Со временем меняются методы и формы обучения, корректируя тем самым и требования к выпускникам школ. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения нацелен на формирование творческой, активной личности, стремящейся к саморазвитию не только в профильной области, но и расширению кругозора в других областях знаний. Для достижения поставленной цели существуют различные виды уроков, технологий, средств ведущих к формированию того самого идеала прописанного в ФГОС.
На основе анализа мнений учителей можно сделать вывод, что часто снижена заинтересованность учеников в изучении математики, что, так или иначе, ведёт к «запусканию» предмета и абсолютному непониманию его сути. С этой проблемой сталкивается каждый педагог [1, c. 64].
Ни для кого не секрет, что большинству учащихся легче даются гуманитарные дисциплины. Именно поэтому, ключевым моментом может стать интеграция математики с гуманитарными науками, такими как история, обществознание, литература, русский язык, и т.д. Подобный подход положительно скажется и на школьниках, которым ближе точные науки, расширяя их кругозор и развивая интерес к гуманитарным дисциплинам. С введением в школы стандартов второго поколения появился принципиально новый вид детальности — культурно-просветительский. В данной статье будем исходить из задачи гуманитаризации в обучении математики. В рамках решения поставленной задачи была разработана и частично апробирована на базе Гимназии №1 г. Соликамска культурно-просветительская программа «История в математике». Разработка направлена на: формирование универсальных учебных действий; активизацию познавательной деятельности учащихся; мотивацию на успешное обучение математике [2, c. 115].
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, направлена на непрерывное развитие учащихся, выстроена по принципу усложнения рассматриваемых тем. Содержание подобрано с соблюдением требования соответствия возрастным особенностям, идет его интеграция с курсом истории, реализация программы предполагает использование активных приёмов, методов и форм обучения: игры, спектакля, КВН, конкурса, соревнования, викторины, конференции, интегрированного урока и др. Распределение нагрузки и примерное время проведения мероприятий представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Тематическое планирование культурно-просветительной программы
№ |
Мероприятие |
Дата проведения |
1 |
Открытый урок «Математический дом и всё что в нём» |
5 класс, сентябрь |
2 |
«Первые годы жизни математики» Вавилонское царство (Вавилония) |
5 класс, 3 четверть |
3 |
Командное соревнование по теме «Арифметика пирамид» Египет |
6 класс, сентябрь |
4 |
Конкурс стенгазет «Гордость от ума» Греческая математика |
6 класс, ноябрь |
5 |
Конференция по теме «Александрийский период» |
6 класс, 3 четверть |
6 |
Спектакль «Как назвать эту математику?» Индия и Арабский Халифат |
7 класс, сентябрь |
7 |
Интегрированный урок (математика, история) по теме «Проблемы развития математики в средневековье» Средние века. Эпоха возрождения |
7 класс, 3 четверть |
8 |
Творческий конкурс «Метод координат». Аналитическая геометрия |
8 класс, сентябрь-октябрь |
9 |
КВН «Озорной математик» Современная математика |
8 класс, апрель |
10 |
Внеклассное мероприятие на тему «Держи курс!» Элементы истории математического анализа |
9 класс, сентябрь |
11 |
Конкурс талантов «Математическая строгость» |
9 класс, декабрь |
12 |
Проверка усвоенных знаний через проведение контрольных мероприятий (викторина, тест) |
В конце каждого года |
13 |
Итоговое мотивирующее занятие на тему «Математика в повседневной жизни» |
9 класс, март |
Данная разработка позволяет познакомить учащихся: с историей математики, сформировать представление об основных периодах развития науки (с древних времён до наших дней) и наиболее известных учёных; а так же общим представлением об историческом аспекте математического анализа, аналитической геометрии и математической строгости. Для младших школьников материал доступен и не требует особой подготовки, кроме актуализации знаний полученных ранее на уроках истории. Средние школьники самостоятельно ищут, отбирают и изучают материал, кроме того перед ними стоит задача правильно структурировать и подать его так, чтоб было понятно любому учащемуся. Кроме познавательных и регулятивных универсальных учебных действий, в процессе работы над проектами, газетами, докладами, шутками, сценариями или подготовкой к соревнованиям, школьники формируют коммуникативные и личностные, что не маловажно для современного выпускника. Особенность разработки в том, что ученики погружаются в обучение благодаря творческой заинтересованности, что, как следствие, ведёт к формированию того самого идеала требуемого современными государственными стандартами[3, c. 52].
Работа проводится с учащимися 5 «Б» класса Гимназии №1 г. Соликамска. Мероприятие, посвященное Вавилонскому царству под названием «Путешествие в Древний Вавилон», оказалось актуальным и своевременным для учеников, так как совсем недавно на уроках истории изучали Вавилон. Оно позволило повторить знания по истории и усвоить материал по математике. Ученики на мероприятии были заинтересованы, активно участвовали в дискуссиях и с удовольствием приступали к решению предлагаемых задач.
Библиографический список
- Белл, Э. Т. Творцы математики. Предшественники современной математики. — М.: Просвещение, 1979. — 256 с.
- Кольман, Э. История математики в древности. — М.: Физматгиз, 1961. — 236 с.
- Цейтен, Г. История математики в древности и в средние века. — М.: ГТТИ, 1932. — 232 с.
- Wardhaugh, Benjamin. How to Read Historical Mathematics.PrincetonUniversityPress, 2010. — 130 p.