Здоровье – основной показатель всей жизнедеятельности человека. Современное состояние общества, экономики, экологии неблагоприятно отражается на здоровье людей.
Наиболее уязвимым в этом случае является подрастающее поколение. Ухудшение здоровья детей становится не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой: очень часто забота о здоровье детей отходит на второй план по сравнению с образованием, воспитанием, личностным развитием.
В связи с этим сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Таким образом, становится очевидной необходимость формирования у детей культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни, сознательного отношения к собственному здоровью.
Это подразумевает наличие знаний и умений по сохранению и укреплению здоровья, а также осознания здоровья как жизненно важной ценности.
Сам термин “здоровье” имеет множество трактовок. Среди них есть определение ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В последнее время термин “здоровьесбережение” получил широкое распространение во многих сферах человеческой деятельности. Его суть – сохранение здоровья индивида на некоем заданном уровне [1, с. 11].
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом учащейся молодежи “Икар” городского округа Тольятти в своей работе обращает немалое внимание на здоровье семей. Вопросы поддержания должного уровня здоровья решаются в таких объединениях как хореографические студии, студия фитнеса, а также студия “Вселенная красоты”.
Последнее из данных объединений (наряду с занятиями по парикмахерскому искусству и визажу) включает в себя изучение разнообразных способов поддержания здоровья через полученные специальные знания. Так, обучающиеся узнают приемы ухода за кожей, волосами, ногтями.
Изучаются различные комплексы массажа лица, головы, рук. В рамках образовательной программы обучающиеся осваивают основы точечного массажа красоты, основы шиацу, линейного массажа лица и шеи, а также фейс-билдинга.
Таким образом, содержание образовательной программы включает изучение здоровьесберегающих процедур и применение их в домашней практике, а кроме того – изучение правил здорового сна и питания.
В то же время, традиционные знания и умения по сохранению и укреплению здоровья успешно сочетаются с оригинальными методиками оздоровления организма, которые в последние десятилетия находят применение и в официальной медицине.
Так, на учебных занятиях изучаются основы рефлексотерапии, разновидностями которой являются су джок терапия и аурикулотерапия, а также основные положения ароматерапии. Элементы данных методик находят свое применение при проведении учебных занятий студии.
Рефлексотерапия – это метод лечения, в основе которого лежит воздействие на биологически активные точки организма – нервные рецепторы, отвечающие за работу различных органов и систем.
Цель – нормализовать естественный баланс, снимая воспаления, застои, физическое и эмоциональное напряжение, которые препятствуют нормальной циркуляции энергии.
У рефлексотерапии много общего с массажем. Она
• способствует релаксации,
• нормализует кровообращение,
• способствует выводу токсинов из организма,
• восстанавливает процессы обмена веществ,
• снимает стресс и напряжение.
Для общего оздоровления организма в условиях детского творческого объединения (как наиболее приемлемые) используются такие виды рефлексотерапии как су джок терапия и аурикулотерапия.
По-корейски Су – это кисть, а Джок – нога.
На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Такова природа су джок терапии.
Еще одной разновидностью точечного массажа является аурикулотерапия, или точечный массаж ушной раковины (название ее происходит от латинского слова «аурикула» – ушная раковина).
Ароматерапия – разновидность альтернативной медицины, в которой используется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых преимущественно из растений. Одним из самых доступных и популярных способов применения эфирных масел является ароматизация воздуха.
Она благотворно влияет на психоэмоциональную сферу человека, на органы дыхания, дезинфицирует помещение и очищает воздух от вредных примесей, оказывая оздоровительное действие на весь организм.
Для этих целей на учебных занятиях используется специальная аромалампа. Перед использованием эфирных масел в индивидуальных беседах с обучающимися выясняется наличие или отсутствие аллергии на растительные компоненты, хронических заболеваний, являющихся противопоказанием для применения ароматерапии. Использование аромалампы особую актуальность приобретает в осенне-зимний период. В это время чаще применяется масло пихты, эвкалипта и лимона.
Используемые методики позволяют придать образовательной деятельности четко выраженную оздоровительную направленность, где основной составляющей являются профилактические мероприятия, позволяющие обучающимся самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской самопомощи.
Здоровьесберегающая деятельность в рамках студии представлялась на мастер-классах и других мероприятиях Дома.
В марте 2013 года мастер-класс «Будьте красивы и здоровы весной» познакомил родителей обучающихся с правилами здорового питания, способами ухода за кожей лица, руками, ногтями, волосами в весенний период.
В ноябре 2013 года на мастер-классе «Красивые волосы – здоровые волосы. Оригинальные детские прически на основе плетения» родители были ознакомлены с массажем головы, а также рекомендациями по грамотному и безопасному применению укладочных средств и средств для ухода за волосами.
В ноябре 2014 года мастер-класс «Модные косы» познакомил родителей с рекомендациями по поддержанию здоровья детских волос и решению «детских» проблем с волосами.
Также в 2013-2014 и 2014-2015 учебных годах в студии “Вселенная красоты” проходили мастер-классы по нетрадиционным методикам оздоровления организма.
Можно заключить, что Дом учащейся молодежи “Икар” городского округа Тольятти уделяет достаточное внимание проблеме здоровьесбережения подрастающего поколения и пропаганде здорового образа жизни в семье.
Библиографический список
- Бойченко Я. Здоровьесбережение современной молодежи. Монография – Х. Издательство Иванченко И.С., 2013. – 195 с.