Коренные изменения в общественно-политической и социально- экономической жизни РФ в конце прошлого и в начале нового столетия затронули систему образования. В новых условиях высшие образовательные учреждения проводят работу по модернизации систем предлагаемых образовательных услуг.
Сегодня вся система высшего профессионального образования переживает период реформ в связи с интеграцией России в Болонский процесс. Как известно, с 1 января 2011 г. все высшие учебные заведения включены в систему двухуровневой подготовки «бакалавр-магистр». Приняты и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата (магистратуры) по направлениям подготовки.
ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 034700 «Документоведение и архивоведение» введен в действие с 1 января 2010 г. Нормативный срок освоения Основной образовательной программы составляет 4 года, трудоемкость – 240 зачетных единиц. Особенностью разработки нового образовательного стандарта стало то, что в нем объединились две специальности, которые до этого существовали на правах самостоятельных: «Документоведение и документационное обеспечение управления» и «Историко-архивоведение».
В СССР только 2 высших учебных заведения готовили документоведов-архивистов: Московский историко-архивный институт и Уральский государственный университет. Учитывая огромную территорию Советского Союза, специалистов в области документного и архивного дела катастрофически не хватало. В современном мире область документоведения вошло в фазу бурного развития. Как отмечают ученые: «Документ представляет собой удивительное явление. Он является инструментом власти, включен в жизнь каждого человека, фиксируя ее ключевые моменты – рождение, брак, смерть, образование, работу и проч. Он является основным информационным каналом для официальных коммуникаций, управления, науки и образования, руководит нашими мыслями и поступками, определяя нормы и образцы, т.е. документ приобретает свойства тотальности своего присутствия и влияния везде и на все, сопровождая жизнь человека и общества» [1. С. 22-23].
К 2000 г. только 10 высших учебных заведений имели лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по специальности «историко-архивоведение», а в 2013 г. их уже 119, 6 из которых реализуют и обучение в магистратуре по направлению «Документоведение и архивоведение» [2. С. 637].
В 2010 г. в головном вузе Республики Башкортостан, на историческом факультете Башкирского государственного университета с учетом анализа рынка труда была начата работа по открытию бакалавриата по направлению «Документоведение и архивоведение».
При открытии нового направления были учтены следующие факторы:
- современная геополитическая и социокультурная ситуация, сложившаяся в частности как результат создания в конце XX в. всемирной сети Интернет, характеризуется культурной глобализацией. Эти процессы активно влияют на массовое сознание: система традиционных ценностей и культурных приоритетов подменяется мировоззренческими моделями, так называемого общества потребления. В результате разрушается национальная идентичность – один из определяющих критериев позиционирования социума в сегодняшнем глобализированном мировом сообществе. В данной ситуации архивные информационные ресурсы имеет уникальную и многогранную ценность и должны активно использоваться в информационном обществе. Архивные учреждения, как и другие институты памяти, являются теми сложными системами институционального опосредования, благодаря которым индивид устанавливает взаимосвязь с прошлым общества. Непосредственное изучение архивных документов существенно влияет на формирование стиля мышления, в результате чего прошлое становится средством проектирования самоорганизации своевременного общества;
- стремительное развитие информационного общества, повышение статуса документа, как носителя информации, расширение сферы использования электронного документооборота,
- целью информатизации, как известно, является создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей пользователей на основе формирования и использования информационных ресурсов. В ходе этого процесса необходимым становится выполнение задачи документной информационной безопасности страны, персональных данных граждан, конфиденциальной документации коммерческих организаций;
- кадровое обеспечение для реализации основных положений Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства, а также государственной программы Российской Федерации «Информационное общество 2011 – 2020 годы» [3, 4]. Решение проблем межведомственного электронного документооборота и системы межведомственного электронного взаимодействия невозможны без высококвалифицированных специалистов в области документоведения.
Выше обозначенные факторы поставило перед образовательными учреждениями задачу соответствующей подготовки кадров. В связи с этим, одной из задач подготовки бакалавров-документоведов, в соответствии со стандартами третьего поколения и концепцией их профиля, является обучение их основным принципам и методам применения электронных документов в деятельности различных организаций, с учетом юридических, организационных и технологических факторов управления электронным документами. Студенты должны освоить методологические подходы и решения в области работы с электронной документацией. В учебном плане БашГУ, эти проблемы изучаются в рамках таких учебных дисциплин как «Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле», «Интернет эвристика», «Информационное право», «Информационные технологии», «Информационная безопасность и защита информации», «Автоматизированные архивные технологии», «Электронные ресурсы и документы», «Аудиовизуальные и электронные архивы» и др.
Информационно-аналитическое и документационное сопровождение процесса подготовки и принятия управленческого решения тесно связаны друг с другом. Информационно-аналитическая функция всегда являлась важным компонентом управления. Поэтому для формирования основных компетенций документоведов-архивистов предусмотрен информационно-аналитический блок дисциплин. Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки специалиста, категории результата его образования. (Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию ГОС ВПО: Методическое пособие. М., 2005.).
Согласно ФГОС ВПО «Документоведение и архивоведение» студент-выпускник помимо основных профессиональных компетенций в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела, должен владеть рядом компетенций, связанных с информационно-аналитическим обеспечением управления:
- владеть навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых баз данных, составлении библиографических и архивных обзоров (ПК-8);
- владеть основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере (ПК-10);
- владеть способностью самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);
- владеть навыками составления библиографических и архивных обзоров (ПК-20).
Данные компетенции выпускника ВУЗа позволяет решать следующие профессиональные задачи, связанные с информационно-аналитическим обеспечением управления:
-анализировать информационные потоки и информационное взаимодействие в организации;
- анализировать потребности в оперативной и ретроспективной информации, определять методы и способы их удовлетворения;
- участвовать в публикаторской и выставочной работе;
- осуществлять подготовку справочно-поисковых средств;
- участвовать в составлении отчетов по научно-исследовательской и методической работе.
Для формирования данных компетенций студенты БашГУ изучают следующие дисциплины: «Основы информационно-аналитической деятельности», «Организационно-информационное обеспечение деятельности руководителя», «История и методология науки» и т.д. [5]
В высших образовательных учреждениях страны идет процесс перехода к новому поколению ФГОС ВПО 3+. Согласно требованиям в учебных планах по стандарту 3+ изменена структура подготовки и набор дисциплин. Здесь следует выделить следующие аспекты. Во-первых, знания студентов базируются на подробном изучении государственности России, государственного аппарата регионов (Республики Башкортостан), включая муниципалитеты, а также организационно-правового устройства коммерческих и общественных организаций (при этом особое внимание уделяется правовому аспекту с широким представлением гражданского, административного, трудового, информационного, архивного права). Во-вторых, студенты получают не только знания об информационных технологиях, используемых в управлении в целом, и в документационном обеспечении в частности, но и базовые знания об информационных технологиях, используемых в архивах. В-третьих, студенты продолжают изучать традиционное документационное обеспечения управления. В-четвертых, они получают основные знания по кадровой, аудиовизуальной, научно-технической и экономической документации. В-пятых, студенты получают базовые знания об архивном деле и архивах как государственного и муниципального, так и коммерческого уровня. На сегодняшний день в БашГУ существует единая (общая) общегосударственная образовательная программа (ООП) по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение».
Учитывая прикладное значение направления «документоведение-архивоведение» большое внимание уделяется учебной, производственной и научно-исследовательским преддипломным практикам. Базами для практики являются: Администрация Главы Республики Башкортостан, Аппарат Правительства Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан, Управление Росприроднадзора по Республики Башкортостан, АНК «Башнефть», ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», Управление Федеральной миграционной службы по Республики Башкортостан, Управление по делам архивов Республики Башкортостан, Центральный исторический архив Республики Башкортостан, Центральный архив общественных объединений Республики Башкортостан и т.д.
Сегодня направление «документоведение и архивоведение» в БашГУ развивается с учетом современных реалий и требований времени, включающих и интересы абитуриентов, и запросы работодателей.
Библиографический список
- Мазур Л.Н. Документ как элемент информационной среды общества // Документ. Архив. История. Современность. Материалы V Международной научно-практической конференции. М., 2014. С.22-27.
- Габидуллина Р.Н. Профессиональное образование и трудоустройство выпускников // Документ. Архив. Информационное общество: материалы I-й Международной научно-практической конференции. М., 2014. С.636-641.
- Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».
- Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации “Информационное общество (2011 – 2020 годы)”».
- Бурангулов Б.В. Перспективы развития подготовки кадров по направлению «Документоведение и архивоведение» на историческом факультете БашГУ // Актуальные проблемы истории и этнологии. Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник статей. Уфа, 2011. С. 361-365.