В наше время актуальность комнатных растений не снижается, а наоборот – возрастает. Учреждения образования, работа, дом – это то пространство, в котором мы проводим большое количество времени, оно организовано так, чтобы было интересно учиться, работать и жить. Зелень и свежесть растений всегда придают уют, вносят яркую живую ноту в любой интерьер, который без них кажется скучным, однообразным, лишенным индивидуальности. Правильно подобрать растение и создать для него подходящие условия – задача не из легких. Озеленение помещения требует определенных навыков и знаний, приложения немалых усилий и затраты времени.
Изучению подлежали комнатные растения следующих порядков: Полиподиевые, Схизейные, Перцевые, Гвоздикоцветные, Мальвоцветные, Молочайноцветные, Тыквоцветные, Верескоцветные, Камнеломкоцветные, Рутоцветные, Гераниецветные, Кисличноцветные, Розоцветные, Зонтикоцветные, Ясноткоцветные, Лилиецветные, Спаржецветные, Амариллисоцветные, Злакоцветные, Коммелиноцветные, Осокоцветные, Имбирецветные, Арекоцветные, Пальмоцветные, Аронникоцветные и др. [1, с. 313-315].
Комнатные растения не только служат украшением кабинетов, учебных аудиторий, но и являются практическим материалом для изучения биологии и биологических дисциплин. Использование живых объектов необходимо при проведении лабораторных работ и демонстрации некоторых биологических закономерностей. При правильном использовании натуральных объектов в сочетании с прочими средствами обучения происходит активизация детей.
В таблице 1 представлены темы уроков и примеры растений, которые необходимо использовать при их изучении. Учащимся можно предложить приготовить и рассмотреть микропрепараты органов некоторых комнатных растений. Проведение этих опытов способствуют углублению знаний о клеточном строении органов растений, а также выработке умений и практических навыков приготовления микропрепаратов и изучения их под микроскопом.
Таблица 1 – Комнатные растения, используемые на уроках биологии при изучении строения растительных клеток и тканей
Тема урока | Растение, орган, часть органа | Цель использования |
Клеточное строение растительного организма | зебрина (Zebrina), традесканция (Tradescantia) – кроющие и железистые волоски листа, | приготовление микропрепаратов |
Органоиды растительной клетки, движение цитоплазмы (циклоз) | гемантус (Haemanthus) и дримиопсис (Drimiopsis) – клетки эпидермиса листа,
элодея канадская (Elodea canadensis), традесканция (Tradescantia), пеларгония (Pelargonium), элодея (Elodea) – клетки эпидермиса листа, бальзамин комнатный (Impatiens sultanii) |
приготовление микропрепаратов |
Запасные вещества и включения растительной клетки | бегония (Begonia), купена (Polugonatum) | приготовление микропрепаратов |
Особенности строения клеток растительных тканей | бальзамин комнатный (Impatiens sultanii), пеларгония крупноцветковая (Pelargonium grandiflorum), алоэ древовидное (Aloe arborescens), бегония королевская (Begonia coralline), молочай ребристый (Euphorbia obesa) | приготовление микропрепаратов |
Также при изучении вегетативных органов растений применение комнатных растений просто необходимо – это позволит учителю активизировать учебный процесс и через систему методических приемов способствовать усвоению учащимися сложного теоретического материала, пониманию его практической значимости.
Комнатные растения, используемые на уроках биологии при изучении вегетативных органов растений:
1) тема урока: «Корень», для изучения корневого чехлика и корневых волосков можно использовать черенки традесканции, укорененные в воде или влажном песке;
2) тема урока: «Корневое давление» для изучения корневого давления используются черенки пеларгонии, бальзамина, плюща;
3) тема урока: «Видоизменения корней», воздушные корни удобно изучать на воздушных корнях монстеры, клубневидные корни демонстрируют, использую хлорофитум;
4) тема урока: «Типы корневых систем», мочковатая корневая система рассматривается с использованием таких видов комнатных растений, как гаворция шахматная, эухарис обыкновенный, гиппеаструм гибридный, стержневая – фикус, плющ, комнатный перец;
5) тема урока: «Лист», простые листья изучают на растениях: колеус, эписция, сложные - ройциссус;
6) тема урока: «Строение листа», фикус, бегония, пеларгония, бальзамин, аспидистра – черешковые листья, сидячие у амариллиса и кливии, влагалищные – у традесканция, алоэ, лист с прилистниками – бегония;
7) тема урока: «Формы листа», линейные:листья драцена, кливия, амариллис, овальные листья- фикус, калатея, ланцетные листья- сансевьера, лигуструм, яйцевидные листья – фуксия, пальчатолопастные листья – плющ, абутилон, инжир, перистораздельные листья – пеларгония душистая, непарноперистосложные листья – финиковая пальма, роза;
8) тема урока: «Видоизменение листьев», вайи – аспарагус, щитовник мужской, эхинопсис, акантокалициум – колючки;
9) тема урока: «Листорасположение», очередное: традесканция, пеларгония, супротивное: бриофиллум, жасмин, фуксия, мутовчатое – элодея; листовая мозаика- плющ, колеус;
10) тема урока: «Жилкование листа», сетчатое: колеус, фикус, дуговое – аспидистра, традесканция, параллельное - драцена, амариллис, циперус, юкка, кливия, гиппеаструм, перистое – диффенбахия, аукуба;
11) тема урока: «Внутреннее строение листа», хорошими объектами для изучения являются: амариллис, традесканция, кливия, пеларгония, фикус, монстера;
12) тема урока: «Стебель. Видоизменение побега», прямостоячие стебли у фуксии, бальзамина, фикуса, ползучие стебли у традесканции, сциндапсуса, цепляющиеся – циссус, пассифлора, усы – камнеломка, хлорофитум, валлиснерия, травянистые стебли – бегония, катарантус, одревесневающие стебли – гибискус, фикус, клубни имеются у глоксинии, хлорофитума, аспарагуса, луковицы – у амариллиса, эухариса, гемантуса, кливии, корневище характерно для – нефролеписа, аспидистры, сансевьеры, драцены.
Комнатные растения необходимы при изучении процессов, происходящих в растительном организме, в раскрытии механизмов изменений, которые могут иметь место быть под воздействием окружающей среды (таблица 2).
Таблица 2 – Использование комнатных растений при изучении физиологических процессов у растений
Тема урока | Название растения |
Транспирация | пеларгония, колеус, фуксия,монстера, алоказия, плектрантус, аралия |
Листопад | инжир, бальзамин, фуксия, лигуструм, молочай |
Фотосинтез и дыхание | пеларгония, фуксия, элодея |
Водообмен и минеральное питание | бальзамин, колеус, плектрантус |
В таблице 3 представлена информация об использовании комнатных растений при изучении особенностей размножения.
Таблица 3 – Использование комнатных растений при изучении размножения растений
Тема урока | Название растения, способ размножения |
Вегетативное размножение растений | размножение стеблевыми черенками: фуксия, зигокактус, традесканция, пеларгония,бальзамин, колеус, монстера, циперус, бегония, фикус, алоэ, абутилон, жасмин, драцена |
размножение отводками: плющ, традесканция | |
размножение усами: хлорофитум, камнеломка | |
размножение отпрысками: гавортия, кала, хлорофитум, алоэ | |
размножение делением куста: циперус, аспарагус, аспидистра, хлорофитум | |
размножение листовыми черенками: глоксиния, бегония, сансевьера, сенполия | |
размножение листовыми выводковыми почками: бриофиллум, костенец живородящий, толмия | |
размножение луковицами: амариллис, гемантус, панкрациум, эухарис, зефирантес | |
прививка: разные виды кактусов, сирень к лигуструму | |
Семенное размножение растений | плоды и семена: лимон, гранат, финиковая пальма, амариллис, кактус |
Искусственное опыление растений | опыление растений: амариллис, гемантус, кливия, бегония |
Наиболее часто комнатные растения применяются при изучении тем «Прорастание пыльцы», «Цветок и его строение», «Соцветия» – таблица 4.
Таблица 4 – Использование комнатных растений при изучении генеративных органов
Тема урока | Название растения | Примечания |
Прорастание пыльцы | Кливия, амариллис | опыт ставится за 1-1,5 ч до урока |
Строение цветка | зефирантес обыкновенный, панкрациум, кливия, амариллис | поперечные разрез пыльника, поперечный и продольный срез семяпочки |
Соцветие | бегония, пеларгония, кливия, колеус, камнеломка, спатифиллум, зигокактус, гиппеаструм, диффенбахия | разнообразие соцветий |
Комнатные растения широко применяются на уроках в старших классах, при изучении ботаники и общей биологии. Живой объект вызывает интерес у учащихся, активизирует их познавательную деятельность, а старшеклассникам позволяет закрепить теоретические знания и развивать практические умения и навыки. Ниже представлены темы уроков и растения, которые необходимо применять при их изучении, а также даны примечания:
1) тема урока: «Эволюционное учение», растения, которые впервые описал К.Линней: иглица колючая, камнеломка отпрысковая, валлиснерия спиральная,агава американская, алоэ расписное, лавр благородный;
2) тема урока: «Вид. Критерии вида», морфологический критерий можно изучать на таких примерах, как – традесканции виргинская, приречная, сеткрезия, каллизия, хлорофитум;
3) тема урока: «Изменчивость ненаследственная», бальзамин, традесканция, пеларгония выращиваются в разных условиях из черенков;
4) тема урока: «Изменчивость комбинативная», бальзамин – изучение окраски листьев, цветков;
5) тема урока: «Искусственный отбор», многообразие сортов рассматривается на примере амариллиса, пеларгонии, сенполии, бальзамина;
6) тема урока: «Внутривидовая борьба за существование», колеус, бальзамин, пеларгония;
7) тема урока: «Гомологичные органы», видоизменения побегов и листьев – циссус (усики), иглица (филлокладии) аспидистра (корневище), амариллис (луковицы) кактусы (колючки, стебель);
8) тема урока: «Аналогичные органы», циссус, плющ (видоизмененные корни, видоизмененные листья);
9) тема урока: «Рудиментарные органы», аспидистра, иглица;
10) тема урока: «Биогенетический закон», проростки кактусов – у проростков кактусов развиты две семядоли;
11) тема урока: «Экологическое видообразование», зефирантес – засушливые местообитания, имеется период покоя, эухарис – растет в пойме р. Амазонки, не имеет периода покоя;
12) тема урока: «Географическое видообразование», родина Амариллиса – Африка, родина кливии – побережье юга Африки, ареалы отделены горами;
13) тема урока: «Конвергенция», класс двудольные, семейство кактусовые, рипсалис; класс двудольные, семейство молочайные, молочай, агавы, алоэ;
14) тема урока: «Дегенерация», у спаржевых (иглица, аспарагус) листья редуцированы, а функцию фотосинтеза выполняют филлокладии – видоизмененные листья.
Если обобщить перечень комнатных растений необходимых для организации лабораторных работ, то наиболее универсальными оказались: пеларгония, традесканция, кливия, алоэ. Лабораторные работы имеют большое значение, как в учебном и воспитательном процессах, так как позволяют осуществить деятельностный подход и гуманизацию процесса обучения. Комнатные растения в школьном курсе позволяют ученикам освоить важные приемы и трудовые навыки по уходу за ними. При выполнении лабораторных работ школьник совершенствует свои умения и навыки работы с растениями, которые используются как демонстрационный материал для постановки опытов, а также служат средством наглядности при изучении тем урока.
Библиографический список
- Рычкова Ю., Бердников О. Новейшая энциклопедия комнатных растений. М., 2012.