Основополагающим звеном в подготовке методически грамотного учителя информатики является педагогическая практика по информатике. Её основная задача – обогащение и закрепление полученных в вузе знаний в области преподаваемой дисциплины, педагогики, психологии, частных методик, приобретение практических умений и навыков педагогической деятельности учителя-предметника.
Основным принципом, положенным в основу построения практики, является принцип постоянно возрастающей самостоятельности студентов в подготовке и проведении уроков, а также внеклассных мероприятий по информатике. Это дает возможность студентам продемонстрировать в реальных условиях приобретенные на вузовской скамье навыки профессиональной деятельности [1].
Предварительная подготовка студентов к педагогической практике по информатике предполагает ознакомление с Обязательным минимумом содержания образования по курсу школьной информатики, изучение содержания школьных учебников по информатике для соответствующих классов, ознакомление с методической литературой и программными средствами в поддержку школьного курса информатики.
В соответствии с учебным планом направления подготовки «Педагогическое образование» педагогическая практика по информатике предусмотрена на 5 курсе профилей «Математика и информатика» и «Физика и информатика». Педагогическая практика длится семь календарных недель и занимает одну из четвертей первого учебного полугодия.
В первую неделю студенты знакомятся с классом и школой-базой практики, изучают программы, учебники, программное обеспечение, методический материал, используемый учителем-предметником, посещают и анализируют уроки учителя информатики, составляют календарно-тематическое планирование учебно-воспитательной работы.
Следующие шесть недель студенты активно погружаются в профессиональную среду: разрабатывают и проводят уроки и внеклассные мероприятия по информатике, посещают и анализируют уроки информатики, проводимые учителем-предметником и другими студентами-практикантами, проводят самоанализ собственной педагогической деятельности.
Одним из основных практических умений студента-практиканта, которое он должен продемонстрировать в рамках практики, является умение строить свою работу на основе четкого предварительного и непосредственного планирования учебно-воспитательной деятельности. При этом предварительное планирование связано с построением системы уроков по преподаваемому предмету (построение тематического планирования), а непосредственное – с разработкой конспекта предстоящего урока.
Предварительное планирование рекомендуется составлять совместно с закрепленным за студентом учителем-предметником с опорой на учебную программу по информатике и годовые тематические планы учителя. При этом к обязательным компонентам темплана отнесем указание названия тем; общей дидактической цели системы уроков по каждой теме; названия уроков; их типов; общих методов обучения; оборудования, программного обеспечения; основных источников информации для учителя и ученика.
Разработка конспекта предстоящего урока (непосредственное планирование) связана с определением целей урока, основного дидактического аппарата (содержания, средств, методов обучения) и структуры урока. Основные умения, которые должны на этом этапе продемонстрировать практиканты – это умения фиксировать строение урока и детализировать каждый из его элементов. Схема конспекта включает в себя указание даты, типа, темы урока; целеполагание; перечень наглядных материалов, необходимого программного и технического обеспечения; фиксирование плана урока с указанием приблизительной продолжительности каждого его этапа; описание хода урока. Подобное планирование учебного материала раскрывает перспективы деятельности, создает представление о расстановке смысловых акцентов и способствует нормализации нагрузки учащихся [2].
Проделанная работа по конструированию предстоящих уроков развивает у студентов умения планирования педагогической деятельности, отбора содержания учебного материала, методов и средств обучения. Непосредственное проведение уроков демонстрируют умения передавать учебную информацию, формировать у учеников предметные знания, активизировать, развивать и управлять познавательной деятельностью учащихся, обеспечивать внимание, осмысление и запоминание учебного материала, использовать разнообразные формы и методы обучения, устанавливать деловые взаимоотношения между участниками образовательного процесса, объективно оценивать ответы учеников.
Помимо конструирования и проведения уроков информатики к важным умениям в овладении педагогическим мастерством отнесем также
- умение анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока (сопоставляя выдвинутые образовательные, воспитательные, развивающие и практические цели и достигнутые результаты, студенты учатся выявлять методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся на уроке);
- подготовку и проведение внеклассного мероприятия по информатике (к наиболее значимыми требованиям к внеклассному мероприятию по информатике отнесем: его целенаправленность, содержательность, рациональное построение и обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания) [2].
Предварительное оценивание педагогической деятельности студента-практиканта осуществляет закрепленный за ним учитель-предметник с учетом уровня сформированности профессионально-педагогических умений практиканта и отношения студента к практике. Эта оценка может быть изменена или утверждена факультетским руководителем после анализа сданной отчетной документации.
Библиографический список
- Козлов С.В. Структура, содержание и специфика вычислительной практики студентов математического профиля направления подготовки «Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7387 (дата обращения: 07.07.2015).
- Тимофеева Н.М. Педагогическая практика по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. – Смоленск: СГПУ, 2005. – 24 с