 5. – C. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3139