Деловая игра – это комплексный методический прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Для подготовки и проведения игры, привлечены студенты, цель которых планирование хода игры, нахождение и отбор информации, а также научиться вырабатывать конструктивные предложения для взаимного сотрудничества, исходя из заданных условий. Актуальность проведения деловых игр выражается в формировании профессиональных качеств, средством погружения в конкретную деловую ситуацию.
Деловые игры в формировании профессиональных качеств будущих инженеров описала Р.С.Имамбаева, Н.Ю.Полищук [1]. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» написал Р.И.Баженов [2, 3]. В.А.Векслер применял деловые игры в обучении взрослых [4]. О подходе к разработке модели проведения деловой игры в студии компетентности деловых игр в своем исследовании рассказали О.Л.Викентьева, А.И.Дерябин, Л.В.Шестакова [5]. О том, как можно развить психологические и профессиональные компетенции сотрудников в деловых играх показали А.А.Рабцевич и др. [6-8]. Как можно провести деловую игру в элективном курсе по информатике показали Л.М.Дергачева, Н.Д.Тамошина [9]. О методах проведения деловых игр в своих исследованиях рассказали Ю.Н. Чернышов, А.А.Петренко [10, 11]. О том, как связанны деловая игра и метод педагогического обучения, исследовал И.А.Бисько [12]. И.Н.Мовчан использовала деловые игры в самостоятельной работе студентов [13]. И.Д.Белоусова [14] показала взаимосвязь профессиональных стандартов в сфере обучения ИТ-специалистов. А.О.Горянская и Ю.П.Штепа использовали игровые технологий при изучении систем счисления в школьном курсе информатики [15]. Перспективы повышения качества подготовки инженеров затронула Е.М.Каргина [16]. О.М.Киселева изучала преподавание дисциплины «Социальная информатика» в вузе для направления подготовки «Социальная работа» [17]. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей рассмотрела Л.С.Чеглакова [18]. С.В.Козлов выделил структуру, содержание и специфика вычислительной практики студентов математического профиля направления подготовки «Педагогическое образование» [19]. О.В.Орусова применила метод деловых игр при преподавании курса «Макроэкономика» [20, 21]. А.И.Иванов и А.С.Куликова рассмотрели деловую игру как оценочное средство реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании [22]. Деловую игру как средство развития иноязычной компетенции студентов технического вуза изучали В.И.Дьяченко и др. [23]. Проведением деловых игр также занимаются и зарубежные ученые [24-27].
Объектом исследования является проведение деловой игры в рамках дисциплины «Управление проектами информационных систем» среди студентов, которые должны изучить правильное заключение договоров, между заказчиком исполнителям, а так же научиться вырабатывать конструктивные предложения для взаимного сотрудничества, исходя из заданных условий.
Цель игры:
- Развитие коммуникационных навыков в проектной среде;
- Понимание и отработка на практике функций каждой из проектных ролей;
- Научиться правильно оценивать свои силы в создание сайтов;
- Изучить примерные стоимости сайтов и своей работы.
Подготовка игры:
- Самостоятельное разделение студентов за пару дней до начала игра;
- Исполнитель готовит резюме;
- Подготавливается аудитория и подручные материалы для проведения игры.
Этапы проведения деловой игры:
- Студенты, делятся на две группы, исполнители и заказчики (1-2 мин.)
Исполнители приходят на встречу с заказчиком с документами подтверждающие выполнение своих работ в этой сфере, качество и сроки и отзывами выполнения. Заказчик, в свою очередь приходит с визитками своей компании, своим образом договора на оказания услуг. Пример договора можно посмотреть на сайте http://yar-do.ru/page/dogovor.
- Объясняются правила игры (2-3мин.)
Заказчики занимают свои места, исполнитель, входя в аудиторию, садится к одному из заказчиков. Между ними происходит разговор по созданию и критериям сайта. В итоге решается вопрос о подписании договора. Исполнитель имеет права отказаться от этой работы и перейти к другому заказчику, чьи критерии работы его будут устраивать. При подписании договора заказчик обозначает сроки и этапы работы.
- Процесс игры (30-40 мин.) Исполнители, исходя из потребностей заказчика, решают проблему выполнения заказа. Целью заказчиков является заключить договор за меньшую сумму, а так же выявить детальность проекта. Заказчики ищут исполнителя, согласного на условия договора. Также участники договариваются о цене по разработке сайтов, минимальная цена 15000 рублей, так же цена зависит от вида исполняемой работы.
Исполнители разрабатывают три вида сайтов:
1. Сайт Визитка;
2. Сайт Бизнес;
3. Интернет-магазин 2.0.
Первый опыт проведения деловой игры по разработке и покупке сайтов показал, что большинство студентов с энтузиазмом восприняли правила игры и начали выполнять всю деятельность игры. Такой опыт показывает перспективность подобного рода деловых игр в процессе обучения.
Библиографический список
- Имамбаева Р.С., Полищук Н.Ю. Деловые игры в формировании профессиональных качеств будущих инженеров // Научная перспектива. 2013. № 3. С. 71-74.
- Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
- Баженов Р.И. О методике преподавания дисциплины «Управление проектами информационных систем» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 (35). С. 55.
- Векслер В.А., Баженов Р.И. Формирование модели обучения взрослых основам информационных технологий: региональный аспект: монография. Биробиджан: Издательский центр ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. 126 с.
- Викентьева О.Л., Дерябин А.И., Шестакова Л.В. О подходе к разработке модели проведения деловой игры в студии компетентности деловых игр // Математика программных систем Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 2013. С. 140-145.
- Сямрикова А.И., Гильманова А.И., Рабцевич А.А. Развитие психологических и профессиональных компетенций сотрудников в деловых играх // Современные научные исследования и инновации. 2015. №3-3(47). С. 86-89.
- Сатаненко А.В., Рабцевич А.А. Деловые игры как один из методов в подготовке студентов по экономическим дисциплинам // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2-4 (46). С. 126-128.
- Изосимова И.Ю., Рабцевич А.А. Инновационная игра как модификация деловых игр // СМАЛЬТА. 2014. № 5. С. 84-86.
- Дергачева Л.М., Тамошина Н.Д. Деловая игра в элективном курсе по информатике // Информатика и образование. 2007. №1. С. 57-60.
- Чернышов Ю.Н. Деловая игра «Виртуальное предприятие» // Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник. 2001. №4. С. 258-260.
- Петренко А.А. Деловая игра «Государство лицей» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. №10. С. 75-77.
- Бисько И.А. Деловая игра как один из методов педагогического взаимодействия // Человек и образование. 2005. № 1. С. 40-42.
- Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе // Научные труды SWorld. 2007. Т. 6. № 1. С. 72-73.
- Белоусова И.Д. Профессиональные стандарты в сфере обучения ИТ-специалистов // Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 20-21.
- Горянская А.О., Штепа Ю.П. Использование игровых технологий при изучении систем счисления в школьном курсе информатики // Современная педагогика. 2014. № 11 (24). С. 92-98.
- Каргина Е.М. Перспективы повышения качества подготовки инженеров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 190-193.
- Киселева О.М. Преподавание дисциплины «Социальная информатика» в вузе для направления подготовки «Социальная работа» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 17.
- Чеглакова Л.С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2012. № 4. С. 2-7.
- Козлов С.В. Структура, содержание и специфика вычислительной практики студентов математического профиля направления подготовки «Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 (35). С. 98-103.
- Орусова О.В. Применение метода деловых игр при преподавании курса «Макроэкономика» // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2012. № 2. С. 200-215.
- Орусова О.В. Метод деловых игр и возможности его применения при преподавании в вузе курса «Макроэкономика» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 8. С. 59-64.
- Иванов А.И., Куликова С.А. Деловая игра как оценочное средство реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании // Среднее профессиональное образование. 2012. № 7. С. 35-36.
- Дьяченко В.И., Куимова М.В., Киселева М.С. Деловая игра как средство развития иноязычной компетенции студентов технического вуза // В мире научных открытий. 2014. № 7.2 (55). С. 880-886.
- Faria A.J., Wellington W.J. Validating business gaming: business game conformity with pims findings // Simulation and Gaming. 2005. Т. 36. № 2. С. 259-273.
- Koehn D. Business and game-playing: the false analogy // Journal of Business Ethics. 1997. Т. 16. № 12-13. С. 1447-1452.
- Seligman D., de Llosa P. The business cycle game // Fortune. 1992. Т. 126. № 2. С. 172-173.
- Hilts P. This game is all business // Publishers Weekly. 1993. Т. 240. № 44. С. 38.