УДК 371.264

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ СТУДЕНТОВ НА УСПЕШНОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ

Когут Кристина Ярославовна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)»

Аннотация
В статье рассмотрено понятие уровня притязаний личности, его влияние на деятельность. Описан ход исследования уровня притязаний личности у студентов, из которого можно сделать вывод, что чем выше уровень притязаний у участников образовательного процесса, тем больше вероятность того, что в целом академическая успеваемость будет выше.

Ключевые слова: студенты, уровень академической успеваимости, уровень притязаний, учебная деятельность


THE IMPACT ON THE STUDENTS' LEVEL OF CLAIMS SUCCESSFUL MASTERING THEORETICAL KNOWLEDGE

Kogut Christina Yaroslavovna
Chekhov Taganrog Institute " Rostov State University of Economics"

Abstract
In the article the concept level of claims rasmotenno personality, his influence on the activity. Described course of study at the level of claims of the individual students, from which we can conclude that the higher the level of claims from the participants in the educational process, the more likely that the overall academic performance will be higher.

Библиографическая ссылка на статью:
Когут К.Я. Влияние уровня притязаний студентов на успешность овладения теоретическими знаниями // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4691 (дата обращения: 14.09.2024).

В последние годы в Российской Федерации все чаще поднимается вопрос о том, как можно модернизировать процесс образования. И действительно, традиционный подход к обучению и воспитанию нового поколения не всегда уместен. Это связано с изменениями в обществе, его структуре; ценностях и мировоззрении подрастающего поколения. Существует большое количество инновационных, экспериментальных образовательных программ, разработанных как учеными – теоретиками, так и педагогами – практиками. Но далеко не всегда в данных программах учитываются психологические особенности учащихся. Имеется в виду, не возрастные особенности (такие как возрастные кризисы или новообразования), а личностные особенности каждого из участников педагогического процесса.

Если обратиться к психологическим исследованиям, то можно найти доказательства того, что многие качества личности, такие как самооценка, уровень притязаний личности, характер, темперамент и другие, оказывают большое влияние на успешность человека в том или ином виде деятельности. В современных исследованиях серьезное внимание уделяется Я-концепции, Так, в работах А.А. Кочетовой отмечается, что у будущего педагога она должна быть позитивной, творческой, гуманистической, коллективистической [1, с. 152].

Мы исходим из того, что для школьника или студента учебная деятельность, пусть и не основной, но один из главных видов деятельности. И нельзя не учитывать то, что на успешность в процессе усвоения учебного материала часто влияют именно личностные особенности каждого из учеников.

Одной из таких характеристик личности, которая неразрывно связана с целеполаганием в деятельности и уровнем адаптации к ней является уровень притязаний личности.

Исследованием уровня притязаний личности занимались как зарубежные, так и отечественные ученные, такие как Ф. Хоппе, Т. Дембо, Л. Бороздина и многие другие. В настоящее время обоснованы положения о  соотношении самооценки и уровня притязаний, о его возрастной динамике и связи с другими личностными качествами [2].

Под уровнем притязаний мы пониманием то, какие цели ставит перед собой индивидуум, учитывая свою самооценку, темперамент, волевые качества и многие другие значимые характеристики своей личности. То есть индивид стремится к тому уровню сложности своей деятельности, которая соответствовала бы  представлениям о свойственных ему способностях. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что если у человека высокий уровень притязаний, то, вероятнее всего, он будет проявлять большую активность в своей деятельности, нежели те, у кого уровень притязаний более низкий.

Наиболее приемлемым считается адекватный уровень притязаний. Он характеризуется стремлением человека к успеху, который ощущается либо при достижении определенной цели, либо при перевыполнении поставленной изначально задачи. То есть любая деятельность будет эффективнее, если ее выполнять будет человек с адекватным уровнем притязаний.

Наше исследование проводится в рамках изучения условий, способствующих научно-педагогическому творчеству студентов в вузе. В работах С.Ю. Шаловой определены функции и принципы построения системы научно-педагогического творчества студентов в системе педагогического образования, разработаны и описаны технологии ориентации студентов на творчество [3].

Задача нашего исследования – определить влияние уровня притязаний студентов на успешность овладения теоретическими знаниями.

Студенческие годы – это один из важнейших периодов в жизни каждого человека. С точки зрения психологии, именно в этот период завершается процесс самоопределения, формирования самосознания и мировоззрения человека. А, следовательно, выбранное направление в учебной деятельности должно полностью предопределять ориентацию в дальнейшем профессиональном росте человека.

«Ключевой проблемой, определяющей интерес человека в юности, является он сам: состояние его сознания, его надежды и чаяния, его амбиции; это могут быть также притязания на то, чтобы проявить себя в этом мире, отразив свою личность в искусстве, науке, духовности» [4].

Существует множество различных видов деятельности, в которых может себя реализовать человек, находящийся в данном возрастном периоде. Это может быть и трудовая, и спортивная, и учебная деятельности, а также деятельность в сфере искусства: живописи, музыке, литературе, театре и так далее.

В данной статье мы рассмотрим учебную деятельность, как основную для студентов высших учебных заведений. И выясним, всегда ли выбор учебной деятельности обусловлен тем, что человек направлен на самореализацию себя в науке, или же уровень притязаний студентов не всегда соответствует их уровню академической успеваемости.

Для того чтобы в дальнейшем после окончания высшего учебного заведения у молодого человека была возможность трудоустроиться на должность, соответствующую полученному образованию, ему необходимо обладать набором компетенций, которые возможно усвоить лишь при высоком уровне академической успеваемости. А, следовательно, на наш взгляд, то, что не у всех студентов высокий уровень успеваемости, говорит о том, что не для всех студентов учебная деятельность является приоритетной.

В том числе, среди факторов, влияющих на успеваемость у студентов высших учебных заведений можно выделить и уровень притязаний личности.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ТИ им. А.П. Чехова филиал РГЭУ (РИНХ) в г. Таганроге. В исследовании приняли участие 25 человек – студенты 3 курса.

На этапе подготовки к исследованию перед нами стояли следующие задачи:

1.      Выявить уровень притязаний у студентов.

2.      Выявить уровень академической успеваемости студентов, принимающих участие в экспериментальном исследовании.

3.      Определить  влияние уровня притязаний личности на успешность в учебной деятельности для отличников, хорошистов и троечников.

4.      Сравнить полученные результаты между группами отличников, хорошистов и троечников.

Для выявления уровня притязаний у студентов мы использовали опросник, разработанный  Е.Н. Гогуновым и Б.И. Мартьяновым [5]. Опросник состоит из двух частей. В первой части  – 10 вопросов различного содержания, во второй части – 3 вопроса.

При интерпретации результатов необходимо было посчитать положительные ответы на вопросы, вычесть из результатов, полученных в первой части, результаты второй части.

И далее согласно ключу опросника мы интерпретировали полученные результаты.

При наличии восьми – девяти положительных ответов признак считается безусловно доминирующим.

При наличии пяти – семи положительных ответов признак считается выраженным (преобладающим).

Наличие трех – четырех положительных ответов характеризует средние показатели выраженности признака.

Наличие одного – двух положительных ответов характеризует слабую выраженность признака.

В данном случае под «признаком» надо понимать уровень притязаний личности. То есть чем больше выражен данный признак, тем выше уровень притязаний у студента.

Также участникам исследования предлагалось ответить на вопрос, об их успеваемости: «По итогам достигнутых вами результатов в учебной деятельности вас можно отнести к…» и предлагалось выбрать один из предложенных вариантов: «отличникам», «хорошистам», «троечникам».

В результате анализа полученных данных мы выявили, что из 25 студентов, принимающих участие в исследовании, оказалось 6 отличников, 9 хорошистов и 10 троечников. Таким образом, дальнейший анализ полученных нами данных мы проводили, учитывая уровень академической успеваемости студентов.

При анализе эмпирических данных мы получили следующие результаты:

Студентов, у которых обнаружен очень высокий уровень притязаний (вероятно, завышенный) – 3 человека (12 %).

Студентов с высоким уровнем притязаний – 9 человек (36%).

Студентов, у которых выявлен средний уровень притязаний – 10 человек (40 %).

Студентов с  низким уровнем притязаний – 2 человека (8 %).

Далее мы анализировали полученные результаты по отдельным группам. И получили следующие результаты (см. таблицу 1.).

Таблица 1. Уровень притязаний студентов с различной успеваемостью

Очень высокий уровень притязаний Высокий уровень притязаний Средний уровень притязаний Низкий уровень притязаний
Отличники 50 % 50 %  -  -
Хорошисты 11 % 45 % 33 % 11 %
Троечники  - 10 % 80 % 10 %

В целом анализ результатов проведенного нами диагностического эксперимента позволил сделать следующие выводы:

Уровень притязаний личности неразрывно связан с успеваемостью человека в том или ином виде деятельности: чем выше уровень притязаний у участников образовательного процесса, тем больше вероятность того, что в целом академическая успеваемость будет выше.

Это говорит нам о том, что если в школьном возрасте заниматься проблемой формирования адекватного уровня притязаний, то в дальнейшем это может повысить уровень академической успеваемости детей. Причем, чем раньше психолог или педагог обратит внимание на формирование и при необходимости, коррекцию личностных психологических характеристик, тем лучше. В студенческие годы проводить коррекцию уровня притязаний сложнее, так как в этом возрасте у человека уже сформировано мировоззрение, жизненные смыслы, но все же, это возможно. Например, если студентам при организации текущего контроля по предмету даются задания разной степени трудности. Это «стимулирует самопознание и самоанализ студентами индивидуальных особенностей, что обеспечивает им более полную самореализацию и адекватную оценку» [6, с. 101].

Таким образом, можно сделать вывод, что если проводить с учащимися превентивные мероприятия, предотвращающие искажение личностных притязаний, можно добиться в целом большую эффективность образовательного процесса.


Библиографический список
  1. Кочетова А.А. Подготовка к коллективной педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2005. № 8. с. 151 – 153.
  2. Бороздина Л.В. Самооценка и притязания: диагностика факторов риска психосоматических заболеваний. (Авторская разработка психодиагностической схемы). – М., 1997
  3. Шалова С.Ю. Создание условий для научно-педагогического творчества студентов в вузе: Монография. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011. – 264 с.
  4. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». – 2006 – 608 с.
  5. Гогунов Е.Н. , Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000г. – 169 с.
  6. Шалова С.Ю. Создание ситуации выбора для студентов как условие индивидуализации образовательного процесса в вузе  //Инновации в образовании.  2013. № 5. с. 97 – 107


Все статьи автора «Когут Кристина Ярославовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: